Типологии и виды ценностей

Аксиология как учение о ценностях. Роль ценностей в жизни человека и общества.

Философское учение о ценностях, их сущности и способах существования, образует раздел философии, получивший название «аксиология» (от греч. axia – ценность и logos – наука, теория). Понятие «ценность» указывает на значимость (значение) какого-либо явления в контексте человеческой жизни (индивидуальной, групповой, социально-культурной). Понимание ценности того или иного явления приходит к нам посредством процедуры оценки («что они значат для нас?»). Многообразие человеческих потребностей, отношений и видов деятельности порождает бесконечное многообразие оценок и ценностных понятий, которые люди используют повседневно в своем обыденном языке («хорошо» -«плохо», «красиво»-«некрасиво» и т.д.).

При характеристике способов существования ценностей принято отмечать «уровни» ценностного сознания: индивидуально–личностный и общесоциальный (надличностный). Применительно к личности правомерно вести речь о ценностях как «ядре личности»; с точки зрения общества как социальной системы, ценности часто обозначают в качестве «ядра культуры». В социальном мире ценностные представления обеспечивают обоснование необходимости и, условно говоря, «оправдание» (возвышение в глазах людей) основных социальных институтов – семьи, государства, права, собственности, образования, профессиональной деятельности (с соответствующим распределением социальных ролей–статусов), науки, искусства и религии. На социальном уровне ценности всегда образуют систему: они взаимосвязаны и внутренне организованы, хотя в современном мире подвергаются постоянным атакам и нападкам со стороны разного рода «контркультурных» течений (в том числе различных субкультур). Система ценностей всегда содержит иерархию, то есть приоритеты по степени значимости, что не исключает внутренних противоречий, иногда весьма острых. Примером такого рода противоречий в системе ценностей современного общества является скрытый конфликт между фундаментальными жизненными основаниями – ценностями семьи и профессии (карьеры). Каждая исторически конкретная форма общества характеризуется определенным набором и иерархией ценностей, что порождает так называемые «конфликты цивилизаций», «столкновение цивилизаций», «противостояние культур» при их «встрече» в едином историческом времени и геополитическом пространстве. Но существуют ценности, которые принято называть «общечеловеческими»: во все времена и в контексте различных культур люди ценят здоровье, долголетие, взаимопомощь, верность долгу, красоту и иные блага. Во всех культурах утверждается приоритет истины, добра и справедливости. И все же ценностные противоречия присутствуют и здесь: само содержание понятий истины, добра и справедливости – высших культурных ценностей – варьируется в различные эпохи и в разных культурах, что порождает взаимное непонимание и неприятие со стороны людей, представляющих данные культуры.

Общественная роль ценностей в качестве «ядра культуры» в значительной степени определяется той связью, которая существует между социальными ценностями и социальными нормами. Многообразные нормы поведения – важнейшая часть социальной системы; нормы обеспечивают внутреннее единство социальной системы, ее устойчивость и преемственность, взаимную согласованность, предсказуемость и упорядоченность поведения людей. Эпохи радикальных социальных перемен, когда рушатся общепринятые нормы и правила, – это всегда трагические эпохи. Социальны нормы – это предписания и запреты, регулирующие поведение людей. Закономерен вопрос: каковы механизмы действия норм? Почему люди следуют установленным социальным нормам (нравственным, правовым, организационным, нормам обычая и др.)? Если мы обращаемся к опыту далекого прошлого, то мы видим в нормативной мотивации преобладание сил слепого подчинения авторитетам, почитания традиции и преемственности, внешнего принуждения и страха наказания; однако по мере развития общества в механизмах обоснования нормативности возрастает значение ценностных идей и представлений. Чем более развитым является общество, тем большую роль в мотивации поведения людей играют не факторы слепого подчинения внешним силам и страх наказания, а внутренние убеждения и ценностные ориентации. М. Вебер называл такую мотивацию ценностно-рациональной, поскольку она опирается на осознанный выбор ценностей и утверждение их в качестве основания нормативного поведения, «руководства к действию». Развитие механизмов нормативной регуляции осуществляется, таким образом, в общей логике: от внешних сил и влияний – к силе внутренних убеждений. Главное в ценностно–рациональном механизме ориентации – собственная оценка человеком зафиксированного в норме образца действия как «правильного», «достойного», «доброго», «истинно человеческого», «прекрасного», «справедливого», «гуманного» и т.д. – и потому обязательного к исполнению.

Чем более развитой является личность, тем большее значение для нее имеет собственная личная система ценностей, которая чаще всего обозначается понятиями «убеждения» и «принципы». Для каждого человека внутренняя система ценностей создает, образно говоря, «стержень личности» («ядро личности»), поскольку она представляет собой «призму» восприятия и осмысления не только внешнего мира (окружающей объективной реальности), но и внутреннего мира индивида – его сознания и самосознания.

 

Типологии и виды ценностей.

Наиболее распространенной в социальных и гуманитарных науках является типология, которая своим основанием имеет относительное обособление основных типов потребностей, социальной деятельности и форм общественного сознания. В данной, преимущественно «социологической» по своему общему духу, типологии выделяются следующие типы ценностей:

· Витальные (жизнь, здоровье, безопасность);

· Семейно–родственные (семья, забота о детях, почитание родителей);

· Экономические (богатство, собственность, эффективность труда);

· Социальные (социальный статус, престиж профессии, карьера);

· Политические (правопорядок, государственность, политическая свобода);

· Нравственные (добро, справедливость, долг, совесть, гуманизм);

· Эстетические (красота, гармония, изящество, художественный стиль);

· Религиозные (Бог, святость, вера, культ, религиозные традиции).

Среди философских по сущности и происхождению типологий ценностей особое теоретическое значение имеет разделение всех ценностей на две категории: предметные и субъектные ценности. Предметные ценности – то, что оценивается, то есть «факты». Это не обязательно вещи: в качестве фактов могут выступать все виды реальности – вещи, свойства, отношения. Примером вещи как ценности может быть любой полезный предмет, примеры свойства как ценности могут быть столь же элементарны: скажем, свойство прозрачности стекла обусловливает возможности его использования, что определяет его ценность. Примеры отношений в качестве предметной ценности – семейные и дружеские связи. Субъектные ценности (или «ценности сознания») – это представления о фактах и средства оценки фактов. В состав ценностей сознания входят образцы, эталоны, идеалы, стереотипы, представления о должном и запретном, а также нормативное содержание наиболее общих ценностных понятий (истина, добро, красота, свобода и т.д.). Они выступают для людей в качестве критериев оценки и ориентиров в «мире оживших предметов».

Вторая философская по происхождению и общему смыслу типология ценностей ранжирует их по принципу иерархии, осуществляя деление всех ценностей на «высшие» и «низшие», «ценности–цели» и «ценности–средства». Высший ранг – «ценности–цели» – называют абсолютными (от лат.absolutus – безусловный, неограниченный) потому, что они имеют основание в себе, а не в чем–то ином. Их «безусловность» проявляется в том, что по отношению к ним бессмысленной представляется любая попытка обоснования их значения по принципу «для чего они?», то есть с точки зрения полезности. Например, с современной точки зрения люди – абсолютная ценность; о них бессмысленно спрашивать «для чего они?», грубо говоря, «какая от них польза?» – они ценны «сами по себе». Со времен античности существует традиция рассматривать в качестве абсолютных ценностей идейный комплекс, который позднее стали называть «ценностями культуры», «высшими духовными ценностями». Главными элементами этого идейного комплекса, его «несущими конструкциями» считаются три типа ценностей – познавательные, нравственные и Эстетические – зафиксированные в так называемой «триаде»: истина – добро – красота.

В отличие от «абсолютных» ценностей–целей, ценности–средства всегда относительны, они всегда – «для чего–то» и в этом смысле представляют собой ценность лишь в определенном отношении. Например, для голодного человека кусок хлеба – величайшая ценность, но сам по себе этот хлеб безотносительно к человеческим потребностям ценности не представляет. Основание ценности хлеба – не в нем самом, а в «ином» – в человеческих потребностях. Такие ценности называют «утилитарными» (от лат utilitas – польза). Однако следует оговориться: в нашем примере с хлебом необходимо иметь в виду, что его ценность обусловлена не только человеческими потребностями в продуктах питания, но и свойствами самого хлеба, его объективно существующей способностью эти потребности удовлетворять. Иначе говоря, основание его ценности не только в «ином», но и в нем самом. В любом случае ценность хлеба очевидна и никакой загадки из себя не представляет.

В свою очередь, проблема обоснования абсолютности (относительности?) духовных ценностей (истины–добра–красоты) относительно недавно по историческим меркам была актуализирована – она стала центром полемики, развернувшейся в литературе и философии второй половины девятнадцатого – первых десятилетий двадцатого веков и оказавшей значительное влияние на умы европейской и отечественной интеллигенции. Данная полемика сосредоточилась вокруг феномена, получившего название «нигилизм» (от лат nihil – ничто) и представлявшего собой критику и отрицание всех высших духовных ценностей – познавательных, нравственных, эстетических, религиозных. Идеи нигилизма получили широкое распространение в России среди революционного народничества, что нашло отражение в художественных образах великой классической русской литературы – в произведениях И.С. Тургенева («Отцы и дети») и Ф.М. Достоевского («Бесы», «Идиот»), в отечественной и европейской философии (Ф. Ницше и др.).

Необходимо отметить, что духовные ценности лишь на первый взгляд кажутся чем–то непрактичным и «нежизненным», потенциально – излишним с точки зрения потребностей индивидуальной и социальной жизни. Странным образом при их утрате вся общественная и индивидуальная жизнь людей начинает деградировать – никто никому ничего не должен, все руководствуются принципами типа «будь проще», «не прикидывайся благородным», «работа дураков любит» и тому подобное. Противостояние современным формам нигилизма – задача каждой национальной культуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: