Реорганизация и ликвидация юридического лица

Формы реорганизации юридического лица:

- слияние

- присоединение

- разделение

- выделение

- преобразование

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению собственника его имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, а в случаях, предусмотренных законодательными актами, - по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда.

При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них в соответствии с разделительным балансом переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица.

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом, за исключением прав и обязанностей, которые не могут принадлежать возникшему юридическому лицу.

Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о реорганизации юридического лица, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Реорганизуемое юридическое лицо или орган, принявший решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) по решению собственника имущества (учредителя, участников) или уполномоченного органа юридического лица;

2) по решению экономического суда (ликвидация общественных организаций – по решению Верховного суда Республики Беларусь);

3) по решению регистрирующего органа.

Очередность удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, вознаграждений по авторским договорам, оплате труда лиц, работающих по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;

в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, за счет и в пределах средств, полученных от реализации заложенного имущества;

в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами ликвидируемого юридического лица.



Тема 6. Республика Беларусь и ее административно-территориальные единицы как субъекты гражданского права

 

Вопросы темы:

1. Правосубъектность Республики Беларусь и административно-территориальных единиц.

2. Участие Республики Беларусь и административно-территориальных единиц в гражданских правоотношениях.

3. Государство как субъект гражданско-правовой ответственности.

 

Правосубъектность Республики Беларусь и административно-территориальных единиц.

 

Республика Беларусь, административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений - физическими и юридическими лицами.

К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательства или особенностей данных субъектов. (ст.124 ГК Республики Беларусь).

Гражданские правоотношения, в которых участвует государство в качестве субъекта:

1) отношения собственности (распоряжение государственной собственностью, создание юридических лиц, обращение в доход государства имущества лиц, совершивших правонарушения и др.);

2) обязательственные отношения (поставка товаров, выполнение работ для государственных нужд и др.);

3) имущественная ответственность по обязательствам государственных юридических лиц;

4) отношения, связанные с возмещением вреда, причиненного должностными лицами;

5) наследственные отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: