Формы реорганизации юридического лица:
- слияние
- присоединение
- разделение
- выделение
- преобразование
Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению собственника его имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда.
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.
|
|
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу.
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о реорганизации юридического лица, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Реорганизуемое юридическое лицо или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.
Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.
Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.
|
|
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
1) по решению собственника имущества (учредителя, участников) или уполномоченного органа юридического лица;
2) по решению экономического суда (ликвидация общественных организаций – по решению Верховного суда Республики Беларусь);
3) по решению регистрирующего органа.
Очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица:
в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей;
во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;
в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества;
в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами ликвидируемого юридического лица.
Тема 6. Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы как субъекты гражданского права
Вопросы темы:
1. Правосубъектность Республики Беларусь и административно-территориальных единиц.
2. Участие Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в гражданских правоотношениях.
3. Государство как субъект гражданско-правовой ответственности.
Правосубъектность Республики Беларусь и административно-территориальных единиц.
Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений - физическими и юридическими лицами.
К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательства или особенностей данных субъектов. (ст.124 ГК Республики Беларусь).
Гражданские правоотношения, в которых участвует государство в качестве субъекта:
1) отношения собственности (распоряжение государственной собственностью, создание юридических лиц, обращение в доход государства имущества лиц, совершивших правонарушения и др.);
2) обязательственные отношения (поставка товаров, выполнение работ для государственных нужд и др.);
3) имущественная ответственность по обязательствам государственных юридических лиц;
4) отношения, связанные с возмещением вреда, причиненного должностными лицами;
5) наследственные отношения.