Это оскорбление ребенка словом, рукоприкладство, нецензурные выражения в его адрес, унижение, нелестные высказывания в адрес родителей ребенка, негативные предположения о его развитии (как умственном, так и физическом), пренебрежение
взглядами и идеями ребенка.
Директор лагеря в процессе найма персонала на работу должен предпринять шаги к сведению до минимума риска плохого отношения к детям.
Необходимо предупредить каждого работника лагеря о необходимости соблюдать хорошее отношение к детям.
Лица со склонностью к сексуальному оскорблению часто предпочитают детей ровесникам и озабочены тем, чтобы остаться на работе в близком контакте с детьми, пренебрегают даже проведением свободного времени со сверстниками.
Вожатому важно понять свои обязанности и то, какие наказания последуют в результате плохого отношения к детям. Поэтому нужно знать и порядок действий, который поможет члену персонала защитить себя от попадания в ситуацию, где его могут обвинить в плохом отношении к ребенку без надлежащих доказательств. Возможно членам персонала работать парами, если это реально, а при работе с ребенком наедине в пределах видимости должен находиться другой член персонала или ребенок на расстоянии, при котором соблюдается личная тайна.
|
|
Следует понимать, что директор отвечает не только за все действия по предупреждению плохого обращения с детьми, но также и за документирование того, что такие действия были предприняты, что необходимо в случае инцидента и при последующем разбирательстве.
О письменном документировании следует упоминать вновь и вновь, так как это наилучший способ защиты лагеря. Что делать при инциденте. Несмотря на хорошо разработанный план и его реализацию по снижению риска до начала и в прогрессе деятельности лагеря, несчастные случаи все же происходят. Действия, которые предпринимают на момент возникновения инцидента столь же важны, как и предупредительные меры до начала инцидента. Насколько это возможно шаги, предпринимаемые во время инцидента, следует определить заранее. Например,
1. Непосредственный уход за лицами, попавшими в инцидент.
2. Уведомление руководителей или ответственного лица.
3. Получение при необходимости помощи со стороны:
4. Составление письменного отчета об инциденте и документирование по возможности максимального количества деталей
5. При серьезном инциденте следует сообщить об этом руководителям организаций вне лагеря (в государственные агентства, родителям травмированного и администрации лагеря).
Некоторые из инцидентов требуют экстренных действий, другие менее срочные. Одинаково важно в любом случае выполнить все вышеуказанные шаги. Однако, имеются некоторые виды экстренных инцидентов, которые можно проанализировать заранее и сформировать процедуры для того, чтобы справиться с такими ситуациями. Например, спасение утопающих, пожар, травмы, требующие медицинском помощи.
|
|
Для каждого вида инцидента имеется свой тип экстренных действий:
1. Процедуры должны быть указаны в письменном виде, проверены различными экспертами и переданы персоналу.
2. По этим процедурам следует проводить практические тренировки во время подготовки к работе.
3. Телефонные номера экстренной помощи и телефоны для передачи информации должны вывешиваться на табличках в опасных местах (в зоне купания, в технических зданиях обслуживания лагеря, на кухне, в офисе).
4. Если первая медицинская помощь входит в перечень экстренных действий, соответствующий персонал должен проходить тренировки по оказанию первой помощи/искусственному дыханию в местах возможного возникновения инцидента.
Следует продумать не только первичную помощь при физических травмах, но также и то, как справиться со стрессом, возникающим в этой обстановке. Элементы, вызывающие стресс следует обсудить с персоналом во время обучения.
Когда возникает предполагаемый инцидент или происходит жестокое обращение с кем- либо, то первое, о чем нужно позаботиться это о благополучии пострадавшего. Поэтому член персонала, обладающий нужным опытом работы с детьми, должен назначаться на работу в группу, а виновный в инциденте член персонала должен освобождаться от обязанностей. Не следует предполагать виновность члена персонала из-за простого обвинения, следует отдельно разобраться с членом персонала и другим персоналом, который был свидетелем инцидента. Однако, чтобы защитить отдыхающих, членов персонала и лагерь обязательно нужно отделить члена персонала от группы детей.
Нужно понимать то, что обвинение и саму ситуацию можно выяснить в беседе с ребенком, который оказался вовлеченным в инцидент, или который был свидетелем или присутствовал при обвинении. Опрос нужно проводить на низких тонах, предпочтительно в присутствии другого члена персонала. Нужно предпринять все шаги, чтобы избавить ребенка от эмоционального стресса. Когда имеется явное обвинение в каком-либо виде физического воздействия или сексуального оскорбления, то следует уведомить надлежащие организации. Такие организации могут быть различны в зависимости от места происшествия, то информация о таких организациях должна быть заранее определена и легкодоступна.
P.S.
