НОД по речевому развитию для детей 4-5 лет
Тема | «Домашние животные» |
Образовательная область | «Речевое развитие» |
Интеграция образовательных областей | «Познавательное развитие» «ФЭМП» «Художественно-эстетическое развитие» |
Цель | постановка звука[Ш] |
Задачи | уточнение артикуляции звука [Ш], уточнение изолированного положения; развитие речевой моторики; развитие фонематического слуха; развитие точных движений рук; выделение звука в словах. |
Оборудование и материалы | Демонстрационный: Лягушонок, уж, Доктор Айболит. Раздаточный: зеркало, цветные карандаши, комочек ваты, звуковая дорожка, раскраска. |
Медиаресурсы | Компьютер (ноутбук), микрофон, цифровая камера, программа Skype |
Ход мероприятия:
1. Артикуляционная гимнастика.
Жил – был добрый уж Шурик. Заболело у него горло, да так сильно, что он перестал шипеть. Отправился он к Доктору Айболиту за помощью. По пути Шурик встретил нашего веселого лягушонка и улыбнулся «Лягушка». Лягушонок держал в лапках рупор «Рупор», громко квакал, созывая лягушат на блины «Блинчик» Конечно Квак пригласил и ужа. Они пили чай с вареньем «Вкусное варенье». Яблочное варение лежало в красивой чашечке «Чашечка». Шурик рассказал лягушатам о том, что с ним приключилось и его услышало солнышко. Солнышко протянуло свой лучик, и сказала: «Раскрась его волшебной желтой краской, он тебе и покажет дорогу к Доктору Айболиту». Уж так и сделал. Потом поблагодарил всех за помощь, сел на лошадку, поскакал «Лошадка». По пути на нос Шурику, с дерева опустился листик, он стал дуть на него «Фокус». Уж так увлекся, что и не заметил, как доехал.
|
|
«Лягушка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Рупор» - с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
«Блинчик» - улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу.
«Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот, улыбнуться, широким языком облизать верхнюю губу (нижняя челюсть должна быть неподвижна).
«Чашечка» - рот приоткрыт, язык широкий, боковые края языка поднимаются так, чтобы язык принял форму чашечки.
«Маляр» - рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
«Лошадка» - присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«Фокус» - улыбнуться, приоткрыть рот, на кончик носа положить ватку. Широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.
Фото 1-3
2. Введение в тему:
Постановка звука «Ш».
Постановка звука «Ш» через звук «Т».
Поставить язык за верхние зубы и отодвинуть до серены рта, округляя губы.
|
|
Вот и вылечил доктор Шурика. Он пополз и зашипел Ш - - - Ш - - - Ш - - - Ш- - - Ш- - - Ш- - - Ш- - -.
Произнести звук с разной длительностью: Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-.
3. Уточнение артикуляции.
В каком положении находятся губы?
В каком положении находятся зубы?
Где находится кончик языка?
Где находятся края языка?
Какая струя воздуха выходит изо рта?
Выучи (повтори) чистоговорку.
«Ш-ш-ш», — шипит змея. «Ш-ш-ш», — ужалю я.
Выполнение работы детьми.
Упражнение «Узоры на песке»
Змейки рисуют узоры на песке и шипят: «Ш-ш-ш». Сначала проведи по линиям пальчиком, а потом карандашом. Не забывай шипеть, как змейки.
Пальчиковая гимнастика.
Шарик
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Упражнение «Да-нет»
шут шутка куртка шаг рак шайба шапка майка шепот топот | ответ ошибка ушиб усы пример решение петушок пение песок мешок |
Упражнение «Эхо»
(Повторить несколько раз услышанное слово)
Ш-ш-ш-шут, шум, шуба, шаг, шар, шарф, шайба, шапка, шорты, шорох, шепот, шило, ширь, ширма, шея.
(В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы кончик языка был поднят за верхние зубы, губы округлены и выдвинуты вперед, изо рта шла теплая струйка воздуха).
Рефлексия
Поблагодарить за старание.
Предложить раскрасить шарики и посчитать.
(один желтый шарик, два красных шарика, два синих шарика; всего пять шариков (шаров).