Алгоритм решения прямых задач

Под прямой задачей подразумевается такая, в которой известны генотипы родителей, необходимо определить возможные генотипы и фенотипы потомства в первом и втором поколениях.

Для решения задачи следует составить схему, аналогичную той, что использовалась для записи результатов моногибридного скрещивания

Алгоритм действий Пример решения задачи.
1. Чтение условия задачи. 1. Задача. При скрещивании двух сортов томатов с гладкой и опушенной кожицей в первом поколении все плоды оказались с гладкой кожицей. Определите генотипы исходных родительских форм и гибридов первого поколения. Какова вероятность получения в потомстве плодов с гладкой кожицей? Плодов с опушенной кожицей?
2. Введение буквенного обозначения доминантного и рецессивного признаков. 2. Решение. Если в результате скрещивания все потомство имело гладкую кожицу, то этот признак - доминантный (А), а опушенная кожица – рецессивный признак (а).
3. Составление схемы 1-го скрещивания, запись фенотипов, а затем генотипов родительских особей. 3. Так как скрещивались чистые линии томатов, родительские особи были гомозиготными. Р фенотип   ♀ гладкая           х         ♂опушенная                             кожица                           кожица   Р генотип        ♂ АА             х        ♀ аа
4. Запись типов гамет, которые могут образовываться во время мейоза. 4.                                ↓                                  ↓ G                                А                                  а (Гомозиготные особи дают только один тип гамет.)
5. Определение генотипов и фенотипов потомков, образующихся в результате оплодотворения. 5. F1  генотип                                     Аа фенотип                            гладкая кожица 
6. Составляем схему второго скрещивания. 6. Р фенотип           ♀гладкая       х         ♂гладкая                                кожица                         кожица     Р генотип                 ♂Аа           х           ♀Аа  
7. Определяем гаметы, которые дает каждая особь. 7.                              ↓    ↓                        ↓    ↓ G                              А    а                       А    а (Гетерозиготные особи дают два типа гамет).
8. Составляем решетку Пеннета и определяем генотипы и фенотипы потомков. 8.               F2                                       Генотип                       
♂ ♀ А а
А АА Аа
а Аа аа

             

                       Аа Аа Аа  аа

                       гл.  гл. гл. опуш.

9. Отвечаем на вопросы задачи полными предложениями, записывая все вычисления. Вероятность появления в F2 плодов с гладкой кожицей: 4 - 100% 3 - х           х = (3х100):4 =75%   Вероятность появления в F2 плодов с опушенной кожицей: 100%-75% =25%.
10. Записываем ответ по образцу: Ответ: АА, аа, Аа / 75%, 25%.

 

 

Для решения данного типа задач пользуйтесь следующим алгоритмом решения:

1. Внимательно прочитайте условие задачи, вдумайтесь в каждое слово.

2. Сделайте краткую запись задачи. Не забывайте ставить соответствующие символы.

3. Запишите схему скрещивания. Помните, что от правильной записи зависит решение задачи.

4. По схеме скрещивания можно сразу дать ответ на вопрос задачи, зная первый и второй законы Менделя. Сделайте это. Если это невозможно – проводите скрещивание.

5. Если вы пришли к выводу на основе законов Менделя, вам необходимо обязательно сделать проверку своего утверждения. Проведите скрещивание.

6. Ответьте на вопрос задачи, расписав наследование признаков по генотипу и фенотипу.

Например.

Задача 1. У томатов ген, который обеспечивает нормальный рост, - А, доминирует над геном карликовости – а. Определите, каким будет поколение от скрещивания гетерозиготных растений нормального роста между собой?

Дано:

Ген роста у томатов: А – нормальный

                                  а – карликовый

Р ♀ Аа х ♂ Аа

_________________________________

Найти: F1 -?  

Решение:

Р ♀ Аа х ♂ Аа

G  А а    А а

F1           АА, 2Аа, аа

                3А_, аа

Ответ: расщепление по фенотипу:

Р томатов нормального роста = 0,75; 75%;

Р томатов карликового роста = 0,25; 25%, то есть 3:1.

Задача 1. У собак чёрная окраска шерсти доминирует над коричневой мастью. Чёрную самку несколько раз скрещивали с коричневым самцом. В результате было получено 15 чёрных и 13 коричневых щенят. Определите генотипы родителей и потомства.

Дано:

Ген окраски   - А - чёрная

шерсти у собак - а – коричневая

Р ♀ А_ х ♂ аа

F1 А_ = 15, аа = 13___________

Найти: Р -? F1 -?

Решение:                        

       В результате скрещивания было получено потомство в отношении 1:1, что возможно, если одна из скрещиваемых особей гетерозиготная, а другая гомозиготная по рецессивному гену. Следовательно, скрещиваемая самка имела генотип Аа.

                                             Р ♀ Аа    х ♂ аа

                                             G    А а               а

                                             F1                      АА аа

К распространенным ошибкам, допускаемым учащимися при оформлении задач, относятся также случаи, когда генотип женского организма написан не слева (принятая форма записи), а справа. До-вольно часто встречаются ошибки, когда у гомозиготных особей отмечается два типа гамет, напри-мер:

Такая запись не имеет смысла, так как должно быть указано не число гамет, которых может быть множество, а только число их типов. Запись типа «один ребенок будет больным, а другой здоровым» или «первый ребенок родится больным, а второй здоровым» также лишена смысла, поскольку ре-зультаты указывают лишь на вероятность рождения тех или иных особей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: