Краткая биография Виктора Петровича Астафьева

Урок литературы в 5-А классе.

Г.

Тема урока: В.П. Астафьев «Васюткино озеро» Человек и природа в рассказе.

Цели урока:

Обучающие:

Познакомиться с биографией В.П. Астафьева (кратко)

Продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и аналитическому комментарию художественного текста, работу над характеристикой литературного героя.

Развивающие:

Совершенствовать речевые умения: пересказ художественного произведения, выразительное чтение отрывков.

Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Воспитательные:

Задуматься над вопросом, как человеку выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.

План урока.

1. Прочитать биографию писателя В.П.Астафьева и историю создания рассказа:

- учебник (страница 123, 124);

- текст разработки урока (п.1)

2. Прочитать рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

3. Посмотреть видеоурок по ссылке: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7399/main/245110/

4. Работа над текстом рассказа.

4.1. Записать незнакомые слова в словарик.

4.2. Ответить на вопросы по содержанию рассказа.

4.3. Дать характеристику главного героя рассказа.

4.4. Обратить внимание на богатство языка произведения.

5. Ознакомиться (Приложение) с памятками “Советы идущему в лес” и "Если ты заблудился в лесу". Распечатать и вклеить их в тетрадь (или переписать).

6. Выполнить домашнее задание.

Ход урока

1. Ребята, сегодня на занятии мы начнём знакомство с интересным писателем В.П. Астафьевым и его рассказом «Васюткино озеро». В следующих классах это знакомство продолжится. Таких людей, как В.П.Астафьев, называют совестью нации. Это был чуткий, честный, непримиримый ко лжи и ко злу человек.

Краткая биография Виктора Петровича Астафьева.

Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев (29 ноября 2001 г.).

Он родился 1 сентября 1924 года в Красноярском крае, в селе Овсянка на берегу Енисея. К самому берегу подступает вековая тайга.

Мальчику было 7 лет, когда утонула его мать- Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки Екатерины Петровны было окрашено его одинокое сиротское детство. Довелось ему быть беспризорником, узнать, что такое детский дом. Склонность к сочинительству обнаружилась у него очень рано – в 4-5 лет.

За этот талант бабушка звала его «хлопушкой», что по-сибирски означало врунишка. Школу он заканчивал в Игарке.

Из родных мест ушёл добровольцем в 1942 году на фронт, сражался, дважды был ранен, контужен. Награждён орденом Красной Звезды, несколькими медалями. После войны вернулся на родину, работал в газете «Чусовой рабочий», где и началась его литературная деятельность. Всего он создал 373 произведения, писал о войне, о природе, о своих земляках. До самого последнего дня продолжал писать.

В родной Овсянке он поставил себе дом напротив бабушкиного. В доме горница, небольшой кабинет, небольшой огород. Человеку городскому такие условия покажутся некомфортными, но этот маленький домик лишний раз подтверждает, как этот человек был скромен, несмотря на его известность не только в России, но и за рубежом.

Его малая родина была самым дорогим для него местом: «Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь - леса, горы, перевалы и главное – вот эта притиснутая ими к Енисею деревенька, издали, с высоты такая смирная, такая сиротливая, что стоном стонать хочется от любви и жалости к ней».

Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.

В Овсянке сегодня существует мемориальный комплекс В.П.Астафьева. Благодаря его усилиям в Красноярске создан литературный музей. В Красноярске же В.П. Астафьеву поставлен памятник.

Переходим к изучению интересного рассказа для детей - «Васюткино озеро». Рассказ написан в 1956 году. Сейчас мы познакомимся с историей его создания по учебнику - стр.124.

1.2. Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро».

Рассказ автобиографичен, так как основан на воспоминаниях детства и повествует о том, что случилось с писателем на самом деле. Воспоминания о детстве дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.

1. Чтение рассказа.

2. Просмотр видеоурока по ссылке: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7399/main/245110/.

3. Понравился ли вам рассказ? Что больше всего запомнилось, что заинтересовало?

4.. Словарная работа.

Встретились ли вам в рассказе непонятные слова? Объясните значение некоторых слов, которые встретились в рассказе:

- фортуна – судьба, случай, счастье (“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт);

- бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно;

- паромы, перемёты – ловушки для рыб

- паромы – спаренные сети,

- перемёты - рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки)

- патронташ – сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;

- обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;

- коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;

- затесь – зарубки на стволах деревьев;

- бурелом – деревья, поваленные бурей;

- валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

- тягун – подводное течение.

5. Ответить на вопросы викторины «Кто самый внимательный читатель?»:

6.1. Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?

6.2. Почему Васютка отправился в тайгу? Отчего ему было скучно?

6.3.  Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова? Почему мать так говорила?

6.4. Каков старинный порядок перед выходом в лес?

6.5. Почему Васютка спокойно шёл по тайге?

6.6. С какой птицей встретился Васютка? Почему он не стал в неё стрелять?

6.7. Что заставило Васютку забыть о сборе шишек? Кого он увидел?

6.8. В какой момент Васютка понял, что заблудился?

6.9. О чём он подумал? Какое мысленное сравнение пришло ему в голову?

6.10. Как Васютка провёл первую ночь в тайге? Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует?

6.11. Какие черты характера обнаружились в мальчике?

6.12. Как и почему Васютка относится к окружающей его природе?

6.13. Где провёл мальчик 2-ую ночь? Почему ему было очень тяжело?

6.14. Чем отличалась 3-я ночь?

6.15. Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных?

6.16. Как Васютка нашёл озеро?

6.17. В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание?

6.18. Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?

6.19. Чему можно поучиться у Васютки?

6.20. Как часто мальчик вспоминает своих близких и знакомых, какую роль для него играют эти воспоминания?

6.21. Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя о жизни тайги узнали?

6.22. Как человек должен относиться к природе?

6.23. Что узнали о родных Васютки? Какими вы представляете характеры этих людей?

7. Интересен и богат язык произведения.

Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;

(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;

(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;

(туман) молочный, клейкий, неподвижный;

(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;

(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая

Встречаются в рассказе сравнения:

“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”;

“густая, как смоль, темень начала редеть”;

“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;

“голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;

“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”

“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”;

“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”;

“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”

“где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером”

8. Обобщение.

1. Почему так назван рассказ?

2. Где же находится озеро? Зачитайте.

3. Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?

4. Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?

5. Какой Васютка? Дайте характеристику героя.

Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

IV. Домашнее задание.

1. Прочитать рассказ.

2. Дать характеристику Васютке.

3. Составить план рассказа.

4. Дайте ответ на вопрос: “Чему вы научились у Васютки?” (в тетради по литературе).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Законы тайги:

1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.

2. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.

3. Беречь патроны.

4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.

5. Уметь ориентироваться по сторонам света.

6. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме.

7. Не терять веры в свои силы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: