Каким был человек – герой произведений второй половины XIX века?

Это человек несчастный, отчаявшийся в жизни, больше не верующий в бога. Человек, подвергающий сомнению нравственные основы — ценности веры, семьи, дружбы, труда, межчеловеческих отношений на всех уровнях. Герой этого времени стремится к трезвому, научному взгляду на жизнь, мир. Это человек, борющийся со своими житейскими слабостями. Такими были-нигилист Базаров(Отцы и дети), Иван Карамазов(Братья Карамазовы), Родион Раскольников(Преступлениеинаказание).

 

Какие направления в литературе были распространены? В чем суть этих направлений?


Классицизм
Под этим эстетическим направлением понимают художественный стиль, который зародился в культуре Европы во второй половине XVIII века. Основные черты его - это рационализм и соблюдение строгих канонов. Обращением к античным формам и принципу трех единств отличался и классицизм 19 века в России. Литература, однако, в этом художественном стиле уже в начале столетия стала сдавать свои позиции. Классицизм постепенно вытеснялся такими направлениями, как сентиментализм, романтизм.

 
 
Мастера художественного слова стали создавать свои произведения в новых жанрах. Получили популярность произведения в стиле исторического романа, романтической повести, баллады, оды, поэмы, пейзажной, философской и любовной лирики.
Реализм
Литература в 19 веке в России связана прежде всего с именем Александра Сергеевича Пушкина. Ближе к тридцатым годам в его творчестве прочные позиции заняла реалистическая проза. Следует сказать, что родоначальником этого литературного направления в России является именно Пушкин.

 

Какова роль православия в литературе второй половины XIX века?

 

Среди русских поэтов XIX века, чье творчество отмечено сильным влиянием религиозного переживания, необходимо упомянуть А. К. Толстого (1817-1875), автора поэмы «Иоанн Дамаскин». Сюжет поэмы навеян эпизодом из жизни преподобного Иоанна: игумен монастыря в котором подвизался преподобный, запрещает ему заниматься поэтическим творчеством, но Бог во сне является игумену и повелевает снять с поэта запрещение. На фоне этого простого сюжета развивается пространство поэмы, включающей в себя поэтические монологи главного героя.

 
 

Особый интерес представляют «Размышления о Божественной литературе», составленные Гоголем на основе толкований литургии, принадлежащих византийским авторам. В послесловии к книге Гоголь пишет о нравственном значении Божественной литургии для каждого человека, который принимает в ней участие, а так же для всего российского общества:

 
 

Среди других русских писателей, уделивших большое внимание религиозным темам, следует отметить Н. С. Лескова. Он был одним из немногих писателей, сделавших представителей духовного сословия главными героями своих произведений. Роман «Соборяне» представляет собой хронику жизни провинциального протоиерея, написанную с большим мастерством и знанием церковного быта

 

Как в литературе отражались революционные тенденции?

Вокруг крестьянской реформы 1861 г. разгорелась идейно-политическая и литературная борьба. Наиболее радикально настроенные из «народных заступников» - революционеры-демократы, чьим вождем был Н. Г. Чернышевский (1828-1889), а главным рупором - журнал «Современник», даже призывали «Русь к топору». В этой атмосфере напряженной борьбы создаются такие шедевры русской литературы, как «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова (1821-1877), «Былое и думы» А. И. Герцена, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Гроза» А. Н. Островского (1823-1886), «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, «Обломов» И. А. Гончарова, «Война и мир» Л. Н. Толстого (1828-1910), «Господа Головлевы» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889). В этих, в полном смысле слова, классических произведениях, а этот ряд может быть еще значительно продолжен, наиболее ярко выразились высокая гражданственность, глубина изображения жизни, присущие русской литературе.

 

Как развивалась литература народов России? Запишите общие тенденции.

Иван Петрович Котляревский (1769—1838) первым обратился к живому народному украинскому языку, широко используя устное творчество родного народа
В Белоруссии пробуждение национального самосознания среди передовой части интеллигенции нашло выражение в собирании местными историками и этнографами памятников устного творчества и истории белорусского народа.
Развитие национальной культуры народов Прибалтики происходило в борьбе против реакционной феодально-клерикальной идеологии немецко-шведских баронов и ополячившихся литовских магнатов. Злейшими врагами местных просветителей выступали церковники из числа католического и лютеранского духовенства. Зарождавшейся национальной литературе народов Прибалтики была свойственна с самого начала определенная антифеодальная направленность.
Под влиянием революционной ситуации в России среди латышской интеллигенции возникло буржуазно-национальное движение «младолатышей», органом которых являлась газета «Петербургский вестник». Большинство «младолатышей» стояло на либерально-реформистских позициях и эволюционировало в сторону буржуазного национализма, но некоторые из них, такие, как поэт Андрей Пумпурс (1841—1902), придерживались буржуазно-демократических взглядов и ратовали за укрепление культурных связей латышского и русского народов.
Благодаря присоединению к России усилились прогрессивные тенденции в культурной жизни народов Кавказа, что нашло выражение в появлении там светской школы, возникновении газет и журналов, национального театра                                                        

 
 
 Влияние русского романтизма сказалось в творчестве грузинских поэтов Николая Бараташвили (1817—1845), Александра Чавчавадзе (1786—1846) и др. Э
Основоположник новой армянской литературы Хачатур Абовян также получил образование в России и глубоко воспринял гуманистические идеи передовой русской культуры. Его реалистический роман «Раны Армении» был пронизан мыслью о прогрессивном значении присоединения армянских земель к России.
 

Достоевский

ñДостоевский имел дворянское происхождение, но он об этом так никогда и не узнал — этот факт обнаружился, когда составлять генеалогическое древо писателя начала его жена уже после его смерти.

ñЮный Достоевский учился читать по религиозным книгам.

ñСвоим любимым литератором Фёдор Достоевский считал Пушкина. Более того — изрядную часть его произведений он знал наизусть (факты о Пушкине).

ñДостоевский очень любил крепкий чёрный чай, и пил его настолько часто, что для него всегда держали наготове горячий самовар.

ñВ романе «Бесы» Достоевский описал революционеров из кружка Петрашевского. За эту неприглядную правду его очень не любил В. И. Ленин.

ñЗа переписку с опальным Белинским и публичное зачитывание его писем Достоевский в 1949 году был приговорён к смертной казни, но в итоге приговор был заменён на каторжные работы. На каторге писатель провёл более четырёх лет (факты о Белинском).

ñОба сына Фёдора Достоевского пошли по стопам отца и тоже стали писателями, хотя отец настаивал на профессии инженеров, считая её надёжной и прибыльной.

ñРодной брат Достоевского также был литератором. Они вместе издавали два журнала, но после смерти брата писателю осталась огромная куча долгов, которые ему пришлось выплачивать почти до конца жизни.

ñВ «Преступлении и наказании» Достоевский описывал реально существующие в Петербурге места. Вдохновение он находил, гуляя по городу.

 

                                                             Белые ночи                                                                                  

СЮЖЕТ: Белой ночью мечтатель случайно знакомится с девушкой Настенькой и влюбляется в неё, а она видит в нём родную душу, брата. Настенька рассказывает ему свою историю. Все свои ранние годы она прожила вместе со своей слепой бабушкой, попав к ней после смерти родителей.

Повесть была написана Достоевским в сентябре-ноябре 1848 года. В это время Достоевский тесно сдружился с поэтом и писателем Алексеем Плещеевым, вместе с которым они состояли сначала в литературно-философском кружке Николая и Андрея Бекетовых, а позже и в кружке Михаила Петрашевского

Центральная тема произведения – одиночество в большом городе. Подобное состояние было весьма распространено в Петербурге образца середины XIX века, чему способствовала нестабильная социальная ситуация в городе. Как следствие, большинство молодых людей чувствовали себя одинокими и глубоко несчастными, утратившими смысл жизни.

В повести "Белые ночи" Ф.М.Достоевский поднимает проблему маленького человека и его внутреннего мира, в котором живет его главный герой Мечтатель.

 

№4

Изменился ли процесс развития художественной культуры народов России? Если да, то каким образом? Если нет, то почему?                                                                                                      

 Так или иначе с началом Петровских реформ в России возникла ситуация социокультурного переворота. В русской культуре стал доминировать принцип неограниченной свободы, чуть ли не революционным образом стали трансформироваться культурные ценности, идеи и стиль произведений культуры, формы житейского поведения; стали внедряться новые обряды и традиции, в то время как старые отвергались; изменилась культура быта – все это, разумеется, в рамках жизни довольно узкого круга европейски образованных людей. Присутствие содержательной и формальной «новизны» становилось обязательным требованием русского «Века Просвещения».

 

Что такое «Товарищество передвижных художественных выставок»? Как оно возникло? Кто входил? В чем ценность для развития художественной культуры?

Товарищество передвижных художественных выставок — творческое объединение, ставшее одним из символов XIX века. Оно сформировалось, с одной стороны, в жестких условиях монополии Академии художеств на любую художественную деятельность.                                                                                              В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах.

 

«Основные жанры живописи»

Критический реализм

особенности: типизация как средство раскрытия социальных качеств личности. Реализм создает типические характеры в типических обстоятельствах. Прием объективной повествования, усовершенствованный Флобером, уступает приему, в котором оценка явлений, полемика, дискуссия, открытый проявление позиции писателя являются обычными вещами. Широкие обобщения, смелые гипотезы, обращение к достижениям науки и культуры - все это черты критического реализма.

 

Крамской Перов Федотов

«Последний кабак у заставы», «Святовство майора»

 

Пейзаж изображает природу. Природные ландшафты, природные пространства. Пейзаж отображает восприятие природы человеком.

 
 

Григорий Сорока Фёдор Васильев Алексей Саврасов

 
 

«Оттепель» «грачи прилетели»

 

Исторический жанр, или историческая живопись — это раздел в живописи, который включает в себя сюжеты, написанные в разных стилях изобразительного искусства на реальные исторические события, на религиозные, мифологические, аллегорические темы

 
 

Ильи Репина Г. Мясоедова Суриков

 
 

«Бурлаки на Волге» «Запорожские казаки» «Земство обедает»

 

Тема русской сказки занимало важное место в творчестве русских художников. По мотивам русских сказок созданы многие известные картины. В качестве материала для создания своих произведений русские художники использовали не только русские народные сказки, сказания и былины, но и произведения А.С.Пушкина.

Билибин Васнецов Врубел

 
 

«Ковёр самолёт» «Аленушка» «Три богатыря»

 

 «Живопись второй половины XIX века».

 

 

 

 

Назовите особенности развития русской скульптуры изучаемого периода.

 

Начало 19 века в России связано с ростом национального и патриотического самосознания. Война с Наполеоном стимулировала всплеск гражданских чувств населения. В искусстве это выразилось в новом и модном стиле Ампир, который во многом был схож с классицизмом и отличался большей пышностью и декоративностью

 
 

Пластические фигуры, украшающие здание Адмиралтейства, были созданы лучшими представителями русской скульптуры Теребневым, Щедриным, Пименовым и Демут-Малиновским. Многочисленные нимфы, герои и гении, украшающие все фасады здания, фронтоны и фризы - не только украшают, но и вносят глубокий символический смысл, полнее раскрывая замысел архитектора.

 

«Архитектура второй половины XIX века».

Ампир

Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястр, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, репродуцирующих практически без изменений античные образцы скульптуры, подобные грифонам, сфинксам, львиным лапам и тому подобным скульптурным конструкциям.

Захаров Ворохин Росси

Здание адмиралтейства Казанский собор Исаакиевский собор

 

Русско-византийский 

Полусферические купола

Смешение сводов и куполов

Неоштукатуренная кладка.

Чередование двух цветов в кирпичной кладке

К.А Тон

Большой кремлёвский дворец Проект храма Христа Спасителя Здание Оружейной палаты

 

Какие причины способствовали усилению роли театра в общественной жизни?

Общественная жизнь захватывала не только образованные слои общества, как это было в первой половине столетия, но и широкие слои населения. Театр же был досугом широких кругов публики. Там свои идеи авторы могли донести до людей, даже не любивших читать, а порой и просто не умевших. Потому с ростом самого общественного движения и роли в этом движении литературы возросла и роль театра, через который многие идеи литераторов доносились до публики

 

Какое значение имело сохранение и развитие традиционных художественных промыслов?

В условиях распространения фабричных товаров продукция традиционных промыслов стала слишком дорогой для использования в быту. Потому, чтобы выжить, некоторые промыслы ещё усилили свою художественность. Настоящими произведениями искусства они не стали, потому что известна матрёшка в принципе, а не определённая матрёшка определённого автора, хохломская роспись в целом, а не ряд отдельных произведения и т.д. Продукция этих промыслов перешла в разряд сувениров для внутреннего потребления и международной торговли. И в этом - главное значение данных промыслов - они создали сувенирное лицо русского народного творчества в частности и Росии в целом

Росси Карл Иванович  

Карл Иванович Росси – русский архитектор итальянского происхождения. Родился в Италии в 1775 г. в семье дворянина и известной балерины, мать потом повторно вышла замуж за балетного танцора. Карлу было 12 лет, когда отчима пригласили работать в Россию. В Петербурге у архитектора В. Бренна он приобрел первые навыки художественной композиции, учился мастерству художника-декоратора. Для продолжения образования его отправили в Италию.

После возвращения Росси работал в Москве, Твери, в Петербург вернулся зрелым мастером, но не сразу заслужил признание. Его первой большой работой стала реконструкция Аничкова дворца и вместе с нею перепланировка части центра города. Дебют был блестящим и в 1816 г. его назначают придворным архитектором. Первым проектом в этом звании был Елагинский дворец, он был полностью переделан по его рисункам, вплоть до узоров обивки и мебели во внутреннем интерьере. В 1819-1823 годах был построенМихайловский дворец для брата императора, неблагоустроенный участок он превратил в великолепный ансамбль. Оформление Дворцовой площади в 1820 г. стало одной из его главнейших работ, площадь стала целостной, теперь рядом с дворцом соседствовали не дома вельмож, а правительственные учреждения, при этом, сохранилось главенствующее значение Зимнего дворца. Последней блестящей работой был Александринский театр, построенный в 1832 г., где он перепланировал целый район, упорядочил движение, превратив здание театра в ориентир для новых магистралей.

Но этот успех не принес благодарности от двора. Интриги недоброжелателей и сложные отношения с Николаем I вынудили его подать в отставку в 1832 г. Творчество оборвалось в самом зените славы, привыкший создавать дворцы, он уже не мог работать с частными заказами. Росси мыслил масштабно, в своих работах старался решать не только художественные задачи, но и развивать инфраструктуру города, для этого иногда приходилось создавать новые кварталы. Он был великолепным декоратором, талант украшать интерьеры распространялся и на фасады возводимых зданий. Это особенно заметно на последних работах – зданиях Сената, Синода, Главного штаба, которые стали образцом синтеза искусства и архитектуры.

Росси умер в полном забвении в 1848 г., оставив после себя неповторимый в своей красоте центр Петербурга, которым мы любуемся сегодня. Он был похоронен на Волковском Лютеранском кладбище, позже был перезахоронен в Некрополе Александро-Невской лавры.

 

 

№5

Составьте рассказ о жизни представителя какого-либо слоя общества.

                                              Образ жизни крестьян.
Дома крестьян строились из дерева, иногда предпочтение отдавалось камню. Стелили крыши из камыша или соломы. Мебели было мало, главным образом столы и сундуки для одежды. Спали на кроватях или скамьях. Постелью служил матрас набитый соломой или сеновал. Дома отапливались каминами или очагами. Печи появились лишь в начале 14 века, их позаимствовали у славян и северных народов. Жилье освещали масляными лампами и сальными свечами. Дорогие восковые свечи были доступны лишь богатым людям.
Пища крестьян. Большинство европейцев питалось довольно скромно. Ели дважды: вечером и утром. Повседневной пищей были: 1. бобовые; 2. репа; 3. капуста; 4. каши; 5. ржаной хлеб; 6. зерновая уха с луком или чесноком. Мяса потребляли мало, в особенности с учетом того, что в годе было 166 дней поста, запрещалось есть мясные блюда. В рационе было значительно больше рыбы. Из сладостей лишь мед. В Европу сахар попал в 13 веке с Востока, он был очень дорогим. В Европе много пили: на севере – пиво, на юге – вино. Вместо чая заваривались травы.
Посуда европейцев (кружки, миски и т. д.) были весьма простыми, изготовленными из олова или глины. Ели ложками, вилок не было. Ели руками, мясо отрезали ножом. Крестьяне ели пищу всей семьей из одной миски.
Одежда. Крестьянин обычно носил льняные штаны до колен либо даже до щиколоток, а также льняную рубашку. Верхней одеждой являлся плащ, стянутый застежкой (фибулой) на плечах. Зимой носили: 1. теплую накидку из меха плотной ткани; 2. грубо вычесанный овечий тулуп. Беднота довольствовалась одеждой темного цвета из грубого полотна. Обувью были остроносые кожаные ботинки без твердой подошвы.
Феодалу была необходима власть над крестьянами, дабы заставить выполнять повинности. В средневековье крепостные крестьяне были несвободными людьми, они зависели от феодала, который мог обменять, купить, продать, крепостного. Если крестьянин пытался убегать, то его разыскивали и обратно возвращали в поместье, где его ждала расправа. За отказ работать, за не сданный вовремя оброк, крестьянина вызывали на феодальный суд феодала. Неумолимый господин лично обвинял, судил, а потом приводил приговор в исполнение. Крестьянина могли избить плетьми или палками, бросить в тюрьму либо заковать в цепи. Крепостные крестьяне постоянно подчинялись власти феодала. Феодал мог требовать выкуп при женитьбе, мог сам женить и выдавать замуж крепостных.

 

№6

 

1)Русская культура 19 века, называемая золотым веком, стала таковой благодаря отходу от классических предписаний литературы прошлых веков. Деятели культуры начали обращать внимание на внутренний мир человека и самобытность России. Они стали изображать в своих художественных и литературных произведениях самобытный дух народа, реалистичные сюжеты. Также на развитие культуры повлияла реформа по отмене крепостного права. Все большая часть населения вливалась в активную социальную и политическую жизнь страны.
 2) Потому что они отличаются необычностью и неповторимостью                                               3)Я считаю, что с одной стороны это хорошо, потому что
Шедевры материальной культуры может создать только человек, прошедший школу художественного воспитания: обладающий необходимыми навыками, широким кругозором, трудолюбием, высоким интеллектуальным уровнем. Только культура способна совершенствовать сознание общества и выводить его на новый исторический этап развития. Именно такая социокультурная модернизация позволяет любой стране эффективно развиваться, налаживать общественные и международные связи и сохранять свои традиции, не пренебрегая при этом новыми технологиями и достижениями материальной культуры».
Государство в этом помогает.
А с другой стороны это не всегда имеет положительный исход.


























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: