I. ДИАГНОСТИКА ОБЩЕГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1, Комплексный тестовый метод диагностики речевого развития
детей дошкольного возраста [8]
ТЕСТ № 1
«Свободные словесные ассоциации по определенному слову»
Задача:
Будем играть со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты сразу скажешь мне другое слово, какое ты хочешь.
1. Стул
2. Мяч.
3. Иван.
4. Зайчик.
5. Пою.
6. Красный.
Оценка: По крайней мере три верных (т.е. адекватные слову-раздражителю ассоциации - однородная группа предметов; определения; сходство звучания).
ТЕСТ № 2
«Ассоциативное дополнение слова в предложении - подбор и активное употребление имен существительных»
1. Ребенок т о л к а е т....
2. Девочка к а ч а е т...
3. Зайчик хрупает...
4. Мама стирает...
5. Девочка поливает...
Оценка: 5 верных ответов
ТЕСТ № 3
«Подбор и активное употребление глаголов»
1. Что делает зайчик?
2. Что делает ребенок?
3. Что делает петух?
4. Что делает мама?
5. Что делает папа?
Оценка: 5 верных ответов.
ТЕСТ № 4
«Практическое приложение грамматических (морфологических) правил изменения слов»
|
|
1. Как говорится о маленьком стуле?
А если их много?
2. Как говорится о маленькой собаке?
А если их много?
3. Как говорится о маленьком яблоке?
А если их много?
Оценка: 2 верных ответа.
ТЕСТ № 5
«Подбор и активное употребление имен прилагательных»
1. Какое яблоко?
2. Какой слон?
3. Какие цветы?
4. Какая зима?
5. Какая собака?
Оценка: 5 верных ответов.
ТЕСТ № 6
«Составление предложения по первому слову»
1. Мальчик.
2. Кукла.
3. Мишка.
Оценка: 2 верных ответа.
ТЕСТ № 7
«Составление предложения по трем словам»
1 Кукла, девочка, платье.
2
Тетя, плита, пища.
3
Дядя, грузовик, дрова.
Оценка:
2 верных ответа.
ТЕСТ № 8
«Ассоциативное дополнение придаточной части в сложном подчиненном предложении - раскрытие логического вербального мышления»
1. Он вышел, когда...
2. Он не пошел на прогулку, потому что...
3. Он не вышел во двор, куда...
4. Он взял игрушку, которая...
Оценка: 3 верных ответа.
ТЕСТ № 9
«Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения - обнаружения чутья к грамматической правильности»
Задача:
Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, так как в них
есть ошибки. Можно их исправить?
1. Он ушла на реку?
2. Там увидел маленький рыбку.
3. Потом бросил один камни.
4. Из реки выпрыгнула зеленый лягушка.
Оценка: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из 2 возможных способов переконструирования).
Т Е С Т № 10
«Словесное объяснение определенного действия в его последовательности»
Задача:
|
|
1. Объясни мне, как из этих кубиков можно сделать домик?
2. Объясни мне, как играть в прятки? Или в игру, которую ты знаешь и любишь?
Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.
ТЕСТ № 11
«Практическое осознание основных элементов»
1. Скажи одно слово.
2. Скажи один звук.
3. Скажи одно предложение.
Оценка: 3 верных ответа
Т Е С Т № 12
«Произвольное и сознательное построение устного высказывания»
Задача:
Хочешь сыграть в игру «Запрещенные слова»? я буду спрашивать тебя
о чем-то, а ты должен мне ответить, не употребляя при составлении
предложения запрещенные слова
1. Что любит зайчик? (Запрещенные слова - зайчик, морковь).
2. Что делает собака? (Запрещенные слова - собака, лает).
3. Какая лиса? (Запрещенные слова - лиса, хитрая).
Оценка: 2 верных ответа.(ответ должен быть предложением, т.е. два связных слова).
КоРР - К О Э Ф Ф И Ц И Е Н Т РЕЧЕВОГО (ПСИХИЧЕСКОГО) РАЗВИТИЯ
КоРР =ВРР * 100/KB
ВРР - возраст речевого развития
KB - календарный (хронологический) возраст ребенка в месяцах
ВРР - определяется числом успешно решенных задач ребенком (по тестовому методу) вербальных задач, умноженным на 6, т.к. условно мы принимаем, что каждая из 12 вербальных задач оценивается в 6 месяцев.
KB - определяется разницей между датой исследования и датой рождения ивыражается также месяцами, причем остаток от 15 дней и больше - округляется на 1 месяц.
Так, например, еслм ребенку в момент исследования исполнилось 5 лет 3 мес. 17 дней - его календарный возраст (KB) = 64 месяцам.
Если при исследовании по тестовому методу этот ребенок успешно решает 11 вербальных задач, его возраст речевого развития (BP) = 66 месяцам.
Тогда КоРР =11*6*100/64= 103
Таким образом:
КоРР до 9 - значительно низкое речевое развитие
КоРР от 10 до 41 - нормально низкое речевое развитие.
КоРР от 42 до 108 - нормальное речевое развитие.
КоРР от 109 до 141 - нормальное высокое речевое развитие.
КоРР от 142 и выше - значительно высокое речевое развитие.
Методика «Назови слова»
Представляемая далее методика определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.
На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 сек, а в целом на выполнение всего задания — 160 сек.
1. Животные.
2. Растения.
3. Цвета предметов.
4. Формы предметов.
5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.
6. Действия человека.
7. Способы выполнения человеком действий.
8. Качества выполняемых человеком действий.
Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.
8-9 баллов — ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.
6-7 баллов — ребенок назвал от 30 до 34 различных слов, связанных с разными группами.
4-5 баллов — ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.
2-3 балла — ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных
с различными группами.
0-1 балл — ребенок за все время назвал не более 19 слов.
Выводы об уровне развития
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Методика "Назови животного и его детеныша".
Цель: выявление уровня сформированности словарного запаса.
Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных и их детенышей.
Ход обследования: ребенку показывают картинку с изображением одного из животных и предлагают назвать его и его детеныша. В случаях затруднения взрослый берет картинки и помогает ребенку ответить: "Это кошка, а у нее детёныш - котенок. А это собака, как называется ее детеныш?"
|
|
Методика "Объясни действия".
Цель: выявление понимания смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффиксальным способом (при помощи приставок, которые придают словам различные оттенки).
Ход обследования: ребенку предлагается выслушать слова и объяснить значения слов:
бежать-подбежать-выбежать;
писать-подписать-переписать;
играть-выиграть-проиграть;
смеяться-засмеяться-высмеять;
шел-отошел-вошел.
Методика "Подбери слово"
Цель: выявление понимания оттенков значений синонимов - прилагательных.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку подобрать слова, близкие по значению к названному слову (прилагательному), Например: умный - рассудительный.; слабый - робкий -. старый.
Методика "Объясни"
Цель: выявление понимания переносного значения прилагательных.
Ход обследования: ребенку предлагают объяснить следующие словосочетания: злая зима; золотые руки; золотые волосы; колючий ветер; легкий ветерок.
Методика обследования (по Ушаковой, Струниной)