Культурная картина мира. Менталитет культуры

Термин «менталитет» происходит от латинского слова mens, смысл которого – ум, образ мыслей, умонастроение, склад ума. В целом, менталитет можно определить как устойчивую настроенность внутреннего мира людей, сплачивающую их в социальные и исторические общности, а также совокупность установок, ценностных ориентаций и предрасположенностей индивидов к определенному типу мышления и действия. Наряду с этим термином используется понятие «ментальность», близкое по значению.

В науках о культуре впервые понятие «менталитет» было использовано французским этнографом Клодом Леви-Брюлем. Изучая культуру племенных народов, Леви-Брюль пришел к выводу, что отличие их образа жизни и представлений от европейских имеет в своей основе другой тип мышления, который и был обозначен исследователем как «первобытный менталитет». Позже слово вбирает в себя множество схожих смыслов. Так, все исследователи культуры тем или иным способом говорили о том, что каждая культура имеет нечто особенное, не выражаемое в перечислении достижений, даже не совпадающее полностью по смыслу с понятиями «образ мыслей» или «способ освоения мира». Это нечто называли дух или характер эпохи, народное самосознание, социальный характер, душа культуры, мирочувствование и т.д. во всех случаях речь шла о феномене, который можно описать следующим образом:

Это групповой образ, представление людей о мире и о себе.

Содержание этого образа погружено в глубинные, подсознательные структуры человеческой психики и поэтому не может быть осознано человеком.

Это явление можно рассматривать как групповую память людей.

Являясь основанием душевной жизни, это явление отражается в художественном творчестве, его направлениях и стилях.

Характер менталитета часто определяется той средой, в которой существует социальная общность. Например, Бердяев связывал особенности русской души с бескрайними русскими просторами, которые породили в ней два противоречивых начала: с одной стороны – удаль и вольность, а с другой – чувство смирения перед безграничностью. Поэтому русский народ, как считает философ, - народ государственный, склонный к подчинению верховной власти, но способный на бунт. Важная роль в формировании менталитета принадлежит религии.

Менталитет как бессознательная способность мирочувствования лежит в основе конкретного сходного представления – культурной картины мира. Это означает, что для всех народов видимый и ощущаемый ими мир един, но воспринимается он по-разному, так, как будто люди в разных странах и в разные времена живут в своеобразных, отличных друг от друга мирах.

Культурная картина мира есть совокупность присущих народу или исторической общности представлений о времени и пространстве, происхождении мира и человека, смысле человеческой жизни и смерти, отношениях между людьми, добре и зле, справедливости, красоте, свободе, счастье и др.

В истории европейской и русской культуры последовательно формировались три базовых культурных картины мира:

ü Мифологическая

ü Религиозная

ü Научная.

При всем своеобразии мифологий и религий разных народов их представления о мире имели нечто общее, определяемое единым для всех знанием о мироздании, законах, порождающих мир и действующих в нем.

Для мифологической картины мира характерно представление о тесной неразрывной связи человека и природы, о единых законах, управляющих жизнью мира и человека. Силы природы в мифологической картине мира обладают теми же свойствами, что и люди – они действуют сознательно, целенаправленно, любое событие природы адресовано человеку. Мир в мифологии – это живой организм, в котором все – и люди, и звери, и птицы, и горы, и реки, и боги есть соподчиненные элементы единой системы, единого высшего закона. Мифологическая картина мира – самая древняя, все народы земли имели свою мифологию, и своеобразие культур разных стран и народов во многом определяется ею.

Религиозная картина мира основана на мифологической, первые религиозные верования почти неотличимы от мифов. Ее своеобразие становится очевидным при появлении монотеистических религий – религий единого бога. Бог монотеистической религии (Иегова, Будда, Христос, Аллах) есть олицетворенная высшая сила, абсолютная, всеобъемлющая и единая. Его волей создан мир, он устанавливает все законы бытия, природы и человека. В то же время бог создает человека отличным от других живых существ. Человек наделяется разумом и душой, он несет в себе часть божественной силы, волен подчинить себе неразумную природу. Особое положение человека в мире, определяемое его божественной душой, является самым главным отличием религиозной картины мира. Уже говорилось о влиянии религии на менталитет, и следует еще отметить, что даже неверующий человек, выросший в определенной культурной традиции, воспринимает мир через призму национальной религии. Она зафиксирована в языке, обычаях, искусстве, морали, она составляет при этом важную часть жизни социума, даже являясь формально запрещенной, как это было в советское время.

Научная картина мира формируется в Европе в эпоху Нового времени – в 17-18 веках. Это не значит, что до этого времени не существовало научных знаний – они развивались в самых древних культурах. Научная культура мира отличается от других, прежде всего, независимостью, объективностью. Она лишена ценностного отношения, универсальна, поскольку конструирует некую идеальную модель действительности, созданную на основе научных идей, концепций, теорий. Научная картина мира в качестве культурной означает совокупность представлений о мире, основанных на знаниях, а не на вере. Если мифология и религия обеспечивают неизменный фундамент, устойчивую основу представлений, то научная картина мира изменчива. Ее постоянным признаком остается рациональность, объективность. Для многих современных людей вера в могущество науки, разума, объективного знания определяет преставления о мире истинно только то, что заявлено в качестве «научного знания», даже если таковым не является.

Помимо названных, существуют и другие картины мира: художественная, философская. Наряду с религиозной и научной, взятыми в «чистом виде», безотносительно к общекультурному представлению, они являются важными факторами формирования образа мира для каждого человека, народа, исторической общности. Но для каждой эпохи, каждой культуры существует некая общность представлений, преимущественная направленность на тот или иной образ мира, что и создает в целом понятие «культурная картина мира».

7. Социализация. Инкультурация, ее стадии и средства.

Влияние культуры на личность происходит впроцессах инкультурации и социализации,

с помощью которых человек овладевает знаниями и навыками, необходимыми для жизни в обществе и в той или иной конкретной культуре.

Под социализацией понимают процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм. При этом человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. В ходе социализации происходят вхождение индивида в социальную и культурную среду, усвоение им ценностей общества, позволяющее ему успешно функционировать в качестве члена общества.

В отличие от социализации понятие инкультурации подразумевает под собой обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре.

Это происходит в процессе взаимообмена между человеком и его культурой, при котором, с одной стороны, культура определяет основные черты личности, с другой – человек сам влияет на свою культуру.

Инкультурация включает в себя формирование основополагающих человеческих навыков (типы общения с другими людьми, формы контроля общественного поведения и эмоций, способы удовлетворения потребностей, оценочное отношение к различным явлениям окружающего мира и т. д.).

Результатом инкультурации является сходство человека с другими членами данной культуры и его отличие от представителей других культур. По своему характеру процесс инкульту—рации является более сложным, чем процесс социализации.

Содержание процесса инкультурации составляют личностное развитие, социальная коммуникация, приобретение основных навыков своего жизнеобеспечения.

Основными механизмами инкультурации являются имитация (повторение людьми привычных навыков поведения, наблюдаемых в поведении других людей) и идентификация (в ходе которой детьми усваивается поведение родителей). Помимо данных позитивных механизмов инкультурации, есть и негативные механизмы – стыд и вина.

Основными агентами социализации и инкультурации являются семья, группа сверстников, учебные заведения, средства массовой информации, различные политические и общественные организации.

На разных этапах жизни эти факторы действуют по-разному.

В раннем детстве ведущую роль в становлении человека играет семья. В последующем действуют и другие факторы.

Процессы социализации и инкультурации долговременные, действуют на протяжении всей жизни человека. В результате социализации и инкультурации человек обретает способность к самостоятельному освоению социокультурной реальности, накапливает собственный жизненный опыт, начинает играть различные социальные роли.

В инкультурации обычно выделяют две основные стадии — первичную (начальную) и вторичную (взрослую).

Первичная стадия, начинающаяся с рождения ребенка и продолжающаяся до завершения подросткового возраста, представляет собой процесс воспитания и обучения детей. В этот период дети усваивают важнейшие элементы своей культуры, приобретают навыки, необходимые для нормальной социокультурной жизни. Процессы инкультурации реализуются в основном в результате целенаправленного воспитания и частично на собственном опыте. По мнению известного американского культурного антрополога Мелвилла Херсковица (1895-1963), ребенок хотя и не является пассивным элементом инкультурации, но выступает скорее как инструмент, нежели как игрок. Взрослые, применяя систему наказаний и поощрений, ограничивают его возможности выбора или оценки. Кроме того, дети не способны к сознательной оценке норм и правил поведения, они усваивают их некритично. Дети должны выполнять правила того мира, в котором живут. Это приводит к тому, что они видят мир черно-белым и не способны на компромиссы.

Для данного периода в любой культуре существуют специальные способы формирования у детей адекватных знаний и навыков для повседневной жизни. Обычно это происходит в форме игр следующих типов:

· физических, тренирующих и развивающих физическую активность;

· стратегических, тренирующих и развивающих способность прогнозировать возможные результаты любой деятельности и оценивать вероятность этих результатов;

· стохастических, знакомящих ребенка со случайными процессами, удачей (неудачей), неконтролируемыми обстоятельствами, риском;

· ролевых, в ходе которых ребенок осваивает те функции, которые ему придется выполнять в будущем.

В процессе первичной инкультурации значимое место принадлежит освоению трудовых навыков и формированию ценностного отношения к труду, а также научению учиться. Параллельно осваиваются и другие ценности, формирующие отношение человека к миру, закладываются основные модели поведения, словом, выстраивается «культурный айсберг». Ребенок на основе своего раннего детского опыта приобретает социально обязательные общекультурные знания и навыки, носящие неспецифичный в профессиональном отношении характер.

Первичная стадия инкультурации способствует сохранению стабильности культуры, поскольку на этой стадии осуществляются воспроизводство уже имеющихся образцов, контроль проникновения в культуру случайных и новых элементов. Но не следует преувеличивать роль инкультурации в сохранении культурной традиции. Ее результатом может стать как практически полное и безусловное усвоение культуры новым поколением с небольшими, едва фиксируемыми отличиями между родителями и детьми, так и нарушение культурной преемственности, когда дети вырастают абсолютно непохожими на своих родителей.

Вторичная стадия инкультурации касается взрослых, так как вхождение человека в культуру не заканчивается с достижением человеком совершеннолетия. Взрослым считается человек, обладающий рядом важных качеств, среди которых:

ü достижение организмом физической зрелости, как правило, несколько превышающей сформировавшуюся способность к воспроизведению потомства;

ü овладение навыками собственного жизнеобеспечения в сфере домашнего хозяйства и общественного разделения труда;

ü овладение достаточным объемом культурных знаний, навыков и социального опыта через практическую деятельность в составе различных социокультурных групп;

ü принадлежность к одной из социальных общностей, состоящей из взрослых участников системы разделения труда.

Инкультурация в этот период носит фрагментарный характер и касается отдельных элементов культуры, появившихся в последнее время, — изобретений и открытий, существенно меняющих жизнь человека, или новых идей, заимствованных из других культур.

На второй стадии инкультурации у человека развита способность к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Взрослые способны сознательно оценивать свои и чужие поступки, а также ценности и нормы культуры. Кроме того, они могут идти на компромиссы, в их картине мира появляется «серый цвет». Вторая стадия инкультурации предполагает, что члены общества принимают ответственность за экспериментирование в культуре, за внесение в нее изменений различного масштаба. Иными словами, индивид может принимать или не принимать то, что ему дает культура. Он получает доступ к дискуссии и творчеству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: