АПРЕЛЯ ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ ТЕМА «ВЕСНА»
Цели: познакомить со стихотворениями о весне; обучать плавному чтении, выразительному чтению целыми словами, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихотворения разных поэтов, посвящённые одной теме; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: читать с выражением лирические произведения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвящённые одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта.
ХОД УРОКА
Орг.момент
Речевая разминка
-Прочитайте пословицы
*Вода с гор потекла, весну принесла.
*Апрель с водой, май с травой.
*Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет собирать.
Чтение пословиц с разными интонациями. Выразительное чтение.
-Объясните смысл пословиц, как вы их понимаете?
Актуализация знаний. Постановка целей урока.
-Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями – цветами. Угадайте, что это за цветы.
|
|
Подснежник
-Сегодня мы познакомимся ещё с двумя стихотворениями о подснежниках и о весне.
Работа по теме урока
-Откройте учебник на с.66.Прочитайте, кто автор стихотворения «Подснежник» (Т.Белозёров)
-Прочитайте стихотворение Тимофея Белозёрова «Подснежник»
В КАЖДОЙ СТРОЧКЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧУ ДЕТЕЙ ВЫДЕЛЯТЬ ГЛАВНОЕ СЛОВО, которое произносится громче остальных, ставится логическое ударение. Читать медленно, выразительно, душевно.
Продолжение работы по теме урока
-Прочитайте загадку про себя, приготовьтесь читать её выразительно
Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
"Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!"
Далеко слышна свирель.
Это будит всех...
Отгадка (ответ): Апрель
-Прочитайте с родителями хором выразительно, вместе с отгадкой.
-Прочитайте на с.67 учебника фамилию поэта(С.Маршак)
-Какие произведения С.Маршака мы читали на уроках литературного чтения? («Автобус номер 26», переводы английских народных песенок из книги «Рифмы Матушки Гусыни»
Чтение стихотворения «Апрель»
-Какое настроение появилось у вас при чтении стихотворения?
-Перечитайте стихотворение, обратив внимание, как поэт рассказал о пробуждении природы.
-Ребята, а кто из вас уже встречался с этим стихотворением? Где вы его могли слышать? (В мультфильме «Двенадцать месяцев», мы с вами его смотрели! АПРЕЛЬ читает эти стихи, и наступает апрель.
Стоит девочка, слушает, а слов не понимает — будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.
|
|
Поговорили они, поговорили и замолчали.
А высокий старик опять обернулся и спрашивает:
— Что же ты делать будешь, если не найдешь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут.
— В лесу останусь, — говорит девочка. — Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без подснежников вернуться.
Сказала это и заплакала. И вдруг один из двенадцати, самый молодой, веселый, в шубке на одном плече, встал и подошел к старику:
— Братец Январь, уступи мне на час свое место!
Погладил свою длинную бороду старик и говорит:
— Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.
— Ладно, уж, — проворчал другой старик, весь лохматый, с растрепанной бородой. — Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо ее знаем: то у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.
— Ну, будь, по-вашему, — сказал Январь.
Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил:
Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у березы
Не грызите кору!
Полно вам воронье
Замораживать,
Человечье жилье
Выхолаживать!
Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями.
— Ну, теперь твой черед, братец, — сказал Январь и отдал посох меньшому брату, лохматому Февралю.
Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землею.
Пусть бежит в полях поземка
Белою змеею!
Только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри.
А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал:
— Теперь твой черед, братец Март.
Взял младший брат посох и ударил о землю. Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками. Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос:
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
Девочка даже руками всплеснула. Куда девались высокие сугробы? Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке! Под ногами у нее — мягкая весенняя земля. Кругом каплет, течет, журчит. Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под темной кожуры первые зеленые листики. Глядит девочка — наглядеться не может.
— Что же ты стоишь? — говорит ей Март. — Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили.
-Вы послушали отрывок из пьесы-сказки Самуила Маршака «Двенадцать месяцев».Этот отрывок прочитайте с родителями по ролям.
Рефлексия
-Что сегодня на уроке получилось у вас особенно хорошо?
-Можете ли вы сказать, что сегодня у вас получилось то, что раньше не получалось?