Урок теоретического обучения
Преподаватель Щербакова Вера Петровна v.scherbackowa2013@yandex.ru
Предмет: ОУП. 04 История
Дата проведения: 25.04.2020
Курс 1 Группа 4 Специальность 23.02.04 Техническая эксплуатация подъёмно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования
Тема урока № 75-76 Культура и искусство в СССР в межвоенные годы. Экономическое и политическое развитие Западной Европы и Америки после Первой мировой войны.
Тип урока: формирование новых знаний
Форма работы: электронное обучение.
Цель: формировать представления о развитии науки и культуры в СССР в 20-30-е годы, познакомить с деятелями и их достижениями в области науки и культуры в СССР в 20-30-е годы. Сформировать представления об экономическом и политическом развитии стран Европы и США в послевоенные годы.
К первой теме презентация «Культура»
Вводная часть.
Сегодня мы продолжаем говорить об СССР в начале XX века.
События, происходящие в стране, оказывают большое влияние на деятельность в сферах науки и культуры.
|
|
Повторим.
- Что же такое индустриализация?
- Что такое коллективизация?
- Кто такие кулаки?
Основная часть.
Изучить содержание презентации и ответить на вопросы в тетради.
Факторы, влияющие на культуру
Первый фактор, который всегда необходимо анализировать, когда мы говорим о развитии культуры, искусства, – это роль государства. В 30-е гг. в Советском Союзе существовал тоталитарный режим с жестким контролем верхушки партии, руководства над всеми сферами жизни общества, в том числе и над сферой культуры. Это приводило к однообразию, к отсутствию политических свобод, к неким трагедиям в жизни людей искусства.
С другой стороны, роль государства можно оценивать и как положительную. Огромные средства, не сравнимые с 1920-ми гг., тем более с годами Гражданской войны, вкладывались в культуру, искусство, науку, в образование. Таким образом, говоря о роли государства, нельзя сказать, что влияние было только плохим или только хорошим, оно было противоречивым. То же касается и наличия политических свобод: с одной стороны, для искусства и культуры свобода – это очень хорошо, с другой стороны, опыт многих эпох, разных стран показывает, что ограничение свободы приводит к большему духовному взлету, когда художники, творцы, поэты, писатели, пытаясь преодолеть запреты, достигают вершин, которых в условиях абсолютной свободы достичь нельзя.
Однако репрессии со стороны власти нельзя оправдать. Выдающиеся представители интеллигенции оказываются в тюрьме или убиты: О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева, Н.А. Клюев, Д.С. Лихачев
Вопросы.
- Назовите деятелей советской науки и их достижения.
|
|
- Назовите деятелей советской культуры и их достижения.
- Кого изображали советские художники и скульпторы?
- Какие события повлияли на развитие науки и культуры?
События в мире в 1918-1939гг.
План
1.Европа после I мировой воны
А) территориальные изменения
Б) революция в Германии
В) революция в Венгрии
Г) развитие рабочего движения
2. Экономическое развитие западных стран в 20-30-е гг.
А) экономический кризис 1929-1933гг.
Б) Кейсианство
В) новый курс Ф.Рузвельта
Как изменилась Европа после 1 мировой войны?Какая система установилась в мире? (ответ:Версальско-Вашингтонская система)
Назовите страны победительницы.
Страны –победительницы: Франция, Великобритания, США, Италия, Румыния.
Страны-побежденные: Германия, Австро-Венгрия, Болгария,Турция.
Каковы итоги войны:
1. Территориальные изменения в мире (работа с картой)
2. Появление новых государств (работа с картой)
3. Военные ограничения для проигравших стран, прежде всего Германии
4. Усиление влияния США
5. Создание Лиги наций
Под влиянием революции в России и 1 мировой войны в мире начинается революционный подъем и рост национально-освободительного движения. Каковы причины его?
Причины революционного подъема
А) большой материальный ущерб от войны привел к понижению уровня жизни, а в проигравших странах (Германии прежде всего) – даже к массовой нищете и как следствие к радикализации массового сознания;
Б) огромные потери страдания в ходе войны заставили многих задаться вопросом «почему это могло произойти и как сделать, чтобы этого (войны) больше не повторилось?». Некоторые люди приходили к выводу, что виновата политическая и общественная система. Вывод – ее надо поменять.
Особенности и страны
Поскольку война была мировая, то и последовавшие за ней революционные события захватили многие страны, как на Западе, так и на Востоке.
При этом наиболее острую форму они приобрели в тех странах, где (1)ущерб от войны был наибольшим, а (2) не было традиций демократического разрешения политических противоречий. Особенностью революционных событий на Востоке (и в Ирландии) было преобладание национально-освободительной борьбы.
Основные факты революционных событий представлены в виде таблицы:
страна | событие | даты | движущие силы | лидеры | результат |
Германия | Буржуазно- демократическая революция Вооруженное восстание | 1918 1919 | Мелкая буржуазия, социал-демократы Наемные рабочие, компартия | Фридрих Эберт, Роза Люксембург, Карл Либкнехт | Свергнута монархия, принята конституция, провозглашенареспублика и свободные выборы Поражение, лидеры убиты |
Венгрия | Вооруженное восстание | 1919 | Социал-демократы и коммунисты | Бела Кун | Поражение, фашистский переворот, запрет компартии |
Вывод: Революция в Германии привела к ликвидации монархии. Но повторить опыт большевиков не удалось. Почему?
(Более устойчивые политические институты власти, чем в России. Слабая организованность рабочих по сравнению с буржуазией)
Усиление рабочего движения привело к формированию 2-х течений в социал-демократии. Что означает социал-демократия?
Первое: реформистское;
Второе: революционное, которые в дальнейшем создавали коммунистические партии.
Формируются две международные организации:
Коммунистический III Интернационал (Коминтерн) (1919г.) и Социалистический рабочий интернационал (1923г.)
Способствовало ли это рабочему движению?
Устойчивое развитие стран было прервано в к.30-х гг. Разразился мировой экономический кризис 1929-1933гг.
Понятие, причины, механизм возникновения, результаты, последствия.
1) Причины экономического кризиса.
- необеспеченное реальным спросом перепроизводство.
|
|
- кредитный бум
- мыльные пузыри (сверхдоходные акции фальшивых предприятий)
- отсутствие действенных международных механизмов регулирования экономических процессов
Кризис возник в США в 1929 году – мировом банкире и ведущей экономике мира и приобрел мировой характер.
2) Механизм развития кризиса:
- крах биржи (обвал стоимости акций)
- разорение акционерных обществ и банков
- сокращение производства
- рост безработицы
- потеря сбережений
- падение налоговых поступлении
3) Результат: платежеспособный спрос резко упал, а социальная напряженность выросла, так как государство оказалось не в состоянии обеспечить нуждающихся пособиями (не хватало денег в бюджете).
4) Решение проблемы: США, Англия, Франция – по пути сбалансирования рыночной экономики за счет ряда антикризисных мер; Италия, Германия – за счет установления тоталитарного контроля над экономикой и обществом.
Экономический кризис заставил пересмотреть многие взгляды на развитие общества в условиях рыночной экономики. Популярной становится теория Дж.Кейса. Каким образом она связана с нашей темой? Кратко теория Дж.Кейса. Что включала?
1. Изменение роли государства в экономике.
2. Сочетание государственного регулирования с рыночным механизмом
3. Развитие социального партнерства между предпринимателями и работниками на основе взаимных соглашений.
Проявлением нового отношения государства к экономике явился»новый курс» Ф.Рузвельта.
Краткая биографическая справка: Франклин Делано Рузвельт (задание на дом)
Основные направления:
- контроль над производством и распределением (объем производства, цены, размер зарплаты, продолжительность рабочего дня)
- скупка излишков сельхозпродукции (вплоть до уничтожения)
- восстановление банковской системы (страхование вкладов, ужесточение условий выпуска акций, предотвращение вывоза капитала)
- повышение налогов (прежде всего, на богатых).
- создание госпрограмм помощи безработным
- регулирование трудовых отношений (с целью воспрепятствовать безработице)
|
|
Вывод: Решительные меры в пользу государственного вмешательства в экономику при сохранении рыночных основ экономики позволили ликвидировать кризис и восстановить экономику.
Обобщение.
- Чем закончились революционные события в Европе?
- В чем отличие европейского пути развития от российского?
- Что такое экономический кризис?
Домашнее задание.
Иметь конспект, составить краткаю биографическаю справку: Франклин Делано Рузвельт
Контрольный тест.
1. В каком году был создан Коммунистический Интернационал:
А) в 1920 В) в 1919
Б) в 1925 Г) в 1930
2. Что не являлось причиной подъема революционного движения в европейских странах после первой мировой войны:
А) поражение в войне 1914-1918 годов, развал экономики
Б) падение у большинства населения доверия к политике правящих кругов
В) усиление реформистских настроений у лидеров социал-демократии
Г) влияние революции 1917 года в России
3. Какие из приведенных ниже идей не были свойственны западноевропейской социал-демократии:
А) необходимо отстаивать конкретные, повседневные интересы трудящихся
Б) цель рабочего движения – борьба за реформы в рамках существующего строя
В) революционная партия должна стремиться к насильственному захвату власти
Г) социал-демократы должны сотрудничать с властью для защиты интересов рабочего класса
4. Кто из президентов США проводил политику под названием «новый курс»:
А) Г. Трумэн В) В. Вильсон
Б) Ф. Рузвельт Г) Д. Эйзенхауер
5. Что из перечисленного не было следствием кризиса 1929-1933 годов в США:
А) падение роста промышленного производства
Б) рост безработицы
В) создание финансовых пирамид
Г) потеря сбережений миллионов вкладчиков
6. К характерным чертам «нового курса» не относится:
А) расширение роли государства в экономике
Б) стремление к обеспечению полной занятости
В) меры по повышению степени равноправия в обществе
Г) меры по обеспечению малоимущих дешевым жильем
Д) введение централизованного планирования экономического развития