Методы научного познания

Научные методы эмпирического исследования:

1) Наблюдение— целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. В ходе наблюдения мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но и — в качестве конечной цели — о его существенных свойствах и отношениях.

Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и другими техническими устройствами. По мере развития науки оно становится все более сложным и опосредованным.

Основные требования к научному наблюдению:

- однозначность замысла (что именно наблюдается);

- возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с помощью других методов (например, эксперимента).

2) Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента, В его ходе изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в «чистом виде».

Основные особенности эксперимента:

а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту исследования, вплоть до его изменения и преобразования;

б) возможность контроля за поведением объекта и проверки результатов;

в) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по желанию исследователя;

г) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях.

Методы теоретического познания (научные методы теоретического исследования):

1)Аксиоматический. За основу берется аксиома (суждение, не требующее первоначальных доказательств), затем с помощью логических приемов выводится принципиально новое знание.

2) Гипотетико-дедуктивный. Модификация аксиоматического метода, только вместо аксиомы – гипотеза. Знание, полученное этим путем, носит вероятностный характер, требует теоретического обоснования или экспериментального подтверждения. Если полученные данные не соответсвуют ожиданиям, гипотеза модифицируется или отвергается как ошибочная.

3) Методом восхождения от абстрактного к конкретному. Применяя его, исследователь вначале находит главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта.

Общелогические методы исследования:

1) Формализация. Это отображение содержательного знания в формализованном языке знаков. Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Формализация служит для уточнения научных понятий.

2)Сравнение — познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т.е. их тождество и различия. Оно имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.

2) Анализ - реальное или мысленное разделение объекта на составные части.

3) Синтез - объединение частей в единое целое.

4) Абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.

5) Обобщение - прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее общего понятия и суждения к более общему понятию или суждению.

5) Индукция-движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщением в выводах)

6) Дедукция-восхождение процесса познания от общего к единичному.

7) Аналогия - установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод - умозаключение по аналогии. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание.

3) Идеализация. Мысленно образуются понятия, которые не могут возникнуть в результате опытно-экспериментального познания и непосредственного наблюдения за действительностью. Пример: идеальный газ. Идеальные понятия – сознательно упрощенные в нужном отношении представления. Оперирование такими понятиями позволяет выделить причины, связи и отношения, которые из-за сложности трудно вычленить и осмыслить.

4) Моделирование - метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте - модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности - оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие. Формы моделирования: предметное (физическое) и знаковое.

* Системный подход - совокупность общенаучных методологических принципов, в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем.

Принципы:

- выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;

- анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных

элементов, так и свойствами ее структуры;

- исследование механизма взаимодействия системы и среды;

- изучение характера иерархичности, присущего данной системе;

–                                        обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы;

–                                        рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: