Характеристика манипуляций в общении
Манипуляция - побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнером своих собственных целей. Руководитель вместо силового воздействия может управлять подчиненными незаметно, создавая у них иллюзию полной самостоятельности и свободы.
Виды манипуляций:
1) Организационно-процедурные манипуляции могут быть использованы организаторами переговорного процесса, дискуссии. Они сориентированы либо на срыв обсуждения, либо на умышленное столкновение противоположных взглядов участников дискуссии с целью накалить атмосферу, либо на сведение переговоров к заведомо неприемлемому для оппонентов варианту обсуждения.
2) Психологические манипуляции основаны на использовании приемов, вводящих собеседника в состояние раздражения, играющие на его чувствах самолюбия и стыда.
3) Логические манипуляции построены на сознательных нарушениях основных законов и правил формальной логики (противоречивость, двусмысленность, бездоказательность) или же, наоборот, на их умелом использовании в целях воздействия на недостаточно осведомленного оппонента.
Правила нейтрализации манипуляций направлены на то, чтобы помочь человеку не стать объектом манипулирования со стороны безнравственных партнеров. Некоторые из этих правила приведены в таблицах-приложениях к лекции.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ЛЕКЦИИ
Таблица № 1
МАНИПУЛЯЦИИ, ОСНОВАННЫЕ НА «ПРАВИЛАХ ПРИЛИЧИЯ» И «СПРАВЕДЛИВОСТИ»
(Мастенбрук В. Переговоры. – Калуга, 1993. – С. 32).
Способ поведения | Ожидаемая реакция | Способ противодействия |
Патетическая просьба «войти в положение» | Вызвать благосклон- ность и великодушие | Не брать на себя обязательств |
Создание видимости того, что позиция оппонента слишком сложна и непонятна | Принудить партнера раскрыть больше инфо- рмации, чем ему нужно | Спросить собеседника, что именно непонятно и вызывает сомнения |
Изображение из себя «делового» партнера, представление обсужда- емых проблем как несу- щественных, побочных вопросов | Желание произвести впечатление умудрен- ного опытом человека, которому не пристало осложнять жизнь другим | Твердо указать на то, что есть много препят- ствий для решения проблемы |
Поза «благоразумности» и «серьезности»; авторит- етные заявления, основан- ные на «очевидных» и «конструктивных» идеях | Страх показаться глупым, несерьезным и неконструктивным | Заявить, что некоторые очень важные аспекты еще не были приняты во внимание |
Контрольно-тестовое задание по дисциплине «Деловой этикет»
1. Деловой этикет – это этикет делового человека,___________________деятельности, карьере.
2. Это всегда некая социальная игра по определенным правилам __________________.
3. Этикет – это маска,_______________________, которые подчас скрывают подлинное в человеке, ограничивают его, задают рамки.
4. Форма взаимоотношений между людьми, суть которых состоит в доброжелательности, желании другому человеку добра: а) учтивость; б) вежливость; в) любезность.
5. Вежливость, в которой явно проявляется стремление быть приятным и полезным другому:
а) учтивость; б) вежливость; в) любезность.
6. Вежливость почтительная, обычно проявляемая по отношению к старшим: а) учтивость; б) вежливость; в) любезность.
7. Сухая вежливость, умение держать себя в руках в любых обстоятельствах, самых конфликтных: а) деликатность; б) корректность; в) тактичность.
8. Непременное условие и обязательный признак хорошего воспитания: а) тактичность; б) скромность; в) точность.
9. Могут ли быть форс-мажорные причины для опозданий: а) да; б) нет.
10. Чрезмерная пунктуальность, доходящая до педантизма: а) одобряется; б) не одобряется.
11. Сколько выделяют основных принципов современного этикета: а) 2; б) 5; в) 4.
12. Деловой этикет определяет требования к: а) двум; б) трем; в) пяти аспектам культуры делового человека.
13. Нарушением правил хорошего тона считаются: _________________________________.
Что такое «шапочное знакомство»?
15. По пожатию руки можно не только узнать отношение человека, но и его характер:
А. подать два пальца | 1. может возникнуть чувство раздражения |
Б. подать руку лодочкой | 2. дружелюбие |
В. вялое рукопожатие очень сухих рук | 3. высокомерное приветствие |
Г. удлиненное рукопожатие с улыбкой и теплым взглядом | 4. безразличие |
Д. задерживать руку партнера в своей руке | 5. приветствие смущенного человека |
16. Более дружескую и интимную форму приветствия представляет собой объятие: а) да; б) нет.
17. Удачным началом разговора и способом создать хорошее настроение у другого человека является: а) извинения; б) комплимент; в) лесть.
18. Это важнейший элемент культуры общения: а) извинения; б) комплимент; в) лесть.
19. Может ли визитная карточка заменять благодарственное или поздравительное письмо? а) да; б) нет.
20. Наиболее распространенный формат карточки: а) 90х50; б) 80х40; в) 70х30.
21. На деловых визитных карточках номер домашнего телефона указывать: а) не принято; б) принято.
22. Вручать визитные карточки необходимо обеими руками или только __________рукой.
23. Что занимает значительное место в нормах речевого этикета ___________________?
24. Верно ли предложение. Деловые контакты - деловые встречи, совещания, круглые столы, юбилейные встречи, банкеты: а) верно; б) не верно.
25. Это фактически начальный этап переговоров: а) визит вежливости; б) протокольный визит.
26. На полученные письма следует отвечать незамедлительно, течение: а) 5 дней; б) 10 дней; в) 7 дней.
Что считается особой культурой общения?
При приветствии используются определенные этикетные формулы. Какая из приведенных ниже может быть использована в официальной обстановке (выберите один вариант ответа)?
а) Добрый день!;
б) Здравствуйте!;
в) Привет!;
г) Добрый вечер!
При прощании используются определенные этикетные формулы. Какую из приведенных ниже рекомендуется использовать в официальной обстановке (выберите один вариант ответа)?
а) Всего хорошего!;
б) Счастливо!;
в) До встречи;
г) Разрешите попрощаться.
При встрече первыми приветствуют (выберите один вариант ответа)
а) старшие младших;
б) младшие старших;
в) старший мужчина женщину;
г) группа мужчин женщину.