Практическое занятие 4.
По дисциплине: Риторика в ДОУ
Тема занятия: Риторическая культура воспитателя дошкольного учреждения
Цель: Практическое овладение риторикой – правилами и приемами эффективного риторического воздействия, отработки практических риторических навыков, обучению наиболее востребованным в повседневной жизни жанрам и типам риторических выступлений.
Задачи: Закрепить знания и практические умения студентов в публичном выступлении разных жанров.
Количество часов: 4 часа.
Современная наука о речевом воздействии имеет следующую структуру:
Речевое воздействие
Риторика | Межличностное общение | Реклама | |
деловое | игровое | ||
1. Продолжите фразу:
Речевое воздействие — это воздействие на поведение, установки, оценки индивида и/или группы лиц средствами языка.
Риторика – филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, мировоззрение, красноречие.
|
|
Межличностное общение — взаимодействие между несколькими людьми, осуществляемое с помощью средств речевого и неречевого воздействия, в результате которого возникают психологический контакт и определенные отношения между участниками общения.
Реклама — направление в маркетинговых коммуникациях, в рамках которого производится распространение информации для привлечения внимания к объекту рекламирования с целью формирования
Деловое общение - вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.) исходя из общих интересов и целей коммуникантов
Игровое общение – общение в игре
Обоснуйте актуальность проблемы риторической культуры воспитателя дошкольного учреждения.
Вопросы культуры речи в профессиональной сфере стали особенно актуальны в настоящее время. Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.
Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.
Культура речи педагога – важнейшее качество его профессионально педагогической деятельности.
|
|
Актуальность темы в том, что одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения, сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.
3. Термин риторика сочетает в себе различные аспекты (раскройте их):
практический – это …
академический - наука о ….
дидактический - учебная дисциплина, в которой изложена …….
4. Классическая риторика пользуется следующими основными понятиями (раскройте их):
Логос – это термин античной философии, употреблявшийся для обозначения всеобщего закона, основы мира.
Этос – это многозначное понятие с неустойчивым терминологическим статусом. У древних греков понятие «этос» имело широкий спектр значений: привычка, обычай, душевный склад, характер человека, т.е. то, что отлично от природы человека.
Пафос - Буквальное значение слова (греч.) — страсть, страдание. Первоначально было введено в качестве специального термина в теорию красноречия. Из области ораторского искусства термин Пафос и производный от него — патетическое — перешли в теорию словесности или в поэтику. В риторике, т.-е. в теории красноречия, имеет отношение, главным образом, к заключительной части речи, которою хотят особенно воздействовать на слушателей, пользуясь рядом направленных в эту сторону приемов.
Топос – это аргумент (синонимы: «историческое место», «диалектическое место»), общезначимое утверждение или тема («общее место»).
5. Основными разделами классической риторики являются (перечислите их):
1. Инвенция
2. Диспозицию
3. Элокуцию
4. Элоквенция
5. Меморио
6. Акцио
Они составляют риторические каноны.
Риторические каноны – это метод создания завершенного высказывания.
Риторические фигуры - особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия.
Риторический вопрос - это вопрос, не требующий ответа, типа: «Сколько
может продолжаться это безобразие?!» Эффективность его в том, что он
«ненавязчиво навязывает» некоторую идею.
Анафора - риторическая фигура, которая предполагает одинаковое
начало ряда фраз: нам надо выяснить..., нам надо установить..., нам надо
сказать... и т. д.
Эпифора - повторение слова или словосочетания в конце каждой части
высказывания или группы высказываний: У немцев везде чисто – в офисах
чисто, в коридорах чисто, на улицах чисто, в туалетах – и в тех чисто.
Градация - расположение слов так, чтобы каждое последующее было
выразительнее, сильнее предыдущего: он не догадывался, не знал, не ведал,
ему и в голову не могло это прийти.
Антитеза - риторический прием, заключающийся в
противопоставлении внутри одной и той же фразы: государство пухнет -
народ хиреет; граждане воруют - страна богатеет.
Аналогия - тоже рассматривается как риторический прием: одно явление описывается по аналогии с другим, уже известным. К примеру, война в Афганистане описывается по аналогии с войной во Вьетнаме. Аналогия повышает доступность мысли для аудитории, но не усиливает убедительности мысли. Аналогия не является доказательством
Гипербола - преувеличение (заведомое), например, нет таких сил,
которые заставили бы его свернуть с избранного им в жизни пути.
Инверсия - изменение привычного порядка слов: никогда больше не
будет раздаваться в коридорах этого здания детский крик.