Для повышения эффективности собственной деятельности вожатому (как и любому сотруднику детского лагеря), чтобы избежать собственных ошибок, сделать правильные выводы необходимо:
• научиться избавляться от негативных эмоций в общении с детьми и взрослыми (а как, см. ниже «А»);
• постоянно вести наблюдения за деятельностью и поведением детей, (о чем вести записи собственных реакций на происходящее в личном дневнике);
• постараться искать ответы на вопросы «Почему мне это нравиться или не нравиться? Как сделать, чтобы было лучше? Что мне сделать иначе?»;
• научиться анализировать собственную деятельность (а как, см. ниже «В»);
• внимательно слушать критику и делать выводы;
• понимать, что сегодня реальная действительность не всегда совпадает с нашими ожиданиями (реальные условия в лагере и законодательные акты).
А. Методы регулирования своего эмоционального состояния
В конфликтной или проблемной (экстремальной ситуации) человеком владеют эмоции. Зачастую они мешают увидеть решение проблемы.
Оказавшись в такой ситуации, необходимо сдержать проявление эмоции (посчитать в уме до десяти или глубоко вдохнуть и выдохнуть), чтобы иметь возможность проблему анализировать и принимать решение или действовать. Но если мы предотвратили проявление эмоции, она остается в нашем теле в ожидании подходящей возможности выйти наружу. Учёные-биоэнергетики утверждают, что тело и его мышечная система могут накапливать напряжение, вызванное невыраженными эмоциями. Если запас таких эмоций достаточно велик, это может привести к физическому распаду. Многие врачи утверждают, что физические заболевания имеют психологическую подоплеку. Сердечные приступы, инсульты, раковые заболевания, даже обычная простуда — все они могут бить реакцией на эмоциональную перегрузку.
|
|
Материал подготовлен Хапаевой С.С, к.п.н.
По этим причинам нам необходимы знания об эмоциональной саморегуляции. Известно множество таких методов.
1. Метод «отреагирования»
Чтобы не носить в себе груз невыраженных эмоций, можно найти подходящее время и место для их разрядки вне ситуации, которая вызвала их. Например, высказавшись в кругу своих друзей, в спортивных играх, во время пробежки, устроив истерику наедине, ломая карандаши, разрывая на клочки старые журналы, колотя матрац кулаками и т. п. В японских городах сооружены с этой целью балаганчики «отведи душу». Заплатив мелочь, посетитель входит в тёмное помещение, отгороженное от улицы занавеской. Ему дают несколько простых тарелок. Он бьёт их по одной о землю и удаляется.
Психотерапевты считают, что большая часть энергии копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах. Подобные упражнения дают возможность высвободить часть мышечного напряжения. Разрядка подавленных чувств должна приводить к ощущению облегчения.
2. Метод расслабления (релаксации) применяется для снятия напряжённых, стрессовых состояний и реализуется посредством:
— аутогенной тренировки, основанной на определённой зависимости между состоянием мышечной и сосудистой систем, с одной стороны, и психической — с другой; вызывая, например, чувства тяжести и тепла в теле, можно достичь состояния психического покоя;
|
|
— самовнушения, например, «Я хочу быть смелым, сильным, спокойным, терпеливым. Я хочу быть здоровым и буду здоровым».
— имаго терапии — мысленного воспроизведения положительных образов с целью вытеснения неблагоприятных переживаний (образов людей для подражания, приятных моментов из прошлой жизни, своего благополучного будущего и т. д.);
— зоотерапии — общение с природой, прогулки, наблюдения, любование красотой всего живого способно снимать напряжение;
— юмора, который превращает потенциально-отрицательную энергию в её противоположность, в источник положительных эмоций, возьми с собой в лагерь сборники анекдотов, чаще шутите и улыбайтесь детям.
— самомассаж воротниковой зоны;
— массаж.
3. Метод подкрепления:
— положительное воздействие на самочувствие оказывает чашка чая, в зависимости от способа заварки он может стимулировать организм (побольше чая и почти не дать настояться) или же успокаивать (поменьше чая и дать хорошенько настояться), чай хорошо утоляет жажду, мягко тонизирует психику. Если же ещё и красиво обставить церемонию чаепития, то положительный эффект будет несомненным;
— если есть такая возможность неплохо бы выйти из помещения на свежий воздух, немного пройтись, набраться кислорода, что позволит снова обрести бодрость тела и духа.
4. Метод внешних изменений
— музыкотерапия. Прекрасным антистрессовым средством является пение индивидуальное и хоровое;
— цветотерапия. Учёными установлено, что цвета жёлто-красного спектра действуют на человека возбуждающе, а сине-зелёного успокаивающе и чёрного угнетающе.
— тяга к перемене мест, изменение имиджа, макияж, аккуратная одежда и т.п.
5. Метод «сравнительной терапии» основан на изменении сравнительного фона, на котором человек осознаёт и переживает свои неудачи. «... Для того, чтобы ощущать в себе счастье без перерыва, — писал А.Чехов в шуточном рассказе «Жизнь прекрасна!», — даже в минуты скорби и печали нужно: а) уметь довольствоваться настоящим и б) радоваться сознанию того, что «могло быть и хуже».
6. Метод эмоционального сдерживания (улыбка) можно сформулировать так: делать вид, что всё хорошо, и действительно станет лучше. Оказывается, существует не только прямая связь между нашим хорошим настроением и улыбкой на лице, но и обратная — если мы улыбаемся, наш мозг «включает» центры, отвечающие за хорошее настроение.
Используя методы саморегуляции, вожатый получает возможность спокойно и рационально проанализировать ситуацию и принять решение.
В. Рекомендации для анализа собственной профессиональной деятельности
Высшего уровня мастерства могут достичь только те вожатые, которые не испытывают затруднений в анализе своей деятельности, а также деятельности коллег и учащихся.
Для этого нужно научиться постоянно спрашивать себя (имея в виду педагогическую деятельность):
• Зачем?
• Что именно?
• Почему так?
• Что требуется?
• Как это делают другие?
• Какие есть рекомендации?
• Как может быть оценена моя деятельность (детьми, коллегами, администр ацией)?
• Что мне лично нужно сделать для повышения уровня вожатского мастерства? Рефлексия (обсуждение) также позволяет проанализировать явления, события,
ситуации.
Во время рефлексии необходимо выявить все те ценности, которые значимы для ребенка. А что делать с этими ценностями: закреплять и развенчивать — зависит и от содержания ценностей, и от целей деятельности.
Предлагаем несколько схем рефлексии.
1. Эмоциональный вид обсуждения. Внимание уделяется чувствам играющих. Вожатый:
а) предлагает записать слова, действие, ситуации, которые затронули ребят, вызвали положительные или отрицательные эмоции;
б) просит дать эмоциональную оценку происшедших событий. Обобщения, сделанные вожатым — эмоционально окрашены.
2. Смысловые обсуждения: проведение параллелей между игрой и действительностью, поиск путей решения данной проблемы.
3. «Конструкторское» обсуждение. Когда проанализированы все чувства и проблемы, необходимо сопоставить цели деятельности и достижения, а далее решить, что можно добавить или убрать, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, разрешить возникшую проблему или как изменить «механизмы» управления детским коллективом, если результат приводит к такой необходимости.
8 Использованы материалы пособия Скока Г.Б. Как проанализировать собственную деятельность. — М, 1998. — 102 с.
Одним из основных критериев воспитания будущего человека является любовь к нему в период его становления. Все, кто причастны, хотя бы отдаленно, к воспитанию ребенка, от уборщиц до министров, должны помнить, что воспитать хорошего человека можно только одним способом — безмерно его любить. И любить его еще больше, когда ему трудно. В этом смысл всей воспитательной работы. Счастливого пути, воспитатели разных рангов!
Список рекомендуемой литературы
1. Воронов, В. В. Технология воспитания [Текст] / В. В. Воронов // Воспитание школьников. - 2000. - № 13.
2. Дремова, И. Н. Навстречу лету 2000: Спутник воспитателя детского лагеря [Текст] / И. Н. Дремова, М. Е. Сысоева, З. К. Шнекендорф. - М.: Издательство МПУ «Народный учитель», 2000. - 68 с.
3. Коротаева, Е. Хочу, могу, умею [Текст] / Е. Коротаева. — М: «КСП», 1997.
4. Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы [Текст]: Книга для учителя. - Т.1. - М.: Издательство «Реал-А», 2000. - С. 53-54, 66-68.
5. Рожков, М. И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - М: Владос, 2000. — С. 96-104.
6. Скок, Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. [Текст]: учебное пособие для преподавателей / Г. Б. Скок. - М., 1998.
7. Сысоева, М. Е. Организация летнего отдыха детей [Текст] / М. Е. Сысоева. — M.: Владос, 1999. — 176 с.
8. Трудовой кодекс РФ: официальный текст [Текст]. — М.: Норма, 2002. — 208 с.
9. Тушканова, О. И. Психологические особенности ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / О. И. Тушканова. - Волгоград, 1999. - 64 с.
10. Фридман, Л. М. Психологический справочник учителя [Текст] / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. - М: Изд-во «Совершенство», 1998. — 432 с.
11. Хочу быть лидером! Серия «Детское общественное движение и ученическое самоуправление» [Текст]. - Вып. 1. — Н. Новгород, 2000. — 96 с.
12. Шмаков, С. А. Дети на отдыхе [Текст] / С. А. Шмаков. — М., 2001. — 175 с.
Шнекендорф, З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка [Текст] / З. К. Шнекендорф. — М., 2001. — 224 с.