Понятие об автономии и упорядоченности личностных свойств в организации

Личность – это человек как субъект отношений и сознательной деятельности с устойчивой системой социально значимых черт, характеризующих его свойства и качества.

Личностная автономия является одним из наиболее ярких проявлений самореализации человека. Она является компонентом саморегуляции личности в сфере мотивации. Также личностную автономию можно определить как психологический конструкт, описывающий способность человека быть самим собой, знать, что он хочет, и уметь это реализовать.

Личность в организации рассматривается как компонент человеческих ресурсов, представляющих главную ценность организации и формирующих ее ключевые конкурентные преимущества.

Любая личность характеризуется:

· общими качествами (интеллект, наблюдательность, работоспособность, организованность, общительность и пр.);

· специфическими свойствами (способность к тому или иному виду деятельности); способности могу быть общими, присущими в той или иной мере всем людям (воспринимать, мыслить, учиться, работать);

· частными (решительность, настойчивость, критичность мышления и пр.);

· деловыми (подготовленность к определенному виду деятельности в виде совокупности профессиональных знаний, умений и навыков);

· биологически обусловленными особенностями (например, темперамент);

· определенным складом характера.

Поведение человека в организации определяется его собственными (личностными) чертами, динамикой личности, типом темперамента, целями, которые он преследует, настроением, а также условиями его индивидуальной деятельности, особенностями окружающей среды и другими факторами.

В свою очередь, формирование личности в организации обусловлено следующими факторами:

1. предпосылки – критерии (ориентиры), на основе которых люди ведут себя определенным образом. Они включают ценностные (индивидуальные ценности, цели организации, критерии эффективности) и практические элементы (навыки, знания, информация);

2. воздействия (внутренние и внешние), которые включают:

– формирующее воспитание (образование, воспитание, жизненный опыт);

– воздействия из источников вне организации (общественная, семейная жизнь);

– воздействие через формальные каналы организации (полномочия, обязанности, приказы, обучение);

– воздействие через неформальную структуру организации (дружба, симпатии, привязанности либо соперничество).

Двусторонний характер отношений человека и организации.

Любое взаимодействие человека и организации носит двусторонний характер. Человек своим трудом, своими действиями способствует решению организацией задач, но и организация оказывает влияние на человека, помогая ему удовлетворять его потребности в самовыражении, формировании личности, устранении беспокойства и т. п. Замечено, что в организациях с нормальными взаимоотношениями, с активной внутренней жизнью люди лучшее защищены от внешних воздействий и работают эффективнее, чем в организациях, пораженных конфликтами. Воздействие организации на человека имеет много проявлений. Во-первых, происходят изменения таких характеристик человека, как восприятие, мотивация, сфера внимания, система оценок и т. д. Человек расширяет сферу внимания, меняет систему оценок за счет более пристательного внимания к интересам других членов организации. Во-вторых, в организации человек получает определенный относительный "вес".

 Организация не только распределяет задания и роли, но и определяет позицию каждого. Члены организации могут выполнять одинаковую работу, но иметь при этом разный "вес" в коллективе. Для многих членов эта характеристика может быть более важной, чем их должностная позиция в организации. В-третьих, организация помогает индивиду обрести новое видение своего "я". Человек начинает идентифицировать себя с организацией, и это приводит к существенным изменениям в его мировосприятии. В-четвертых, находясь в организации, участвуя в обсуждениях и выработке решений, человек может выдать предложения и идеи, которые он никогда не выдал бы, если бы осмысливал проблему в одиночку. В-пятых, в организации человек в большей мере склонен принимать риск, чем когда он действует один. Это является источником более активного его поведения в организации. Организация задает правила индивидуального и группового поведения, устанавливает круг обязанностей, права и полномочия, меру ответственности, стандарты делового общения. Необходимая согласованность поведения людей достигается за счет постановки общеорганизационных целей, поддержания в персонале ощущения его ценности, использования стандартов организационного поведения, предписывающих одни его типы в качестве предпочитаемых, а другие - нежелательных. Неверно думать, что организация меняет человека так, как ей захочется. Часто многим воздействиям со стороны организации человек долго сопротивляется, некоторые из них он воспринимает только частично, а некоторые отрицает полностью. Более того, человек пытается различными способами воздействовать на организацию, вносить изменения в ее функционирование, чтобы это было приемлемо для него, удобно и позволяло ему справляться со своими обязанностями. Форма воздействия и степень влияния человека на организацию зависят как от его личностных характеристик, так и от характеристик ее членов. Поведение многих людей с трудом вписывается в стандартные рамки. Чтобы снимать противоречия между стандартизацией и разнообразием поведения человека, а также между поведением человека и нормами организационного окружения, необходимо знать: что определяет поведение человека, как он оценивает себя и окружающих, каким образом реагирует на стимулирующие воздействия, что для него приемлемо, а что нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: