Обыденное Научное

Учение о познании (гносеология)

Основные понятия и типы гносеологии.

Виды познания.

3. Уровни познания.

Основные понятия и типы гносеологии:

В познании выделяют три структурных элемента:

 

S  O

 

Субъект познания (S) – это носитель познавательной деятельности, тот, кто познает. В зависимости от конкретной познавательной ситуации, таким субъектом может выступать отдельный человек, коллектив (например, исследовательский институт или сообщество ученых), отдельный народ или человечество в целом. Объект познания (O) – то, на что направлено познавательное усилие субъекта, то, что познается. Часто под объектом понимают какую-либо часть окружающего мира, но это не точно.

 

Типы гносеологии:

1) гносеологический оптимизм

2) агностицизм

 

1) гносеологический оптимизм. Гносеологические оптимисты убеждены в продуктивном взаимодействии субъекта и объекта, и поэтому они обосновывают их подобие.

Например:

- в теории познания Платона субъектом выступает душа, объектом – особый мир духовных сущностей, идей;

- у Гегеля утверждается абсолютное тождество мышления и бытия, что означает, что субъект и объект суть единая духовная субстанция, и познание в данном случае выступает в виде самопознания;

- материалисты, напротив, усматривают единство субъекта и объекта в их общей материальной природе. Объект познания здесь – природа, материальный мир. Субъект – человек, «произведение природы», по выражению французского материалиста П. Гольбаха. Познание здесь понимается как отражение действительности.

2) агностицизм традиционно подразделяется на юмовский и кантовский типы.

 

- Д. Юм утверждал, что все наши знания проистекают из опыта, но в этом опыте мы имеем дело только с ощущениями, и кроме этих ощущений мы ничего знать не можем. Поскольку ощущение есть образ (ниже к этому вопросу мы еще обратимся), то субъект оказывается ограниченным миром образов и абсолютно ничего не может знать относительно мира объектов;

- И. Кант, в отличие от Юма, признавал наличие вещей вне человеческого сознания и считал их воздействие на человека причиной ощущений, но при этом утверждал априорность (то есть независимость от опыта) форм человеческого познания и делал вывод о непознаваемости вещей самих по себе («вещей в себе»).

В общем виде различия двух типов агностицизма сводятся к следующему: юмисты ограничиваются чувственным опытом и выражают скепсис по отношению к самому наличию объекта познания; кантианцы убеждены в его наличии, равно как и в его же непознаваемости.

Виды познания:

 



Обыденное                                 Научное

 


                                                 Практическое Художестввенное      

Уровни познания:


Чувственное познание - осуществляется при посредстве органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание и т.п.); его формы: ощущение, восприятие и представление. Каждая из этих форм представляет собой субъективный образ объективного мира.

Чувственное познание

1) ощущение – это чувственный образ отдельной стороны или свойства объекта (например, ощущение красного цвета, резкого запаха и т. п.);

2) восприятие – это целостный образ объекта, непосредственно данный в живом созерцании на основе синтеза данных отдельных ощущений, в том числе с привлечением нескольких органов чувств;

3) представление – это чувственный образ, образуемый без непосредственного контакта с предметом познания. Представления связаны с работой памяти, с возможностью мысленного обращения к тем образам сознания, которые получены на основе предыдущего чувственного опыта.

 

 

Рациональное познание - является опосредованным, оно нуждается для своего осуществления в особых посредниках, находящихся между мыслью и объектом (чувственные представления, язык, логическая культура и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: