Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

 

Факультет психологии и педагогического образования

 

Кафедра специального (дефектологического) образования

 

 

ЗЕВАДИНОВА ЗУЛЕЙХА ШАМСЕДИНОВНА

направление подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование

профиль «Олигофренопедагогика»

группа ЗС(Д)О -16

Курсовая работа

по специальным методикам преподавания

 

ВОСПИТАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

 

К защите допускаю: Канд. пед. наук, доцент кафедры С(Д)О Андрусёва И.В.   Научный руководитель: Преподаватель кафедры С(Д)О Якубова Ф.Р.  

 

Оценка: ___________________

Дата защиты: _______________

 

Симферополь, 2020 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА……………     6
1.1Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования……………………………………………….   6
1.2Психологическая структура личности обучающихся с нарушениями интеллекта…………………………………………………………………   9
Выводы по главе 1.......................................................................................... 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ………………………………………………………………….   15
2.1Особенности воспитания личности в процессе трудового воспитания 15
2.2Методы и приёмы коррекционной работы по воспитанию положительных качеств личности у обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения……………………………     19
Выводы по главе 2.......................................................................................... 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................. 30

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Развитие личности является одной из наиболее важных проблем в теории воспитания и обучения. Личность формируется в процессе многообразных взаимодействий с окружающей средой. Однако человек, как личность формируется не путём простого усвоения общественных отношений и общественного опыта, а в результате сложного взаимодействия социальных условий и психофизиологических задатков.

Развитие личности детей с нарушением интеллекта, воспитание у них положительных черт характера – одно из ведущих направлений в работе специальной (коррекционной) школы. Решение этой проблемы обеспечивает подготовку её воспитанников к успешной социальной адаптации в обществе.

Развитие личности умственно отсталого ребёнка происходит по тем же законам, что и развитие нормально развивающихся детей. Но в силу интеллектуальной неполноценности, оно происходит в своеобразных условиях.

Эффективным средством развития положительных качеств личности обучающихся с нарушением интеллекта являются в условиях специальной (коррекционной) школы являются уроки трудового обучения.

Правильно созданные условия, формы и содержание уроков трудового обучения способны обеспечить обучающемуся освоение в соответствии с его возможностями трудовыми умениями и навыками.

Именно посредством уроков трудового обучения осуществляется формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, досуговых, нравственно-этических. Эта среда должна, по возможности, компенсировать, ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.

Проблемой формирования личности ребёнка с нарушениями интеллекта занимались такие известные педагоги и психологи, как Л. С.Выготский, В. М. Бехтерев, Л. И. Божович, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, М. С. Певзнер, Л. В. Занков, С. Я. Рубинштейн и другие.

Роль уроков труда в воспитании детей с нарушением интеллекта и их коррекционно-развивающее значение освещали в своих трудах                                   И. В. Вопилова, А. А. Гнатюк, Г. М. Дульнев, В. П. Кащенко,                              В. М. Мозговой, С. Я. Рубинштейн, А. И. Чуркина, В. А. Шинкаренко,                    В. Ф. Мачихина и др.

Цель исследования – теоретически изучить проблему воспитания положительных качеств личности обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения.

1. Изучить и проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Рассмотреть психологическую структуру личности обучающихся с нарушениями интеллекта;

3. Охарактеризовать собенности воспитания личности в процессе трудового воспитания;

4. Обосновать методы и приёмы коррекционной работы по воспитанию положительных качеств личности у обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения.

Объектом исследования является процесс воспитания положительных качеств личности обучающихся с нарушениями интеллекта.

Предмет исследования -положительные качества личности обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения.

Методы исследования:

- теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 32 страниц.

Апробация.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

 

Понятие «личность» тщательно изучается рядом наук. Междисциплинарный статус проблемы личности находится в поле зрения теоретиков и практиков. Современная педагогика рассматривает личность как активный субъект познания и развития окружающего мира.

Общеизвестно, что педагогическая наука способна достичь более высоких результатов в своем развития благодаря тесному взаимодействию с психологией.

В современной психологии и педагогике все чаще нарушается проблема личностного роста учеников что больше всего подтверждается результатами психологических и педагогических исследований.

В современной психологии под личностью понимается «индивид как субъект социальных отношений и социальной деятельности».

Исследователи В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов дают такое определение понятия «личность» – человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Формируется во взаимодействии с окружающим миром, системой общественных и человеческих отношений, культурой [25, с. 73].

Понятие личности в психологии анализируется в двух аспектах: узком и широком. В широком смысле под личностью понимают «... совокупность психологических качеств, которые характеризуют каждого отдельного человека...» [29].

Психолог С.Л. Рубинштейн определяет личность как воедино связанную совокупность внутренних условий, через которую преломляются все внешние воздействия. При этом ученый отмечает, что личность – это форма непрерывного выхода человека за пределы самого себя [27, с. 242].

В более узком смысле данное понятие выражает системное качество индивида, обусловленное погруженностью в общественные отношения, формирующееся в совместной деятельности и общении.

«Личность (в узком смысле) можно определить, как уровень интегральной индивидуальности», на котором осуществляются самые главные жизненные выборы, принимаются решения, имеющие судьбоносное значение для индивида.

Только при принятии таких решений может быть выявлена подлинная система жизненных ценностей человека, утверждены его представления о своем жизненном предназначении и смысле существования» [15].

Психолог Л.С. Выготский писал: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, – сначала как форма сотрудничества между людьми, как категория коллективная, интерпсихическая, затем как средство индивидуального поведения, как категория интрапсихическая» [6, c. 146].

Социальная среда является фактором становления личности ребенка. Значительный круг лиц, с которыми ежедневно общаются умственно отсталые дети и который служит эталоном в «присвоении» социальных норм поведения, определяет личностное становление ребенка.

В силу интеллектуальной неполноценности личность умственно отсталого ребенка проходит свое становление в своеобразных условиях, что обнаруживается в различных аспектах его деятельности.

На основе положения, что требования к личности задаются государством, обществом и его субъектами, определим перечень конкретных характеристик, которые будут отвечать потребностям развития современного общества и соответствовать особенностям формирования личности школьника.

Как известно качества – это характеристики чего-либо, которые призваны соответствовать конкретным потребностям. А личностные качества – это психологические характеристики личности, проявляющиеся через отношения к окружающему и к самому себе в поведении и деятельности человека [1].

Традиционно к положительным качествам относятся доброта, честность, отзывчивость, верность, храбрость, трудолюбие, ответственность, вежливость и другие.

К положительным качествам личности обучающихся можно отнести:

– патриотизм (включающий любовь к своей Родине, народу, гражданственность);

– любознательность (как обобщенная характеристика наличия активного стремления к получению знания);

– ответственность (включающая обязательность);

– уважение и принятие ценности семьи и общества (умение считаться с мнениями, интересами других людей, толерантность);

– доброжелательность (как высоконравственное качество);

– общительность (включающая коммуникативность и коммуникабельность);

– творческая направленность (стремление к созданию чего-то нового).

Формирование и развитие данных качеств поможет создать у детей фундамент для их дальнейшего обучения, для становления учебной самостоятельности. Также это будет способствовать личностному становлению детей, что позволит им успешно адаптироваться в современном обществе, соответствовать требованиям постоянно меняющегося мира [1].

Итак, подводя итоги, можно отметить, что в ходе анализа характеристик личности обучающихся был определен перечень положительных личностных качеств школьника: патриотизм, любознательность, ответственность, уважение и принятие ценности семьи и общества, доброжелательность, общительность, творческая направленность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: