Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

Образование в системе духовного производства

Образование – это целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо их совершенствованию.

Образование - социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.

Образование - такая форма деятельности, которая предшествует всем другим видам деятельности.

Основные нормативно – правовые акты, регулирующие отношения в области образования:

1. Конституция РФ, ст.43

2. ФЗ «Об образовании»

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"

Статья 17. Формы получения образования и формы обучения

1. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

2. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

3. Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии счастью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

4. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

5. Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

 

Закон РФ «Об образовании» определяет образование как “целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)”.

Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение её культурного достояния.

О сновные функции образования.

1. Передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т.д.).

2. Культурная функция (накопление и хранение культуры общества)

3. Социализация личности (формирование личности ребенка)  

4. Обеспечение профессиональной ориентации человека.

5. Введение социокультурных инноваций (образование способствует открытиям и изобретениям, разработке новых идей, теорий, концепций).

6. Социальный контроль (законодательство предусматривает обязательное образование, что способствует поддержанию стабильности общества.

Основные элементы системы образования

Система образования представляет собой сложную многоуровневую целостность, включающую ряд взаимодействующих элементов:

- органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации (министерство образования, департаменты, управления и министерства образования субъектов Российской Федерации и др.);

- нормативно-правовые акты, регулирующие процесс образования (Конституция РФ, Закон РФ “Об образовании” и др.);

- образовательные учреждения (школы, академии, институты, университеты и т.д.);

- образовательные объединения(научные общества, профессиональные ассоциации, творческие союзы, методические советы и т.д.);

- учреждения инфраструктуры науки и образования (производственные предприятия, лаборатории, типографии и т.п.);

- образовательные концепции, программы, стандарты;

- учебную и методическую литературу;

- периодические издания (журналы, газеты и т.п.).

Образование традиционно делится на общее (иногда его называют школьное) и профессиональное. На начальном этапе социализации личности доминирует решение задач общего образования, а по мере повышения образовательного уровня человека начинает преобладать специализированное, профессиональное образование.

Общее образование позволяет овладеть основами научных знаний, необходимых для понимания окружающего мира, участия в общественной жизни и трудовой деятельности. В процессе школьного обучения человек усваивает нормы, ценности и идеалы культуры общества, в котором живёт, а также правила обыденного поведения на универсальном материале исторического опыта человечества.

Профессиональное образование готовит творцов новых ценностей культуры и осуществляется преимущественно в специализированных областях общественной жизни (экономической, политической, правовой и т.д.). Профессиональное образование обусловлено общественным разделением труда и заключается в усвоении специальных знаний, практических умений и навыков продуктивной деятельности в избранной сфере.

 

 

Общее и профессиональное образование включает в себя ряд ступеней.

Ступени образования

Учебные заведения

Общее

Дошкольное Ясли, ясли-сады, детские сады и т.д.
Начальное (1-4-е классы) Основное (5-9-е классы) Среднее (полное) 10-11-е классы Начальные, неполные средние и средние общеобразовательные школы, лицеи, средние музыкальные, художественные и хореографические школы; школы-интернаты для детей с недостатками умственного и физического развития

Профессиональное

Начальное Профессионально-технические училища и другие училища данного уровня
Среднее Техникумы, колледжи, училища (медицинские, музыкальные, цирковые и др.)
Высшее Академии, университеты, институты, консерватории, высшие школы, высшие училища
Послевузовское Аспирантуры, адъюнктуры, ординатуры, докторантуры, курсы повышения квалификации

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: