Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Знаю — Хочу узнать — Узнал («3 — X — У»)

Тип стратегии: Общеучебные

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели стратегии: Актуализация предшествующих знаний

Подробный алгоритм реализации стратегии:

1. Нарисуйте таблицу.

Знаю Хочу узнать Узнал
     

2. Прочитайте название текста и назовите его тему.

— Появление комет.

3. Вспомните всё, что вы знаете о кометах и их появлении.

Запишите слова в колонку «Знаю».

4. Прочитайте вслух то, что записано. Добавьте то, о чём вы знали и забыли.

У вас может получиться следующее:

Знаю

Галлея

Движутся быстро

Астрономы наблюдают

Много примет

Исчезают

5. Запишите во вторую колонку («Хочу узнать») вопросы, которые у вас появились в ходе обсуждения.

Например:

— Есть ли у комет траектория?

— Какая она?

— Как же движутся кометы?

— Почему же астрономы не могут предсказать их появление?

— Оправдываются ли приметы?

6. Обсудите все вопросы и запишите их (без повторения) во вторую колонку.

7. Читайте текст и отвечайте на поставленные вопросы в третьей колонке. Если в тексте нет ответа, поставьте минус около вопроса.

Обобщите всё, что вы узнали из текста, пользуясь своими запи­сями в третьей колонке.

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Знаю — Хочу узнать — Узнал (плюс)

Тип стратегии: Общеучебные

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели стратегии: Актуализация предшествующих знаний

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Ход работы:

Когда у читателя остаются во­просы, на которые нет ответа в тексте, а желание узнать всё еще есть, рекомендуем обратиться к этой стратегии. Заинтересованные уча­щиеся найдут ответы в Интернете и других источниках. Найденную информацию можно добавить в следующую колонку «Узнал». Такую работу можно продолжать достаточно долго.

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Граф-схемы «Кольца Венна»

Тип стратегии: Общеучебные

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели стратегии: Обучение графическому представлению текстов

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Ход работы:

Окружность Комета Толстая сигара

Солнце в середине Орбит Солнце на конце «Сигары»

Пример текста, раздаточного или дополнительного материала, шаблоны, реквизит, необходимый для реализации стратегии смыслового чтения, ссылки на источники:

Почему астрономы не могут предсказать появление комет?

Почему, пройдя иногда довольно близко от Земли, сверкнув на небе и заставив о себе много говорить (достаточно вспомнить знаме­нитую комету Галлея), они потом исчезают на годы, столетия, а по­рой и навсегда? Ведь все тела Солнечной системы движутся по стро­го определённым траекториям — орбитам. Или кометы исключение из этого правила?

Нет, не исключение. Но их траектории не такие, как у Земли или Луны, — они значительно более «вытянутые». Если орбита плане­ты — почти окружность, в центре которой Солнце, то орбита коме­ты по форме напоминает длинную толстую сигару, на самом кончике которой расположено Солнце. Двигаясь по орбите, кометы проходят очень близко от Солнца — в десятки и сотни раз ближе Меркурия. Затем отдаляются на гигантские расстояния, порой всего лишь в не­сколько раз меньшие, чем расстояние до ближайших звёзд! Чтобы со­вершить оборот по такой вытянутой орбите, комете требуются тысячи и даже миллионы лет.

Следовательно, кометы, которые можно будет наблюдать в ближай­шие годы, предстанут перед глазами астрономов впервые — раньше они появлялись так давно, что даже в древнейших рукописях о них нельзя найти никаких упоминаний. Поэтому нет ничего удивитель­ного, что астрономы не в состоянии предсказать их появление.

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Обзор словаря

Тип стратегии: Развитие словаря

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели стратегии: Обучение умению соединять тематический принцип и индивидуальный ключ запоминания

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Слова Объяснение Ключ
предчувствие чувство, что что-то грозовые облака
  может случиться перед грозой
жуткий пугающий, странный ночью

Ключом к запоминанию может быть рисунок, объяснение, синоним, образ, пример и т.д.

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии: Словарная игра «Аналогия»

Тип стратегии: Развитие словаря

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели стратегии: Целенаправленная работа со словом

Подробный алгоритм реализации стратегии:

1. Прочитайте предложение. Определите отношения между предметами. Добавьте своё слово.

Машина относится к дороге, как поезд к....................................................

2. Составьте свои предложения.

Описание cтратегии смыслового чтения

Название стратегии:

Тип стратегии: Развитие словаря

Автор стратегии: Сметанникова Н. Н.

Класс / возраст: 5-9 кл.

Количество учеников: 25 чел.

Цели стратегии: Обучение умению запоминать слова в контексте

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Нам скоро встретится слово... Попробуем его угадать, расширяя контекст.

— Оно крепкое, серебряного цвета.

— Оно чаще всего изготавливается из железа.

— У него есть плоское основание для ноги.

— Оно находится на лошади.

Это предмет, в который всадник вставляет ногу, когда скачет на лошади. (Слово «стремя».)

 

Учебная текстология

В приложении

Мониторинг качества чтения и понимания текста по Н.Н.Сметанниковой   Мониторинг (отслеживание) качества чтения всё активнее использу­ется как оценочная деятельность в процессе и по результатам обучения. Мониторинг осуществляет учитель (преподаватель), самомониторинг проводит сам обучающийся. Другими словами, проведение мониторин­га является функцией учителя-методолога или методиста чтения. Мониторинг чтения начинается с создания дескрипторов, где от­правной точкой является перечень умений, с6держашийся в Стан­дартах образования, в частности разделах «Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ» и «Чтение: работа с инфор­мацией». В них указываются универсальные учебные действия, ко­торые должны быть сформированы у выпускников начальной школы (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные), а также первичные навыки работы с информацией в результате изучения всех без исключения предметов. Цель и задачи впечатляют. Пока же приведём более ориентированный на практику набор де­скрипторов, составленный для учителя-методолога чтения, работающего в основной и старшей школе (табл. 1). Его можно также использовать для чтения на иностранном языке в высшей школе. Работа мониторингового характера должна проводиться на двух типах текстов: художественном и нехудожественном. Количество заданий должно варьироваться в зависимости от возраста читателя и трудности текста. Сами задания группируются по своему назначению. Первая группа ориентирована на проверку общего понимания со­держания текста, куда относится умение находить информацию, заданную в явном виде, но расположенную в одном или в нескольких предложениях в разных местах текста, а также умение разграничивать факты и вымысел, факты и мнения. Вторая группа заданий проверяет умение извлекать информацию, заданную в неявном виде, т.е. подтекстовую информацию; называть время или место действия, персонажей текста; определять род занятий, основные качества героя; приводить примеры, подтверждающие проявление характера; делать выводы. Третья группа — концептуальные вопросы — проверяет умение определять тему, основную мысль текста, идею и проблему, а также последовательность мыслей и деталей; формулировать свои впечатления и объяснять их; подтверждать суждения примерами из текста и личного опыта. Сюда же относится умение восстанавливать информационные лакуны текста. Четвёртая группа направлена на проверку умения называть тип книги, откуда взят текст, его вид, тип, жанр; называть предметную область и связанные с текстом темы для обсуждения текста в широком контексте. Сюда же относят задания, связанные с языковыми характеристиками текста. Таблица 1 Дескрипторы для самооценки компетентности в области чтения и интегративных умений
Чтение
1-й этап - Понимаю тему, общее содержание, проблему и идею текстов, а также простых коротких описаний, особенно если они содержат иллюстрации- пояснения. - Понимаю короткие простые информационные тексты путём вычлене­ния в них знакомых названий, слов, терминов, простых основных пред­ложений, иногда отдельных фрагментов текста. - Понимаю короткую письменную инструкцию, особенно если она содер­жит иллюстрации. - Узнаю знакомые слова, названия и простые предложения в объявлениях. - Понимаю короткие простые сообщения, например, в письме (в том числе на цифровом носителе). - Могу найти информацию в таком виде материалов, как карта города, рас­писание, описание товаров и услуг (в том числе на цифровом носителе).
2-й этап - Понимаю простые информационные тексты средней длины, содержа­щие наиболее употребительную интернациональную лексику. - Понимаю тему, общее содержание, проблему и идею простых повество­вательных текстов. - Понимаю достаточно короткие описания. - Могу найти информацию в таком виде материалов, как карта города, ре­кламные объявления, буклеты, брошюры, меню, расписание, прогноз погоды (в том числе на цифровом носителе). - Могу найти необходимую информацию в таких видах письменных ма­териалов, как письма, открытки, брошюры, описывающие предметы, места, события, людей (в том числе на цифровом носителе). - Понимаю короткие письма личного характера (в том числе на цифровом носителе). - Понимаю стандартные деловые письма, телефаксные и электронные со­общения на знакомые темы (в том числе на цифровом носителе). - Понимаю инструкции, знаки и объявления, вывешенные в обществен­ных местах - на улицах, железнодорожных станциях, а также на ра­бочем месте.
3-й этап - Умею свободно читать учебные тексты с разной скоростью и различным образом в соответствии с учебной задачей. Понимаю информационно­описательные учебные тексты. - Могу найти и понять необходимую мне информацию общего характера в таких материалах, как письма, брошюры и короткие официальные до­кументы (в том числе на цифровом носителе). - Могу просмотреть один текст средней длины или несколько коротких текстов, чтобы найти конкретный ответ на вопрос, необходимый мне для выполнения определённой учебной задачи (поисковое чтение).
4-й этап - Понимаю информационно-описательные и повествовательные тексты, а также простые тексты, содержащие точку зрения и систему аргументов по учебной тематике. - Могу вычленить главное и детали текста. - Умею достаточно легко читать основные типы учебных текстов с различ­ной скоростью и различным образом в соответствии с учебной задачей. - Понимаю чётко написанные инструкций. - Имею базовый словарный запас для чтения. - Понимаю личную и деловую корреспонденцию, написанную простым языком (в том числе на цифровом носителе).
5-й этап - Могу достаточно легко и по-разному читать основные типы учебных текстов с различной скоростью в соответствии с необходимостью и по­требностями. - Имею адекватный словарный запас для чтения несложной художествен­ной и нехудожественной литературы; при возникновении трудностей умею пользоваться словарём (в том числе на цифровом носителе). - Могу вычленить главное и детали текста в простых научно-популярных статьях по знакомым проблемам. - Определяю значимость статей по целому ряду тем и могу решить, имеет ли смысл прочесть их более подробно (в том числе на цифровом носителе). - Понимаю статьи на современные темы, в которых автор занимает опре­делённую позицию или выражает конкретную точку зрения. - Понимаю инструкции по использованию технических средств.
6-й этап - Могу достаточно быстро и легко читать все типы учебных текстов и без затруднений понимаю основное содержание. - Понимаю основные выводы в чётко организованном тексте, в котором отстаивается какая-то точка зрения. - Понимаю основную логику доказательства в рамках текста, но не все де­тали. - Понимаю описание событий, чувств и пожеланий в текстах и в личной корреспонденции в объёме, достаточном для того, чтобы переписывать­ся с другом или знакомым. - Имею адекватный словарный запас для понимания содержания класси­ческих и современных художественных текстов, книг и газетных ста­тей, но при возникновении трудностей умею пользоваться словарём. - Читаю и понимаю художественную литературу. - Читаю корреспонденцию, относящуюся к сфере моих интересов, и без затруднений понимаю основное её содержание (в том числе на цифровом носителе). - Понимаю статьи, лежащие в области моих профессиональных интере­сов, и при необходимости могу воспользоваться словарём.
7-й этап - Понимаю любую корреспонденцию, иногда прибегая к словарю (в том числе на цифровом носителе). - Полностью, точно и отчётливо понимаю все детали длинного и сложного текста любого вида, типа, жанра, при условии, что могу повторно про­честь те разделы, которые вызвали затруднения.
8-й этап - Понимаю и могу интерпретировать письменную речь практически во всех её формах, включая абстрактные, структурно-сложные художе­ственные или нехудожественные тексты, написанные книжным или разговорным языком.

«Мониторинг чтения»

Цель данной стратегии — определение качества чтения.

Ход работы:

Шаг 1. Подберите текст и определите его вид, тип и фрейм.

Шаг 2. Подготовьте задания и распределите их по группам.

Шаг 3. Определите время для выполнения работы, чтения и выполнения заданий.

Шаг 4. Подготовьте оценочную шкалу выполнения задания, вклю­чающую: оценку и классификацию верно выполненных заданий, общее количество баллов, а также ихраспределение по уровням чтения:

98—100 балловвысокий уровень.

91-97 балловвысокий средний уровень.

75-90 баллов — средний уровень.

61-74 балла — низкий средний уровень.

51-60 баллов — низкий уровень.

Задания по сложности могут быть базового и продвинутого уровня. Первые имеют коэффициент 1-2, вторые - 3.

Шаг 5. Познакомьте обучающихся с целью работы, требованиями и критериями оценивания.

Предтекстовая информация:

Работа состоит из информационного текста и 16 заданий к нему, ко­торые делятся на 4 группы в зависимости от назначения (Таблица 2).

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: