Специфика обучения географии умственно отсталых старшеклассников

 

У учащихся специальной (коррекционной) школы наблюдается нарушение осознанного восприятия бытового, математического и исторического времени. Так, например, выявляется нарушение осознанности восприятия дат и событий личной жизни. В восприятии математического времени выступает нарушение осознанного соотношения единиц времени и знание сравнительных величин. В восприятии исторического времени оказываются нарушенными связи между событиями и отрезками времени, в которых они протекают.

Исследователи В.Г. Петрова и И.В. Белякова в своих исследованиях подчеркивали: «Основной целью обучения и воспитания детей с нарушением интеллектуального развития во специальной (коррекционной) школе является становление всесторонне развитой гармоничной личности ученика, способной не только эффективно усваивать необходимые знания, умения и навыки на протяжении обучения, но и эффективно применять их в дальнейшей жизни. Важное место в достижении цели социализации ученика с недоразвитием интеллекта играют уроки географии» [23, с. 43].

Кроме основных задач преподавания географии, таких как ознакомление с природными условиями, полезными ископаемыми, жизнью и хозяйственной деятельностью населения разных стран, эти уроки по мнению Д.П. Финарова характеризуются практичной направленностью, связанной с подготовкой учащихся с умственной отсталостью к жизни и труду в окружающем обществе [30].

Предоставляя широкие возможности для интеллектуального, психического и эмоционального роста ребенка, процесс усвоение географического материала выдвигает высокие требования и к самим ученикам. Так, без достаточного уровня развития познавательной деятельности, ребенок не сможет полноценно и правильно воспринять, и осознать поданный учителем материал, удержать его в памяти и использовать в нужном русле.

Особенностями уроков географии является то, что на них дети часто получают информацию достаточно далекую от их жизненного опыта, что обуславливает те высокие требования к уровню развития воображения, которые они предъявляют ученикам [25].

Ж.И. Шиф отмечал, что воображение учащихся с нарушением интеллектуального развития имеет специфические особенности, которые связанны с недоразвитием их познавательной деятельности [27].

Психолог С. Л. Рубинштейн процесс писал: «воображение зарождается в раннем детстве и развивается в течение всей жизни человека. У детей с нарушениями интеллекта этот процесс самостоятельно фактически не формируется и не развивается, а появляется лишь во время кропотливой коррекционно-развивающей работе, которую следует начинать как можно раньше и систематически проводить во всех видах деятельности, а в школе – во время изучения всех предметов» [26, с. 43].

Освещая различные аспекты методики преподавания географии в специальной (коррекционной) школе, авторы В. Н. Синев, С.Х. Меретукова,           Т. И. Пороцкая и др. указывали на взаимосвязь процесса воображения с эффективным восприятием, усвоением и применением географических знаний, умений и навыков [22; 24; 27].

Преподавание географического материала в специальной (коррекционной) школе начинается с 6-го класса и включает в себя такие основные виды работ:

– работа с наглядностью;

– практические работы;

– работа со словесным материалом [1].

Большая часть тем по географии излагается с применением наглядности. Особое значение использование наглядности приобретает в специальной (коррекционной) школе. Это связано с тем, что дети с особыми потребностями имеют очень ограниченный круг знаний об окружающей действительности. Большинство объектов и явлений, о которых они узнают на уроках географии не имеют места в их жизненном опыте, и, часто, достаточно далекие от него.

Благодаря использованию географических картин, диапозитивов, кинофильмов ученики могут достаточно живо увидеть далекие пейзажи, недоступные для непосредственного восприятия (тропический лес, северное сияние, пустыню и т. п). На важную роль картографической наглядности в развитии воображения умственно отсталых учеников обращал внимание             В.А. Липа [21].

При использовании натуральных или искусственных) объемных наглядных пособий (коллекции минералов, гербарии, макеты и т. п.) и пособий, отражающих вид географических объектов или процессов (географические картины, рисунки и др.), учащимся необходимо воспринять образ и соотнести с окружающей обстановкой. На данном этапе должно включиться воспроизводящее воображение, которое помогает ребенку актуализировать и живо представить целостные образы объектов, которые непосредственно восприняты не были [12].

Обычными наглядными средствами невозможно отразить всего многообразия объектов и явлений, которые характеризуют ту или иную территорию, страну, материк. Для этого необходимо средство, наделенное большой информационной емкостью. Именно в этом случае на помощь учителю приходит символическая наглядность (топографические планы, карты, глобусы и т. д.), Работа с которой выдвигает несколько иные требования к восприятию умственно отсталых детей.

И.А. Деобальд отмечает: «Для того, чтобы получить от карты нужную информацию, ученики знакомятся со всеми символами карты (изучают ее «азбуку»), что происходит на основе сформированных ранее на уроках географии определенных конкретных понятий. И уже с помощью своего воображения ученик может конкретизировать любой символ и создать образ действительности» [13]

Следующим необходимым и действенным направлением работы на уроках географии являются практические работы учащихся с нарушением интеллекта. Они обеспечивают достояние и закрепление необходимых ученикам знаний, умений и навыков, воспитывает целеустремленность, усердие, самоконтроль, самооценку, критическое отношение к качеству исполнения своей работы и работы товарищей и тому подобное.

Много практических упражнений, которые требуют включения восприятия предложено в рабочих тетрадях по географии. Очень значительный коррекционный смысл такого рода работ, ведь они не только способствуют развитию практических умений и навыков (измерять предметы, анализировать данные наблюдений, ориентироваться на местности и т. п.), а также коррекции интеллектуальной недостаточности умственно отсталых детей [13].

Как отмечала Т.И. Пороцкая, практические работы позволяют умственно отсталым детям лучше понимать причинно-следственные зависимости явлений, уточняют и обогащают представления, способствуют развитию умения выделять главное и второстепенное в предмете, анализировать и сравнивать предметы [24].

В процессе выполнения учащимися с нарушением интеллекта практических работ на уроке географии очень ярко прослеживаются важные функции восприятия, без включения которого подобная деятельность становится невозможной. Приступая к выполнению какой-то бы то ни было задачи, ученик должен прежде всего представлять примерный ход работы и определенный результат. То есть образы в этом случае являются основой психического состояния, направленного на то, что может или должно произойти, а также предварительной настройки в восприятии и действии. В более широком понимании, образы восприятия выступают в роли ориентирующих в следующей деятельности [13].

Большая роль восприятия прослеживается и в контроле за практической деятельностью, коррекции его в ходе выполнения, исправлении ошибок и недостатков. Она заключается в умении увидеть недостатки в трудовой операции и не допустить его осуществление уже на начальном этапе. Возникающий при этом образ действия является необходимым психологическим условием исправление предстоящего ошибочного действия [1].

Кроме всего выше указанного, практические работы помогают учащимся с особыми потребностями определению своих интересов, а также наглядно показывают уровень знаний, на котором находится ребенок при выполнении той или иной задачи.

Наглядные и практические виды работ на уроках географии в специальной (коррекционной) школе безусловно очень важны, эффективными и по-своему незаменимыми при изучении и закреплении учебного материала. Однако, ни один из этих видов работы не станет действенным без подключения словесного метода. Именно живое слово учителя в преподавании географии является основным источником знаний, и связано со всеми формами преподавания материала. В специальной (коррекционной) школе применяют в основном рассказ и объяснения в совокупности с наглядными пособиями и картами [30].

На уроке географии имеют место два типа повествования. К первому типу рассказов относятся те, целью которых является изложение фактических знаний по определенному вопросу, ко второму – иллюстрированные рассказы и используются для создания представлений у учащихся определенных образов, картин географических объектов или явлений (тексты для дополнительного чтения). При восприятии географического материала в такой форме, учащимся необходимо не только восстановить образы-воспоминания разных объектов и явлений в своей памяти, но и часто с помощью воображения актуализировать целостные образы объектов, которые непосредственно не были восприняты, как, например, пейзажи неизвестных ученикам местностей или бытовых картин и событий прошлого [5].

Слово актуализирует следы прошлых впечатлений, получаемых в разных условиях, в разное время. Оно объединяет эти впечатление, вызывая замыкание новых связей. Слово способствует выделению в предметах признаков, которые ранее не соотносились между собой, и тем именно направляет новое сочетание тех нервных связей, которые образовались в прошлом. Таким образом и появляется новый образ воображения.

Следует отметить, что новые учебники и тетради для практических работ по географии для специальной (коррекционной) школы, выпущенные современными авторами В.А. Липой и И.А. Деобальд включают задачи, активизирующие и развивают ребенка с недоразвитием интеллекта. Этот материал опирается на воображение и восприятие учащихся, который помогает наглядно представить объекты. В качестве примера можно привести задачи на описание определенных природных явлений (урагана, тайфуна, тропического ливня и т. д.) или характеристику географического положения, климатических условий и жизни населения стран Америки, Азии, Африки, рисование животных пустыни и так далее [13; 21].

Обобщая выше рассмотренное значение уроков географии в развитии учащихся специальной (коррекционной) школы можно сделать следующие выводы:

– уроки географии в специальной (коррекционной) школе способствуют созданию овых образов восприятия способствует распространению и углублению знаний по географии, приводит к умственной сосредоточенности, повышает внимание умственно отсталых учащихся;

– практическая работа на уроках географии умение предвидеть преемственность действия и конечный результат при выполнении не только определенных практических действий (выполнение лабораторных работ, осуществление замеров, конструирование макетов и т.п), а и во внутреннем плане в построении фразы при ответах и рассуждениях (лингвистическая предварительной коммуникация);

– уроки географии выдвигают большие требования к уровню восприятия у умственно отсталых учащихся, они способствуют корректировке и развитию данного психического процесса.

– кроме всех предварительно указанных аспектов, указывающих на важность усвоения умственно отсталыми детьми географического материала, стоит отметить, что возникновение в воображении образов объектов и явлений природы, географических процессов усиливают эмоциональный тонус во время обучения, повышают настроение, эмоциональное вдохновение и способствуют появление увлеченности деятельностью у детей с нарушениями интеллекта [20].

Таким образом, процесс усвоения знаний, умений и навыков по географии с учащимися с умственной отсталостью должно опираться на определенный уровень развития у них интеллектуально-психической деятельности, в частности на достаточный уровень развития восприятия. Грамотно организованный коррекционно-воспитательный процесс обеспечивает не только большую эффективность протекания и конечного результата учебной работы по географии в специальной (коррекционной) школе, но и положительно влияет на психическую и эмотивно-волевую сферы учащихся с нарушением интеллекта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: