Оборудование: повязки на глаза, бумага, карандаши.
Детям предлагается подумать, как разные животные и человек воспринимают окружающий мир. Педагог сообщает, что информацию об окружающем мы получаем с помощью зрения. Чтобы «включить» в работу другие органы чувств, надо «отключить» зрение, т.е. попросту завязать глаза.
Дети должны исследовать участок местности с помощью различных органов чувств. Каждый ребенок выбирает себе место, которое он будет исследовать. Можно сесть под деревом, лечь на коврик, расстеленный на траве или устроиться на поваленном стволе - главное, чтобы ничто не мешало. Когда дети устроятся поудобнее, они завязывают себе глаза и отдаются во власть своих ощущений: вслушиваются в звуки, вдыхают запахи и пробуют определить на ощупь, какие предметы окружают их. Далее детям дается задание - выразить свои впечатления в стихах, в коротких рассказах или в рисунках.
Вариантами этого упражнения могут быть "слепая прогулка" (дети с завязанными глазами идут друг за другом, положив руку на плечо впереди идущего) и "прогулка босиком". Каждый из этих видов деятельности приносит новые ощущения, новую информацию.
Эффективность использования игр зависит от ряда дидактических условий:
1. Соответствие игры дидактическим целям занятия. Содержание игр должно, прежде всего отражать учебный материал.
2.Разнообразие игр по содержанию и формам проведения. Необходимо предусмотреть несколько вариантов использования игры, учитывая:
- уровень познавательной деятельности (от репродуктивного поиска аналогов к переносу знаний и способов действий в нестандартную ситуацию и далее к творчеству, к прогностическому поиску, связанному с созданием принципиально нового, благодаря обращению к фантазии или простейшему экспериментальному исследованию);
- уровень коллективности (от индивидуальных игр к групповым и коллективным);
- характер организации (от организации игры педагогом до самоорганизации).
3. Определение места дидактической игры в структуре занятия, времени и методики ее проведения.
4. Активная творческая позиция каждого участника в игре. Нужно так построить игру, чтобы каждый ребенок захотел и смог самовыразиться, показать свои знания, умения и способности.
5. Доступность и привлекательность игры для детей. Условия игры должны быть понятны и доступны детям, а цель -привлекательной для них. Только в этом случае можно вызвать у детей хорошее настроение, удовлетворение от удачного ответа.
6. Эмоциональность игры. Немаловажную роль имеет внешнее оформление игры, оно должно быть красочным и зависеть от содержания игры. Особую педагогическую нагрузку несет элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры.
7. Подготовка педагога к руководству игровой деятельностью и обучению детей умению играть.