Технологический процесс

МИНИСТРЕСТВО КУЛЬТУРЫ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОе ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»

 

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

  Драматургия как компонент технологического процесса

В создании культурно-досуговых программ

 

Выполнил:

студент III курса специальности 51.02.01.Социально-культурная деятельность

(Организация культурно -

досуговой деятельности) 

Захарова Екатерина Максимовна

Руководитель: преподаватель ЦК «Социально-культурная деятельность»

Шкарбань Наталия Васильевна

__________________________

__________________________

 

Саратов 2020 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение 3
1 Технологический процесс 6
2 Драматургия 12
3 Культурно-досуговая программа 19
4 Сценарий, как драматургическая форма 26
  Заключение 35
  Список использованной литературы 37
  Приложение 40

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Актуальность темы: Согласно концепции ценностно-ориентированного подхода к целостному активно-деятельному технологическому процессу в учреждениях культуры, драматургия является первичным компонентом при создании духовных ценностей. Особая значимость этого компонента состоит в том, что именно здесь начинается зарождение проекта культурно-досуговой программы. Его осознание появляется на уровне разума, который ставит цель. Побудительным мотивом здесь служит конфликт, то есть противоречие между заявленной потребностью, желанием и фактическим их неудовлетворительным состоянием. Осознание противоречия и формирует проблему, которая может совпадать с названием культурно-досуговой программы. [20]

    Практика свидетельствует, что в силу отсутствия необходимого опыта культурно-досуговой деятельности, ограниченности общей культуры, узости духовных интересов избираются далеко не самые конструктивные формы наполнения своего досуга. Зачастую в неформальных объединениях молодежи проявляются экстремизм, групповой эгоизм, элементы национализма, чуждые нашему образу жизни увлечения. И это с особой силой ставит проблему корректного и конструктивного драматургического влияния на сферу досуга.

    Технолгический процесс драматургии в культурно-досуговых программах изучается на протяжении многих лет авторами: И.Г. Шароев, Е.М. Клюско, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Э.В. Соколов, А.П. Довженко, А.Д. Попов, В.П. Беспалько, Н.Ф. Тарасенко, Б.Г. Ананьев, Э.С. Маркарян, А.Д. Силин, С.И. Юткевич, В.В. Стасов.

    Цели исследования:

·Изучить понятие «драматургия», что она подразумевает в себе как элемент

технологического процесса, рассмотреть её составные части, их взяимосвязь между собой. Рассмотреть и проанализировать сходства и различия драматургии кду, театра и кино.

·Изучить такие понятия как: технологическрий процесс — его характеристика, и технология, как система компонентов организации досуга. Понять для чего необходимы художественные средства в кдп, какие они бывают и как взаимодействуют в обстановке во время сценического действия.

·Изучить и охарактеризовать понятие — культурно-досуговая программа, как она влияет на жизнь общества.

    Задачи исследования:

·Изучить основные закономерности.

·Изучить специальную литературу.

·Рассмотреть основные понятия.

·Проанализировать сценарий.

    Объект исследования

    Сценарно-режиссерские технологии культурно-досуговых программ.

    Предмет исследования

    Драматургия как технологический процесс создания культурно-досуговых программ.

    Таким образом современное понимание технологии культурно-досуговой деятельности как комплексного, гибкого педагогического инструмента воздействия на человека, с учетом его психологии, в том числе и в условиях домашнего досуга, привело к необходимости определения границ деятельности учреждений культуры. Ведомственная разобщенность учреждений культуры (Министерство культуры РФ, ведомства, творческие союзы, профсоюзы), отсутствие координирующего центра, разобщенность в деятельности разных ведомств, хаотичность использования форм и методов

работы порождают много негативных проблем. Особенно остро встает вопрос о драматургии  культурно-досуговой деятельности.

    Рассматривая драматургию культурно-досуговых программ как важную часть технологии, надо заметить, что в последнее время принято резко разграничивать драматургию театра и другие специфики. Это неверно. Еще в начале века на смену получившим в то время признание теоретическим установкам в области театрального действа, утверждавшим схематизм, канонизацию драматургического построения, пришла действенная теория и методология, раскрывающая процесс драматургизации пьесы как творческий режиссерский поиск. [11]

Глава 1

Технологический процесс

Понятие «технология культурно-досуговой деятельности» идентично понятию «педагогическая технология», которая имеет длительную историю. В.П. Беспалько считает, что «процесс этот растянулся у нас примерно на четыре десятка лет, и от первоначального представления о педагогической технологии как об обучении в помощью технических средств... наконец появилось представление о педагогической технологии как о систематическом и последовательном воплощении на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.» Анализируя технологию культурно-досуговой деятельности, подчеркнем, что она имеет еще более сложный исторический путь развития, чем педагогическая технология. Проводя историческую параллель между педагогической технологией и технологией культурно-досуговой деятельности, следует подчеркнуть, что первая только в последние годы стала разрабатываться основательно. Рассматривая технологию культурно-досуговой деятельности как целостный процесс, связанный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм как взаимодействие с педагогической технологией, основываются на взаимопроникновении их другвдруга.

Их слияние не только обусловливается рациональным расходованием сил, средств, фондов, их наиболее полным использованием, но и обеспечивает концентрированность воздействия на аудиторию, наибольшую планомерность и целеустремленность. [13]

Н.Ф. Тарасенко считает, что «общественная деятельность по преобразованию ею предметного мира воплощается в технологии, приобретает технологическую форму бытия. [18] Технология — это та же человеческая

деятельность, но опредмеченная и трансформирований посредством вещества природы в форму спонтанного взаимодействия природных процессов. Поэтому, функционируя по законам природы, она подчинена закономерностям общественной жизнедеятельности. Технология — предметное единство природного и социального в сфере практики. Следовательно, рассмотрение технологических основ культурно-досуговой деятельности как технологического процесса, на наш взгляд, не только позволит специалистам изучить объективные закономерности ее функционирования, но и будет способствовать решению проблем ее совершенствования.»  [11]

Структура технологического процесса в учреждениях культуре выглядит следующим образом: социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства достижения цели; субъект, объект, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты. Результатом этого процесса является программа, ее содержание взаимоотношения между субъектом-объектом — объектом-субъектом, их личностный характер.

Прав Б Г. Ананьев, утверждая, что "между программой деятельности и процессом ее осуществления, мысленным построением (проектированием) будущего продукта деятельности и изготовленным произведением ее существует строгая взаимосвязь, определяющая не только весь цикл трудовой деятельности, но и строй структуры человека как субъекта труда". Для технологии культурно-досуговой деятельности принципиальной является оптимальная возможность раскрыть содержание средствами, формами и методами организаторского и методического видов деятельности. Анализируя основные компоненты технологического процесса, следует подчеркнуть, что относиться к нему надо как к более широкому явлению, чем сумма организаторских и методических видов культурно-досуговой

деятельности.

Автор поддерживает мнение Э.С. Маркаряна, который считает, что культура охватывает не всю деятельность, «а лишь ее «технологическую основу», то есть совокупность средств и механизмов, благодаря которым мотивируется, координируется, реализуется и обеспечивается человеческая деятельность».

Технологический процесс КДД — это целостная система, в которой взаимодействуют все компоненты, преобразуясь согласно своему характеру, содержанию и структуре. Как отмечает А. Левинсон" под технологией следует понимать набор приемов труда организатора досуга, организацию этого труда, использование инструментов и приспособлений: Используя этот термин, можно сравнить технологию КДД в учреждениях культуры с технологией на производстве. [22]

Технология КДД как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют единство компонентов:

- Организационная подсистема (управление, финансирование, штатное расписание). Должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т д.)

- Методическая — сценарий, сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта.

- Режиссерская подсистема — режиссерский замысел, план репетиций, прогон, показ.

- Психологическая — мотивированная сфера структура личности посетителя учреждения досуга и участника домашнего досуга, отношения между сотрудниками, профессиональное сознание, мастерство специалистов.

Все эти подсистемы составляют систему технологии, которая служит

основанием функционирования учреждения культуры.

Сам технологический процесс включает следующие элементы:

- Объект деятельности: обслуживаемое население, посетители (группы- коллективы людей и отдельные личности).

- Субъект деятельности — руководители, специалисты и другие работники КДУ, актив.

- Деятельность учреждения культуры (процесс воздействия субъекта на объект) со всеми ее компонентами, Такими является: цель и содержание деятельности, формы организации аудитории, средства и методы, используемые КДУ для осуществления стоящих перед ними задач.

Все элементы технологического процесса в КДУ находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы - объект деятельности, люди. Все чем располагает КДУ предназначено для обслуживания населения, для удовлетворения его духовных потребностей. Поэтому специалистам КДУ надо знать эти потребности, повседневно изучать аудиторию, настроения, интересы и запросы различных групп населения. Без знания людей трудно рассчитывать на достижения желаемого результата, на повышение эффективности интеллектуального и эмоционального воздействия на аудиторию.

Черты технологического процесса:

- целостность;

- целесообразность;

- функциональное единство составляющих ее компонентов.

Основные компоненты технологического процесса следует определять по 2-м слагаемым: организаторская и методическая виды культурно-досуговой деятельности.

    Самым распространенными просчетами технологии культурно-досуговой деятельности является ее слабая организованность, с другой стороны — методическая ограниченность процесса. Нарушение в технологии культурно-досуговой деятельности баланса между организованной и методической деятельностью ведет к малорезультативности. Профессиональное мастерство достигается тогда, когда в технологическом процессе учреждений культуры организация и методика оптимально соотнесены друг с другом. Методическая деятельность как составная часть целостного процесса является продолжением организаторской деятельности и составляет основу творчества в условиях досуга. В методической деятельности определяется и разрабатывается тактика подготовки и проведения КДП. [13]

Основные этапы технологического процесса при подготовке и проведении культурно — досуговой программы:

1 этап — анализ обстановки и формулировка цели.

Цель программы — соединить в единый технологический процесс организаторский и методический виды деятельности. После определения цели начинается создание сценарной, режиссерской и организаторской групп, вовлечение все большего колличества участников для подготовки и проведения программы. Задача специалистов на этом этапе обеспечить программу материально, уметь соизмерить свои силы и возможности предстоящей работе, планировать свою деятельность. На основе собранной информации разрабатываются различные модели действия, воплощаемые в виде планов (годового, квартального, месячного). При этом необходим анализ проделанной работы за прошедший период.

2 этап — идет сбор материалов для достижения поставленных целей. Собранные материалы поступают в распоряжение сценарной группы. Эта

группа должна ответить на ряд, вопросов: каков контингент по социально - демографическому признаку общекультурное развитие, степень готовности принять участие в той или иной программе. Сценарная группа составляет программу действий, проигрывание исполнительных ролей.

    3 этап — проведение программы — представляет сложную и ответственную работу для всех участников. Необходимо соединить усилия всех, преодолеть нервное напряжение и решить поставленную задачу (долговременные и краткосрочные программы). При этом следует иметь план наблюдения за эффективностью программы.

4 этап — анализ ее проведения, направленный на воспитание у участников чувства самокритичности, ответственности за порученное дело, умения принимать критику коллег, оценивать свою деятельность, своих коллег. Качество анализа данной программы во многом зависит от качества полготовки последующей программы, если в ходе анализа обнаруживаются недостатки, ошибки, то необходимо предусмотреть все возможные меры, которые устранили бы их повторения. Анализ программы завершается выводами, предложениями, рекомендациями по устранению недостатков. [8]

 

 

Глава 2

Драматургия

Драматургия является основой, связующей тканью, на которой в различных формах можно реализовывать разнообразные направления культурно-досуговой деятельности. Подбор и использование драматургического материала являются важнейшим фактором эффективности культурно-досуговой деятельности. Прежде всего, здесь следует учитывать: форму деятельности (массовая, групповая, индивидуальная); место проведения (домашний досуг или учреждение культуры); состав аудитории. С точки зрения драматургии, культурно-досуговая программа — это результат традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей. [10]

Драматургия — это сюжетно-образная концепция (взгляд) культурно-досуговой программы, будь то просмотр спектакля, кинофильма, эстрадного номера, обряда и т.д. Драматургия — это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действие создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы. [19]

Драматургия культурно-досуговых программ предполагает действие не безликое, а преломленное через конкретные образы, через поступки, мысли и чувства людей, через столкновение характеров и стремлений. Поэтому специфика драматургии культурно-досуговых программ обусловлена самой природой учреждения культуры.

Но если в театральном творчестве в качестве исходного материала выступает конкретная пьеса и на основе ее литературного материала

создается идейно-насыщенный, созвучный современности, органичный в исполнении актеров спектакль, то в культурно-досуговой программе это происходит с помощью выразительных средств на основе самой жизни, реального фактического материала, реальных героев, которыми является и аудитория.

Конечно, сферы применения здесь различны: в одном случае — пьеса, на основе которой строится спектакль с учетом идейно-тематической основы, заложенной автором, в другом — конкретная исходная реальная ситуация. В одном случае режиссер идет от пьесы к жизни, а в другом наоборот — от жизни к пьесе, где представление организуется по законам театра, но своими специфическими средствами. В театре драматургическая концепция спектакля предопределяется границами материала пьесы, а в культурно-досуговой программе — исходным, общественно значимым событием, где она выступает как способ донесения социальной информации, выраженной в художественной форме. [23]

Специфические особенности драматургии культурно-досуговых программ нагляднее будет представить в сравнительном анализе учреждения культуры широкого профиля и театра:

В учреждении культуры: творчество бесплатное и оплачиваемое; основано на добровольности и самодеятельности участников; творчество сценариста профессионально; драматургическое творчество осуществляется коллективно и индивидуально; драматургия культурно-досуговых программ динамична и оперативна; многогранность и оперативность решаемых учреждением культуры задач дает им право использования в сценарии опубликованных литературно-художественных, документальных и исторических произведений или их фрагментов; драматургия культурно-досуговых программ — документальна (обязательным является включение в сценарий фактов из жизни конкретной аудитории); построение сценария

осуществляется по эпизодам; задача драматурга — создать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на аудиторию; в сценарии используется все многообразие выразительных средств как профессионального, так и самодеятельного искусства, а так же и специальных выразительных средств; использование документального и художественного материала осуществляется на основе метода монтажа; в сценарии культурно-досуговой программы герой — конкретный, реальный человек или художественный образ; задача сценариста создать идеальное проектирование будущей программы, которая может быть осуществлена не только на сцене, но и в зрительном зале, на улице, в доме.

В театре: творчество оплачиваемое; творчество драматурга носит индивидуальный характер; написание пьесы требует оригинального творчества; использование документального материала бывает крайне редко, но в основном, творчество драматурга представляет собой художественный вымысел; пьеса строится по актам; задача драматурга создать пьесу как художественную ценность (произведение искусства); театральная драматургия сценична; герой пьесы — художественный обобщенный образ; задача драматурга наделить конкретного героя социальными чертами, создать типический образ.

Поскольку есть драматургия драматического театра, оперная и балетная, кино и телевидения, все эти виды драматургии различаются спецификой подхода к раскрываемому материалу. Но есть у них и общее — действие, жизнь в движении. Драматургия культурно-досуговой деятельности развивается в трех направлениях: культурно-досуговые программы, предметная художественная деятельность в учреждениях культуры и домашнем досуге.

Во-первых, драматургическое действие всегда развивается на наших глазах, в настоящем времени, даже если повествует о давно прошедшем.

Примером могут служить сценарии театрализованных вечеров и концертов, посвященных героическим традициям народа. Рассказ ведется через призму настоящего времени — зритель становится соучастником событий.

    Во-вторых, действие только тогда называется действием, когда оно требует преодоления препятствий, встречает противодействие и развивается в виде драматической борьбы. Без драматического конфликта нет и не может быть драматургии.

В-третьих, драматургическое действие всегда делает зрителя свидетелем, соучастником борьбы, не оставляет его равнодушным, вызывает те или ныне чувства. Прекрасно сказал об этом А. С. Пушкин: "Смех, жалость и ужас — три струны нашего воображения, потрясаемые драматическим волшебством". Эта особенность драматургии также чрезвычайно важна, ибо способна возбудить эмоции, вызвать чувство радости, созидания новой жизни, гнев и презрение к носителям всего отрицательного, высокие чувства патриотизма. [13]

Однако не всякое явление жизни может стать объектом драматургической разработки конкретных видов искусства, Надо, чтобы в нем содержались необходимые элементы, движущие развитие действия.

Драматургия культурно-досуговых программ предполагает действие не безликое, а преломленное через конкретные образы, через поступки, мысли и чувства людей, через столкновение характеров н стремлений. Поэтому специфика драматургии культурно-досуговых программ обусловлена самой природой учреждения культуры.

Специфика эта основана на иной природе общения зрителей и сцены, нежели в театре, кинотеатре и других видах искусства, где есть четвертая стена. Поэтому процесс воздействия в учреждении культуры строится не только по линии самого материала, но и по линии внутриаудиторного

воздействия, внутриаудиторного общения. В процесс этого общения включаются духовные ценности.

Драматургия для режиссера, как считал Станиславский, это не литература, не сама пьеса, которая есть лишь "повод для спектакля".

Драматургический процесс заключается в выстраивании сюжета и поиска образного решения спектакля. Любое массовое зрелище или камерная программа, эстрадное представление или отдельный номер начинаются с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные автором (сценаристом, режиссером, исполнителем) отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества. [24] На значимость работы над замыслом указывал великий немецкий поэт и философ Иоганн-Вольфганг Гете, отметивший, что в любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от замысла. Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несет в себе логику сценария будущего шоу, отдельного номера. Здесь должны быть отчетливо видны как общий смысл — тема, идея, содержание, форма, то есть каркас сценария, так и его отдельные структурные составляющие — действующие лица, события, конфликт, строгая логичность композиционного построения.

Современное понимание технологии культурно-досуговой деятельности как комплексного, гибкого педагогического воздействия с учетом психологии личности и широкой самодеятельности населения в условиях домашнего досуга привело к определению границ деятельности учреждений культуры, которые трансформировались сегодня в новые названия. [12] Как отмечает Е.М. Клюско, в настоящее время "авторами строятся различные типологии форм культурно-досуговой деятельности. Наиболее распространенными основаниями для построения таких типологий

оказываются следующие: субъект деятельности (культурно-досуговая деятельность осуществляется в форме массовой, групповой или индивидуальной деятельности), место осуществления (домашний досуг или учреждение культуры). Следовательно, драматургия культурно-досуговой деятельности развивается в трех направлениях, культурно-досуговые программы, предметная художественная деятельность в учреждениях культуры и домашнем досуге. В данном контексте "культурно-досуговая программа" — это результат рассмотрения и использования традиционной, своеобразной продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников и зрителей.

Как ведущий компонент технологического процесса драматургия путем использования огромного разнообразия художественных средств создает модель условий для свободного общения, непринужденного сценического и внутриаудиторного воздействия. Учреждения всех типов, поэтому не могут быть конкурентом театра, кино, телевидения. Это не их задача, они за счет своей специфики дополняют профессиональные творческие коллективы в удовлетворении духовных потребностей людей. Поэтому драматургия культурно-досуговых программ теснее связана с жизнью, должна идти от ее актуальности, злободневности, жгучих проблем. В отличие от театральной драматургии в основе содержания культурно-досуговых программ лежит фактологический материал.

Сложность структур культурно-досуговой деятельности выявила два основных вида драматургии; сценарий и сценарный план, где сценарий предстает как подробная литературная разработка программы. Поэтому в сценарии культурно-досуговой программы во главе угла всегда реальный герой, даже если о нем рассказано художественными образами или документами.

    Это не значит, что драматургия культурно-досуговых программ не может обращаться к вымыслу, к созданию или использованию романтических героев прошлого, настоящего и будущего. Однако в основе лежит драматургия факта как наиболее типичная для конкретного круга людей. Это выражается в реальности материала, основанного на фактах местной жизни, а через них идет связь с жизнью страны, затем — реальность героя, взятого из конкретной жизни, действующего от первого лица, от своего имени.

Реальность места действия чрезвычайно важна в культурно-досуговой программе. Организовать непосредственно на месте тех или иных событий действие, выступления участников, воспоминания зрителей и использование реальности и художественных выразительных средств, значительно сильнее воздействует на зрителя, чем самодеятельные кинофильмы, стихи, песни, рисунки, фотографии, созданные на местном материале, хорошо известные или просто знакомые зрителям. Реальность коллективного действия обеспечивается реальностью учреждения культуры лежит вовлечение самих присутствующих.

Сам факт прихода зрителя на реальное место действия есть мотивированная начальная форма соучастия в программе. Мотивация участия зрителя в программе формируется рекламой или со слов знакомых, друзей, товарищей.

Перед сценаристом встает задача превратить эту начальную форму в готовность зрителя принять участие в конкретном коллективном действии. Значит, автор сценария должен предусмотреть в своих драматургических наметках моменты, которые заинтересовали этих людей, чтобы они втянулись в проводимую программу, прониклись бы ее темой до такой степени, что были бы готовы к соучастию, к содействию, к внутригрупповому общению. [4]

Глава 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: