Стили педагогического общения

Тема лекции: Культура педагогического общения

1.Сущность и функции педагогического общения.
2. Принципы педагогического общения
3.Стили педагогического общения.
4. Коммуникативные умения и навыки педагога
5. Барьеры педагогического общения.

Раньше я думал, что с детьми надо разговаривать правильно. Теперь я понимаю, что с детьми надо разговаривать искренне. Я.Корчак

Возможны три ошибки: говорить, когда следует молчать, - это называется опрометчивостью; молчать, когда следует говорить, -это называется скрытностью; не обращать внимание на выражение лица – это называется слепотой. Конфуций.

 

Общение -это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение:
Восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами друг друга.
Обмен информацией.
Организация взаимодействия, сотрудничество.
Согласование усилий, конкуренция.
Соперничество и противостояние, диктат
Навязывание воли, опека

Общение – процесс взаимодействия равноактивных, равносвободных, равноуникальных субъектов, раскрывающих свою неповторимость в содержании и способе взаимодействия (М. С. Каган)

Педагогическое общение -специальная форма профессионального общения педагога и обучающегося, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического
климата и оптимизацию взаимоотношений.

Идеальное педагогическое общение должно снимать отрицательные эмоции, вызывать радость постижения, жажду совместной деятельности.

 

Система вузовского педагогического общения в звене «преподаватель–студент» отличается от школьного фактом приобщения к общей профессии, а это в значительной степени способствует снятию возрастного барьера, мешающего плодотворной совместной деятельности.

Без осознания партнерства в деятельности трудно вовлечь студентов в самостоятельную работу, сформировать профессиональную направленность.

 

Педагогическое общение разворачивается на уровне педагогических отношений:

1.Осознание и принятие участниками своей позиции в системе
«учительства-ученичества».

2.Понимание человека как цели и ценности педагогической
деятельности, но не как средства.

3.Профессиональная установка на работу с человеческими
свойствами и различными проявлениями человеческой природы.

4.Готовность участников педагогического взаимодействия к
взаимоизменению.

5.Наличие предметного содержания, имеющего образовательный
смысл, как основы для педагогического взаимодействия

 

Искусство общения педагога состоит в том, чтобы поставить человека выше его отдельных недостатков и несовершенств, увидеть и оценить в нем индивидуальные и неповторимые черты, понять, что ценность личности человека не должна зависеть от его отдельных свойств.

Степень внутренней включенности участников в ситуацию педагогического взаимодействия осуществляется на разных по глубине

уровнях:

 -коммуникации (целенаправленный обмен сведениями);
-общения (диалог на межличностном уровне) СО-БЫТИЯ (духовное единение)

 

Функции педагогического общения:

-информационная функция характеризуется обменом информацией познавательного и аффективно-оценочного характера;

- фасилитативная функция (облегчение общения) предполагает «открытие» на общение, «соучастие» в общении, «возвышение» учащегося; организация деятельности.

 

Функции педагогического общения -познание личности.

Психологически грамотное восприятие преподавателем
обучающегося помогает установить на этой основе взаимопонимание и эффектное взаимодействие. самопрезентация помогает самовыражению субъектов общения; способность грамотно предъявить свой богатый внутренний мир, свидетельствует о конгруэнтном самовыражении педагога; обмен ролями ведет к замене межролевого общения общением межличностным.

 

«Открытие» на общение

1.Выбор правильной мимики пластической позы.
2. Подача материала с позиций «мы».
3.Установление личного контакта.

 





















Положительный тип мимики

Доброжелательный тип мимики связан с младенческим взглядом: легкая улыбка, отсутствие складок на лбу, миролюбиво изогнутые брови

 

Отрицательный тип мимики

Агрессивно-жестокий тип мимики: прямой взгляд, широко раскрытые глаза, твердо сжатые губы; нахмуренные брови

 

Мимика преподавателя живая; выразительная; непринужденная,спокойный, внимательный взгляд
Демонстрация расположенности.
Проявление интереса.
Оказание помощи.

 «Возвышение» обучающегося

Поддержание оптимистического рубежа
Просьба о помощи
Комплимент

 






Принципы педагогического общения

Принцип психологической безопасности – непричинение психологического или иного ущерба партнеру

Адресность – учет индивидуально-психологических особенностей аудитории (состав, возраст, направленность)

Достоверность (напоминает об ответственности за
передаваемое сообщение)

Доступность –необходимость соблюдения меры сложности информации, создание условий для доступа к информационному ресурсу

Принцип ориентации на понимание необходимость установки на понимание поступающих сообщений и понимание партнера

Принцип содержательности и обязательность предметной основы

Открытость –невозможность использования в рамках коммуникации
манипуляций

Принцип обратной связи – побуждает к определению результатов коммуникации с целью ее коррекции

 

Виды педагогического общения: монологизм, диалогизм



Монологизм

Всегда есть статусное доминирование субъект-объектных отношений;
центрация на собственных потребностях; надличностная трансляция знаний, норм, ценностей, подлежащих копированию; стереотипность методов и приемов воздействия

Диалогическая направленность общения – урок духовного равноправия.

Диалог как поиск взаимопонимания, сопряжения смыслов, а не обмен монологами. Имеет личностную окраску, предполагает не только обмен знаниями, но и личностными смыслами.

Установка на диалог и признание его основой отношений –
принципиальное согласие с возможностью разных, но равноценных позиций.
НЕ ВПИСЫВАТЬ, НЕ ВЧИТЫВАТЬ СЕБЯ В УЧЕНИКА.

 

Для квалифицированного ведения диалога необходимо:

-Навыки доказательного рассуждения.
-Широкая эрудиция.
-Способность воспринимать другого как личность

Признаки педагогического доминирования в диалоге:

-злоупотребление длительными и громогласными высказываниями;
навязывание собственного мнения и готовых решений; нетерпимость к инакомыслию; стремление поставить несогласного «на место»;
злоупотребление замечаниями, сковывающими речевую активность партнера.

 








Стили педагогического общения

индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся.

Стилевые особенности педагогического общения и педагогического
руководства зависят от:
1) индивидуальности педагога, от его компетентности, коммуникативной культуры, эмоционально-нравственного отношения к обучаемым, творческого подхода к профессиональной деятельности;
2) особенностей обучаемых, их возраста, пола, уровня обученности,
воспитанности.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: