Тема лекции: Культура педагогического общения
1.Сущность и функции педагогического общения.
2. Принципы педагогического общения
3.Стили педагогического общения.
4. Коммуникативные умения и навыки педагога
5. Барьеры педагогического общения.
Раньше я думал, что с детьми надо разговаривать правильно. Теперь я понимаю, что с детьми надо разговаривать искренне. Я.Корчак
Возможны три ошибки: говорить, когда следует молчать, - это называется опрометчивостью; молчать, когда следует говорить, -это называется скрытностью; не обращать внимание на выражение лица – это называется слепотой. Конфуций.
Общение -это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Общение:
Восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами друг друга.
Обмен информацией.
Организация взаимодействия, сотрудничество.
Согласование усилий, конкуренция.
Соперничество и противостояние, диктат
Навязывание воли, опека
|
|
Общение – процесс взаимодействия равноактивных, равносвободных, равноуникальных субъектов, раскрывающих свою неповторимость в содержании и способе взаимодействия (М. С. Каган)
Педагогическое общение -специальная форма профессионального общения педагога и обучающегося, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического
климата и оптимизацию взаимоотношений.
Идеальное педагогическое общение должно снимать отрицательные эмоции, вызывать радость постижения, жажду совместной деятельности.
Система вузовского педагогического общения в звене «преподаватель–студент» отличается от школьного фактом приобщения к общей профессии, а это в значительной степени способствует снятию возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной деятельности.
Без осознания партнерства в деятельности трудно вовлечь студентов в самостоятельную работу, сформировать профессиональную направленность.
Педагогическое общение разворачивается на уровне педагогических отношений:
1.Осознание и принятие участниками своей позиции в системе
«учительства-ученичества».
2.Понимание человека как цели и ценности педагогической
деятельности, но не как средства.
3.Профессиональная установка на работу с человеческими
свойствами и различными проявлениями человеческой природы.
4.Готовность участников педагогического взаимодействия к
взаимоизменению.
5.Наличие предметного содержания, имеющего образовательный
смысл, как основы для педагогического взаимодействия
|
|
Искусство общения педагога состоит в том, чтобы поставить человека выше его отдельных недостатков и несовершенств, увидеть и оценить в нем индивидуальные и неповторимые черты, понять, что ценность личности человека не должна зависеть от его отдельных свойств.
Степень внутренней включенности участников в ситуацию педагогического взаимодействия осуществляется на разных по глубине
уровнях:
-коммуникации (целенаправленный обмен сведениями);
-общения (диалог на межличностном уровне) СО-БЫТИЯ (духовное единение)
Функции педагогического общения:
-информационная функция характеризуется обменом информацией познавательного и аффективно-оценочного характера;
- фасилитативная функция (облегчение общения) предполагает «открытие» на общение, «соучастие» в общении, «возвышение» учащегося; организация деятельности.
Функции педагогического общения -познание личности.
Психологически грамотное восприятие преподавателем
обучающегося помогает установить на этой основе взаимопонимание и эффектное взаимодействие. самопрезентация помогает самовыражению субъектов общения; способность грамотно предъявить свой богатый внутренний мир, свидетельствует о конгруэнтном самовыражении педагога; обмен ролями ведет к замене межролевого общения общением межличностным.
«Открытие» на общение
1.Выбор правильной мимики пластической позы.
2. Подача материала с позиций «мы».
3.Установление личного контакта.
Положительный тип мимики
Доброжелательный тип мимики связан с младенческим взглядом: легкая улыбка, отсутствие складок на лбу, миролюбиво изогнутые брови
Отрицательный тип мимики
Агрессивно-жестокий тип мимики: прямой взгляд, широко раскрытые глаза, твердо сжатые губы; нахмуренные брови
Мимика преподавателя живая; выразительная; непринужденная,спокойный, внимательный взгляд
Демонстрация расположенности.
Проявление интереса.
Оказание помощи.
«Возвышение» обучающегося
Поддержание оптимистического рубежа
Просьба о помощи
Комплимент
Принципы педагогического общения
Принцип психологической безопасности – непричинение психологического или иного ущерба партнеру
Адресность – учет индивидуально-психологических особенностей аудитории (состав, возраст, направленность)
Достоверность (напоминает об ответственности за
передаваемое сообщение)
Доступность –необходимость соблюдения меры сложности информации, создание условий для доступа к информационному ресурсу
Принцип ориентации на понимание необходимость установки на понимание поступающих сообщений и понимание партнера
Принцип содержательности и обязательность предметной основы
Открытость –невозможность использования в рамках коммуникации
манипуляций
Принцип обратной связи – побуждает к определению результатов коммуникации с целью ее коррекции
Виды педагогического общения: монологизм, диалогизм
Монологизм
Всегда есть статусное доминирование субъект-объектных отношений;
центрация на собственных потребностях; надличностная трансляция знаний, норм, ценностей, подлежащих копированию; стереотипность методов и приемов воздействия
Диалогическая направленность общения – урок духовного равноправия.
Диалог как поиск взаимопонимания, сопряжения смыслов, а не обмен монологами. Имеет личностную окраску, предполагает не только обмен знаниями, но и личностными смыслами.
Установка на диалог и признание его основой отношений –
принципиальное согласие с возможностью разных, но равноценных позиций.
НЕ ВПИСЫВАТЬ, НЕ ВЧИТЫВАТЬ СЕБЯ В УЧЕНИКА.
Для квалифицированного ведения диалога необходимо:
-Навыки доказательного рассуждения.
-Широкая эрудиция.
-Способность воспринимать другого как личность
|
|
Признаки педагогического доминирования в диалоге:
-злоупотребление длительными и громогласными высказываниями;
навязывание собственного мнения и готовых решений; нетерпимость к инакомыслию; стремление поставить несогласного «на место»;
злоупотребление замечаниями, сковывающими речевую активность партнера.
Стили педагогического общения
– индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.
Стилевые особенности педагогического общения и педагогического
руководства зависят от:
1) индивидуальности педагога, от его компетентности, коммуникативной культуры, эмоционально-нравственного отношения к обучаемым, творческого подхода к профессиональной деятельности;
2) особенностей обучаемых, их возраста, пола, уровня обученности,
воспитанности.