Пример описания переменной

Занятие 2  «Описание переменной строкового типа, ввод данных с клавиатуры»

Ключевые слова:  переменная, тип данных, описание переменных, оператор ввода.

Что хотим получить.

Компьютер: Здравствуй! Как тебя зовут? Человек:Иван Компьютер:Здравствуй, Иван! Давай познакомимся. Сколько тебе лет? Человек:15 Компьютер:Назови свой город. Человек:Ярославль Компьютер:Теперь я немного о тебе знаю! Тебя зовут Иван. Твой возраст - 15. Твой город - Ярославль.


Вопрос: Как научиться вводить данные и запоминать их?

Цель:

· Вводить данные с помощью клавиатуры и выводить их на экран

Вопросы для повторения  

1. Какие служебные слова служат для начала и конца программы?

2. Как вывести на экран текст?

3. Чем отличаются команды write/writeln?

4. Как закомментировать часть программы?

 

Что умеет делать наша программа?

 

Да, совершенно верно, программа здоровается с нами! А согласитесь, ведь гораздо приятнее, когда к Вам обращаются по имени и здороваются? Давайте напишем такую программу, которая будет здороваться с нами по имени.

Для того чтобы   программа знала ваше имя, необходимо ввести его.

Как в переводе с английского слово «читать»?

 

 Так вот ввод данных в языке программирования Паскаль обеспечивается процедурами read() и readln().

В вод данных осуществляется с клавиатуры. Разные данные, которые мы будем вводить, будут помещаться в ячейки памяти компьютера. Чтобы программа знала, к каким данным ей потом нужно будет обращаться, надо эти данные как-то назвать. Для этого используются так называемые величины, и у каждой из них есть свое имя, тип (например, "строка" или "целое число") и з начение. Если значение величины может меняться при выполнении программы, такая величина называется переменная. Например, при исполнении программы с ней может говорить сначала один человек, потом другой, и тогда имя человека поменяется.

Переменная — содержит в себе адрес области (ячейки) памяти, которая выделяется в момент запуска программы, и при помощи переменной мы можем получить «доступ» к той области (ячейке) памяти и выполнить какие-то действия с данными, которые там находятся.

Для того чтобы «пользоваться» переменной, ее необходимо описать. Дать имя переменной.

Как могут называться переменные в языке Pascal?

 

Переменную иногда называют еще идентификатором. Для именования переменной служат следующие правила:

· идентификатор может содержать символы английского алфавита, цифры и знак подчёркивания;

· первым символом в идентификаторе может стоять или буква или знак подчёркивания. Использовать цифры в качестве первого символа недопустимо;

· запрещено использовать в качестве имен идентификаторов служебные слова: имена встроенных процедур и функций, операций и т.д.

Какие имена правильные?

AA _as ‘red’ Masha Маша  w1 A+B {ver} 5а

 

 

Идентификаторы в Pascal не чувствительны к регистру, то есть нет разницы, строчные или заглавные буквы будет использовать программист.

Как объявить переменную?

 

Все переменные в языке Паскаль должны быть объявлены в разделе — var.

Как происходит описание переменной?

 

1. Пишется служебное слово var;

2. Указывается имя переменной;

3. Ставится символ «:»;

4. Указывается тип переменной;

 

 Так как мы работаем со строками и вводим строки то тип данных string. Строки представляет собой последовательность символов. Причем количество этих символов не может быть больше 255 включительно


Пример описания переменной

     


            

                        var name: string;

 

Переменная описана, теперь можно вводить ее с клавиатуры. Как говорилось ранее, ввод данных с клавиатуры осуществляется с помощью команд read и readln.

Вы уже догадались, чем отличаются эти команды?

 

 

Процедура readln аналогична процедуре read, единственное отличие заключается в том, что после считывания последнего значения переменной из списка происходит перевод следующего ввода данных в начало новой строки.

Пример:

read(name);

readln(surname);

где name,surname – имена переменных.

 

Важное замечание! Переменную можно не только вводить, но и выводить на экран. Например,

readln(name);

writeln(name);

 

И можно использовать эту команду вместе с выводом строки-константы, как мы раньше это делали. Например,

write('Здравствуй, ');
writeln(name);

 

 

Обратите внимание на запятую и пробел после слова "Здравствуй".

 

Зачем они нужны, как вы думаете?
 

Как вы думаете, почему в первом случае мы используем write, а во втором writeln?


Чтобы не писать две команды вывода, можно объединить их в одну, разделяя вводимые объекты запятыми.  Например, writeln('Здравствуй, ', name);

     Обратите внимание на то, как стоят кавычки! Имя name стоит вне кавычек, поэтому при выводе на экран вместо имени переменной будет подставлено ее значение. Если бы name стояло внутри кавычек, это сочетание символов не воспринималось бы компилятором как имя переменной, и оно просто вывелось бы на экран.

Над величинами можно выполнять операции. Какие именно - зависит от типа величины. Например, числа можно складывать, вычитать, умножать... А вот строки можно склеивать, для этого используется операция «+». Например, writeln('Здравствуйте,’, +, name);

    writeln(‘мы’+’шка’);

Давайте теперь попробуем написать программу, которая будет здороваться с Вами по имени.

var name:string;

begin

writeln('Здравствуйте! Скажите Ваше имя');

readln(name);

writeln('Здравствуйте, ', name);

end.

 

Мы можем увеличить количество вопросов, и тогда у нас получится целая мини-анкета.

 var name,surname,city,color,film,hello:string;

 begin

 writeln('Скажите Ваше имя');

readln(name);

writeln('Здравствуйте, ' +name+ '!');

readln(hello);

writeln('Ваша фамилия');

readln (surname);

writeln('Ваш город');

readln(city);

writeln('Ваш любимый цвет');

readln(color);

writeln('Какой твой любимый фильм?');

readln(film);

writeln('Теперь я многое знаю о тебе, ', name, '!');

writeln('Твоя фамилия - ', surname);

writeln('Твой город - ', city);

writeln('Твой любимый цвет - ', color);

writeln('Твой любимый фильм ', film);

end.

Создайте свою программу, придумайте вопросы, которые вы бы хотели спрашивать у собеседника. У вас получится своя мини-анкета.

Выкладывайте свои программы в комментарии!

Удачи!

Правильные ответы на задание.

Имена переменных могут называться:  AA Masha    w1   _as;

Не могут называться: Маша – использованы русские буквы;

                                 ‘red’ {ver} - начинается со знака;

                                  A+B - использован знак сложения;

                                 5а – начинается с цифры;

Спасибо за внимание!





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: