Особенности физической подготовки учащихся в годы Великой Отечественной войны

Аннотация. В статье на основе анализа архивных материалов раскрыты особенности физической подготовки учащихся городских школ Рязани в годы Великой Отечественной войны. Показано значение обучения военному делу как важнейшей составной части физической подготовки. Дан анализ содержания, форм урочной и внеурочной деятельности по военно- физической подготовке. Выявлены трудности в организации этого процесса.

Ключевые слова: школа, учитель, Великая Отечественная война, физическая подготовка, военная подготовка, военное дело, особенности

В годы войны в учебно-воспитательном процессе школы происходили существенные изменения, связанные с требованиями времени: усиление политического значения всеобуча, патриотического, трудового воспитания учащихся, обеспечение необходимой физической, военной подготовки учащихся, их готовности к защите Родины.

С целью подготовки людского резерва для фронта Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» (17 сентября 1941 г), в соответствии с которым каждый гражданин СССР должен был быть обучен военному делу: знать особенности воинского уклада, уметь метко стрелять, метать гранату, вести штыковой бой, маскироваться, укрываться от артиллерийского и миномётного огня, пользоваться средствами противовоздушной и противохимической обороны (ПВХО [6].

Военному делу обучались и школьники в соответствии с требованием Закона «О всеобщей воинской обязанности». В школах страны много внимания уделялось физической подготовке: походам, прыжкам, строевой и лыжной практике, военно-физкультурным играм, соревнованиям. Военное дело становится самостоятельным предметом в общеобразовательной школе, целью которого было повысить дисциплину учащихся - юношей, воспитывать у них выдержку, выносливость, мужество, закалённость, умение выдерживать физические нагрузки. Девочки тоже изучали военное дело, их готовили к выполнению обязанности радисток, телеграфисток и телефонисток, они осваивали медико-санитарное дело.

Школы нашей страны находились в разных условиях материального, кадрового обеспечения в исследуемый период, поэтому и постановка военно-физической подготовки имела свои особенности, в частности, в школах Рязанского края.

В сентябре 1941 года было введено всеобщее военное обучение. В первый военный год местные органы образования начали принимать меры по обучению военному делу - юношей, а медико- санитарному – девушек. Всего в 1941-42 учебном году в городских школах Рязани военному делу обучалось 196 юношей, медико-санитарному делу – 376 девушек, из них выдержали испытания 130 юношей и 218 девушек [2, Л.9]. Однако за отсутствием преподавателей физкультуры и военных руководителей в ряде школ города эти дисциплины не преподавались. Так, в отчёте о работе школ отмечается, что «Военно- санитарному делу не обучались девушки средних школ №№ 1, 17 за отсутствием преподавателей; средние школы №№ 1, 2 и 3 обслуживались одним военруком <…>. «В других школах в занятиях по военному делу также были перерывы. Качество уроков по военному делу не стоит на должной высоте за недостаточной квалификацией и перегруженностью военруков» [2, Л. 9, 9 об.]. 

Отмечается невысокое качество уроков физической культуры в некоторых школах. Например, в начальных классах уроки физкультуры проводили сами учителя этих классов, и при их недостаточной подготовленности они заменяли уроки физкультуры уроками русского языка, арифметики, иногда классными собраниями, поэтому программа не выполнялась [2, Л. 9 об.]. Для частичного решения кадровой проблемы предлагалось готовить учителей физкультуры для начальной школы из числа учащихся старших классов, а также бывших учеников, которые окончили школу [5, Л.17]. Например, в школе № 7 уроки физкультуры проводили учащиеся 10 класса.

В 5-10 классах преподавание физкультуры велось специалистами, но их также не хватало. Так как большинство преподавателей военного дела не имели необходимого уровня общепедагогической и методической подготовки, при средней школе № 2 г. Рязань была организована секция по военно-физкультурному обучению (руководитель т. Локтаев), на которой обсуждался программный материал, содержание и методика отдельных тем и уроков, методика проведения и объём весенних испытаний. Еженедельно военные руководители и преподаватели военно-физкультурного дела проходили командирскую учёбу, что в определённой степени способствовало решению проблемы. При этой школе был организован военный кабинет и склад [2, Л. 43, 43 об.]. В последующие годы такие кабинеты были открыты во всех городских школах, для которых выделены отдельные классы.

Потребность в подготовленных специалистах по военному делу стала возрастать в связи с введением, начиная с 1943 года, военного дела как самостоятельного учебного предмета. На занятиях учащиеся овладевали теоретическим материалом – изучали винтовку, гранату, противогаз и приобретали умения ими пользоваться.

В городских школах стали открываться военно-физкультурные кружки, которыми было охвачено в 1943-44 уч. г. 230 учащихся [3, Л. 12 об.]. Например, в Рязанской средней школе № 7 военный руководитель организовал кружок по военно-физическому обучению и военно-оборонного характера. Силами военрука, классных руководителей в средней школе № 7 проводилась работа по обучению учащихся основам военизации: система рапортов, правил, выход к доске, окончание урока словом «встать». С учащимися 7-10 классов ко дню юбилея Красной Армии проводились военные занятия, и были определены отличники военной учёбы [4, Л. 65 об.].

Массовая военно-физическая подготовка постепенно стала получать распространение в отдельных школах в различных формах: строевая и лыжная подготовка, военно-физкультурные игры, экскурсии, походы, зимние лыжные кроссы, военные парады. Так, например, 6 июля 1942 года 700 учащихся городских школ Рязани приняли участие в военном параде, посвящённом окончанию учебного года, где показали хорошее качество строевой подготовки [2, Л. 43 об.].

При двух мужских школах (№№1 и 2) и одной женской школе (№ 7) были организованы спортивные площадки; при всех школах открыто общество «Смена» с охватом 820 учащихся. В женских школах девочки получали специальную санитарную и телефонную подготовку [3, Л. 12 об.].

Важно указать ещё на одно условие, необходимое для полноценного физического воспитания и развития детей - наличие соответствующих санитарно - гигиенических условий. В годы войны был ослаблен школьно - санитарный надзор, многие школы не имели постоянных школьных врачей. Приходилось мириться с серьёзными нарушениями гигиенического режима в школах: занятия в неприспособленных помещениях, так как многие школьные здания были заняты под госпитали, нарушение теплового, светового, воздушного режима, отсутствие полноценного питания.

Остро стоял вопрос о школьном питании, изыскивались различные способы для обеспечения учащихся пищей. При школах открывали столовые, буфеты, кормили детей в классах. Как правило, горячий завтрак в большинстве городских школ состоял из 50 граммов хлеба или булочки с чаем без сахара.

В Рязани вопрос школьного питания был на постоянном контроле руководителей города; часто проверяли школьные столовые. Так, в приказе № 1а от 5/I 1944 г. записано: «На основании распоряжения главного инспектора по торговле по Рязанской области от 4/ I 1944 приказываю:

1. Незаконную выдачу пирожков учителям и техслужащим прекратить с 6/I с/г.

2. Пирожки или по 50 г. хлеба и сахарно - кондитерских изделий расходовать строго по назначению – только для учащихся.

3. Всем руководителям школ вести строгий порядок и учёт выдачи хлеба и сахарно – и кондитерских изделий учащимся. Накануне каждого месяца представлять в гороно заявку о количестве школьников для получения хлеба и сахарно - кондитерских изделий для них. Завгороно» [1, С. 22].

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны физическое воспитание приобрело новое качество - военную направленность, которая предполагала не только развитие здорового организма школьников, но и подготовку их к защите страны, воспитание патриотизма и гражданственности.

Военно-физическая подготовка приобрела дифференцированный, гендерный характер. Мальчики изучали строевую, лыжную, огневую и противохимическую подготовку, знакомились со стрелковым оружием, гранатой, противогазом, изучали технику рукопашного боя, а девочки - военно-санитарное дело.

Военно-физическая массовая внеклассная работа медленно, но постепенно получала распространение в отдельных школах города.

Несмотря на меры, принимаемые городскими органами образования, на протяжении всего периода войны вопрос подготовки учителей физкультуры и военных руководителей в Рязанской области решён не был.

 

Литература:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: