Экзистенциализм: истоки, основные положения, направления

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia - существование), или философия существования, - направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.

Истоки

Экзистенциализм начал зарождаться еще в середине XX в. Его возникновению предшествовала «философия жизни» (Дильтей, Ницше, Бергсон, Шпенглер) с суждениями о жизненном порыве, интуицией, воли к власти как витальной воли. В 20-е — 70-е годы XX в. экзистенциализм приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений. Этому послужили ряд причин:

• нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед первой мировой войной, во время первой и второй мировых войн и между ними;

• бурный рост науки и техники и использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники, автоматы, пулеметы, мины, бомбы, применение отравляющих веществ в ходе боевых действий и т. д.);

• опасность гибели человечества (изобретение и применение ядерного оружия, приближающаяся экологическая катастрофа);

• усиление жестокости, бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух мировых войнах, концлагеря, трудовые лагеря);

• распространение фашистских и иных тоталитарных режимов, полностью подавляющих человеческую личность;

• бессилие человека перед природой и перед техногенным обществом.

Проблемы человека с точки зрения экзистенциализма:

• уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом;

• разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью;

• проблема отчуждения человека (общество, государство стали для человека абсолютно чужими, реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его "Я");

• проблема одиночества, заброшенности человека (человек одинок в окружающем мире, у него нет "системы координат", где он чувствовал бы себя нужным);

• проблема бессмысленности жизни;

• проблема внутреннего выбора;

• проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего — места в жизни.

Основные положения:

1) Ценность человеческой жизни, смысл человеческого существования, свобода человека, его одиночество - вот что должно быть объектом внимания философов.

2) У каждого предмета есть сущность, и эта сущность предшествует его существованию. Что касается человека, то здесь все наоборот: существование предшествует сущности. Это означает, что человек сначала существует, появляется в мире, а лишь потом он определяется. Заранее сказать, каким будет человек, невозможно, потому что он делает себя сам; человек - это проект, который должен себя осуществить. Условия для своего развития он выбирает сам.

3) Есть неподлинное существование – слепое подчинение общественным нормам, жизнь «как у всех», «плывя по течению», а есть подлинное существование – экзистенция – нахождение себя, сознательный выбор своего будущего.

4) Бытие человека делится на бытие самого себя и бытие с другими. Бытие с другими с одной стороны, позволяет познать самого себя, но в то же время захватывает в мир man, обезличивает человека. Чтобы сохранить себя, человек постоянно должен доказывать свою индивидуальность. Поэтому мир man прорывается с помощью общения и творчества.

4) Человек обречен на свободу. Свобода проявляется в судьбоносном (экзистенциальном) выборе. Выбор, сделанный человеком, определяет его дальнейшую жизнь. Человек ответственен за каждый свой выбор, единственное, за что он не отвечает – собственное рождение.

5) Лучше всего человек познает себя в пограничных состояниях, когда проявляется его истинная натура, например, в экстремальных ситуациях.

Различают экзистенциализм религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар).

Яркие представители экзистенциализма:

Сьорен Кьеркегор (1813 - 1855) – датский философ, основатель экзистенциализма. Философия занимается большим количеством всевозможных вопросов и почти не уделяет внимания человеку. Она растворяет конкретного человека с его внутренним миром во всеобщих, абстрактных, как правило, не интересующих его и не касающихся его насущной жизни вопросах. Философия должна повернуться к человеку, его маленьким проблемам, помочь ему найти истину, понятную ему, ради которой он мог бы жить, помочь человеку сделать внутренний выбор и осознать свое "Я".

Выделил понятия:

• неподлинное существование — полная подчиненность человека обществу, "жизнь со всеми", "жизнь как у всех", "плывя по течению", без осознания своего "Я", уникальности своей личности, без нахождения истинного призвания;

• подлинное существование — выход из состояния подавленности обществом, сознательный выбор, нахождения себя, превращение в хозяина своей судьбы.

Подлинное существование и есть экзистенция.

На пути к подлинному существованию человек проходит три стадии:

- эстетическая - жизнь человека определяется внешним миром. Человек "плывет по течению" и стремится только к удовольствию.

- этическая - человек делает сознательный выбор, осознанно выбирает себя, теперь им движет долг.

- религиозная - человек глубоко осознает свое призвание, полностью обретает до такой степени, что внешний мир не имеет для него особого значения, не может стать препятствием на пути человека. С этого момента и до конца своих дней человек "несет свой крест" (уподобляясь этим Иисусу Христу), превозмогая все страдания и внешние обстоятельства.

Карл Ясперс

Человек обычно живет "заброшенной", не имеющей большого смысла жизнью — "как все". При этом он даже не подозревает о том, кто он такой в действительности, не знает своих скрытых способностей, возможностей, подлинного "Я". Однако в особых случаях (между жизнью и смертью) истинная натура, данные скрытые качества выходят наружу. С этого момента человек осознает себя и становится самим собой, он соприкасается с трансцедентальностью — высшим бытием. Вся жизнь человека осознанно или неосознанно направлена к трансцеденции — к полному раскрепощению энергии и пониманию некого высшего абсолюта.

Человек приближается к транцеденции, абсолюту, высвобождает энергию, осознает себя через так называемые "шифры" трансцедентального:

• эротику, секс;

• единство себя с собственным внутренним миром (согласие с собой);

• свободу;

• смерть — конечность бытия.

Жан Поль Сартр

"Для-себя-бытие" – приоритетность для человека собственного внутреннего мира, высшая реальность.

«Для-другого-бытие» - взаимоотношения с людьми, с помощью которых человек воспринимает себя.

Свобода – высшее условие жизни, проявляется в экзистенциальном выборе – важном судьбоносном решении, которого нельзя избежать (вопросы жизни и смерти, экстремальные ситуации). Сделав экзистенциальный выбор, человек определяет свою судьбу на многие годы вперед, переходит из одного бытия в другое. Жизнь - цепочка отрезков разного бытия, связанная особыми "узлами" — экзистенциональными решениями (например, выбор профессии, выбор супруга, выбор места работы, решение изменить профессию, решение принять участие в борьбе, пойти на войну).

Свобода человека абсолютна, то есть безотносительна. Человек свободен постольку, поскольку он способен хотеть. Например, сидящий в тюрьме заключенный свободен, пока он чего-либо хочет: сбежать из тюрьмы, сидеть дальше, покончить жизнь самоубийством. Человек обречен на свободу (в лю-бых обстоятельствах, кроме случая полного подчинения внешней реальности, но это тоже выбор).

Вместе со свободой возникает ответственность. Человек ответственен за все, что он совершает, за самого себя ("Все, что со мной происходит, — мое"). Единственное, за что человек не может отвечать, — это за свое собственное рождение.

Альбер Камю 

Большинство людей живет своими мелкими заботами и радостями из года в год и не придает своей жизни целенаправленного смысла. Те же, кто наполняют жизнь смыслом, тратят энергию, мчатся вперед, но рано или поздно понимают, что впереди (куда они изо всех сил идут) — смерть, Ничто. Смертны все — и наполняющие жизнь смыслом, и не наполняющие. Жизнь человека - абсурд (в переводе - не имеющая оснований). Доказательства абсурдности жизни:

• соприкосновение со смертью — при соприкосновении со смертью многое, ранее казавшееся важным для человека, - увлечения, карьера, богатство — теряет свою актуальность и кажется бессмысленным, не стоящим самого бытия;

• соприкосновение с окружающим миром, природой — человек беспомощен перед существующей миллионы лет природой.

Смысл жизни по Камю не во внешнем мире, а в самом существовании человека. 

 Мартин Хайдеггер

 Экзистенция по Хайдеггеру, - бытие, к которому человек сам себя относит, жизнь человека в том, что ему принадлежит и что есть для него сущее.

Бытие человека происходит в окружающем мире. «Бытие в мире» состоит из:

• "бытия с другими"

• "бытия самого себя".

"Бытие с другими" засасывает человека, направлено на его полную ассимиляцию, обезличивание, превращение в "такого, как все".

"Бытие самого себя" одновременно с "бытием с другими" возможно только при отличии "Я" от других.

Следовательно, человек, желая остаться самим собой, должен противостоять "другим", отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен.

Мир, в который при этом погружается человек, мир "man" (немецкое безличное местоимение). Это безличный мир, в котором все анонимно, в котором нет субъектов действия, в котором все - "другие", и человек даже по отношению к самому себе является "другим"; это мир, в котором никто ничего не решает, а потому и не несет ни за что ответственности. Прорывом мира "man" является, согласно экзистенциализму, подлинное человеческое общение, сфера художественного, философского, религиозного творчества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: