Бюст Петра 1 ( скульптор - Карло Растрелли)

Тема занятия: Русское искусство первой половины XVIII века.

       Искусство – это воплощение всего красивого что нас окружает.

Мы познакомимся с искусством России на примере города Санкт-Петербурга. Так в 18 веке именно этот город был центром культуры нашего государства.

Реформы, проведённые Петром 1, затронули не только политику, экономику, но и искусство. Целью молодого царя было   поставить русское искусство в один ряд с европейским, окружить свой двор архитекторами, скульпторами,  живописцами.

Пётр 1 приглашал в Россию иностранных мастеров и одновременно посылал талантливых русских молодых людей обучаться «художествам» за границу. В основном – в Италию и Голландию. Во второй половине 18 века ученики возвращались в Россию сами мастерами.

Архитектура

Пётр 1 основал новую столицу Петербург. При Петре I строительство приняло размах исключительный. А начиналось всё так. На Заячьем острове по приказу Петра выросла Петропавловская крепость. Для строительства были приглашены мастера из Западной Европы: архитекторы, скульпторы, живописцы, гравёры.      

 В Петропавловской крепости по проекту Трезини начали строить новый каменный Петропавловский собор с необычайно высокой колокольней, общая её высота -121,8 м. Это было самое высокое здание тогдашнего Петербурга. Золочёный шпиль, словно гигантский сверкающий меч, вонзается в небо.  Необычно то, что он выглядит не как православный храм (не крестово-купольный, а базилика). У него не купол - а шпиль. Внутреннее убранство тоже противоречит русским традициям – в нём нет икон и иконостаса. Их заменяет резной алтарь.

 

Петропавловский собор (внутренне убранство)

 

 

Был возведён - Меньшиковский дворец. Как в самом большом здании тогдашнего Петербурга, проводились Петром 1 первые дворянские собрания- ассамблеи.

 

 


Пётр не мог расстаться с идеей, сделать центр города на Васильевском острове, и туда постепенно перевели порт, таможню, гостиный двор. Главными отличительными чертами всех построек Петровского времени является их целесообразность, практическое назначение, строгая и простая планировка зданий, простота композиционных построений.

 

Но быстрее застраивались не остров, а левый берег Невы. Там находилось – Адмиралтейство – здание, вмещавшее в себя верфи, мастерские и склады-

Всё необходимое для строительства кораблей.

 

Чуть выше по течению Невы располагался Летний дворец, который Пётр 1 подарил своей жене Екатерине Алексеевне. Лично сам выписывал диковинные растения для её парка.

 

 

 


Скульптура

 

В первой половине 18 века этот вид искусства развивался медленнее. Все скульпторы ТОО времени были иностранцами. Одним из первых приехал в Россию из Парижа итальянец Бартоломео Карло Растрелли – архитектор и скульптор. Растрелли создал замечательный бюст Петра 1. Растрелли создал замечательный бюст Петра 1, передающий волевой и страстный характер императора-преобразователя.

 

бюст Петра 1 (скульптор - Карло Растрелли)

 

 

Но главный заказ, который должен был выполнить Растрелли – это конный памятник Петру 1. Растрелли создал два варианта – один ещё при жизни Петра 1 в стиле барокко. А другой после смерти Петра, во время правления Елизаветы Петровны в другом стиле. Но о памятнике забыли и лишь потом уже во время правления императора Павла 1 монумент был водружён у Михайловского замка. Где находится и по сей день.

 

 

Живопись

С начала 18 века главное место в станковой живописи занял портрет во всех его разновидностях: камерный, парадный, в рост, парный, погрудный.

В портрете проявился интерес эпохи к человеческой личности. Сначала портреты писали приглашённые Петром 1 иностранцы. Наиболее известен из них Луи Каравак. Прибыл из Марселя, создал галерею портретов царской семьи в стиле рококо. Двойной портрет дочерей царя – Анны Петровны и Елизаветы Петровны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: