Этика как философская дисциплина. Мораль и моральные ценности

Одним из факторов сохранения ценностного ядра культуры и личности является осознание значимости системы этических ценностей. Этика философская дисциплина, основоположникам которой является Аристотель, предметом ее изучения является мораль, нравственность. Следует отметить, что термин этика греческого происхождения, мораль латинского, а нравственность русское и в переводе они означают нравы, обычаи, привычки, характер. Поэтому не будет ошибки их использовать как синонимы. Однако в философии закрепилась традиция этикой именовать область знания, предметом которой являются мораль и нравственность. Понятие мораль имеет довольно много значений. Предлагаем рассматривать его в двух основных значениях. Во-первых, как свойства, добродетели, качества личности (доброта, щедрость, честность и т.д.). Во-вторых, как комплекс идеалов, норм, ценностей определяющих поведения и отношения людей в обществе. Следует отметить, что в отличие от норм права   моральные нормы носят не фиксированный характер, охватывают все сферы жизни человека и общества. Оценивать намерения и поступки человека, как с точки зрения морали, так и права, мы имеем право, если они совершены сознательно и человек отдает себе отчет в своих действиях.

Условно можно выделить два основных блока этического знания. Теоретическая этика, в которой анализируют понятие морали, его структуру и функции, развитие нравственности в истории культуры, а также основные категории и ценности этики. Существует и практическая этика, в рамках которой осмысляются современные моральные проблемы в тех или иных областях, имеющих непосредственное отношение к жизни и здоровью людей, развитию личности и общества (например, биомедицинская, профессиональная этика и др.).

    Среди моральных понятий и ценностей, особо внимание стоит уделить следующим. Базовыми понятиями, сквозь призму которых мы оцениваем большинство явлений социальной действительности, являются добро и зло. Добро – это все то, что оценивается как нравственно-положительное, как Благо для человека и общества. Антиподом добра является Зло – это все что оценивает как нравственно-отрицательное, безнравственное. Существует много проблем в контексте анализа сущности добра и зла. Например, их тесная взаимосвязь, так без зла мы никогда бы не познали сути добра, ощущение сытости мы ценим, потому что знаем, как плохо испытывать голод. Также мы можем говорить о сложности классификации поступков с точки зрения добра и зла. Не смотря на то, что в любом обществе существуют критерии, что есть добро и зло, на практике всегда возникают проблемы. Так убийство – зло, но есть случаи, когда мы можем оправдать убийство, а то и расценить его как благо. Порой довольно сложно определить, что в том или ином случае будет добром, а что злом и нередко человек встает перед моральной дилеммой.

    Следующими моральными понятиями являются долг и совесть. Долг – моральная необходимость действия из уважения к нравственному закону. О сущности долга, например, в философии И. Канта, мы с Вами уже разговаривали. Следует только подчеркнуть, необходимо различать моральный долг, выполнение которого основано на внутренней убежденности человека и социальный долг или общественные обязанности, последние не всегда могут совпадать (например, обязательная воинская повинность). Выполнение долга регулируется совестью – это способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному - неисполнение долга. Совесть независима от мнения окружающих.

    Справедливость - один из принципов регулирующих взаимоотношения между людьми по поводу распределения (перераспределения), в том числе взаимного (в обмене, дарении -одаривании), социальных ценностей (свободы, возможностей, дохода, престижа и т.д.). В истории философской мысли выделяют два подхода к пониманию социальной справедливости: уравнивающая и воздающая. В первом случае - всем по равному объему дохода и социальных благ (идеи утопизма, коммунизма), во втором - каждому по заслугам (классический либерализм). В настоящее время, во многих развитых обществах, присутствует сочетание этих двух принципов, выразившихся в концепции социального государства (наличие социальных гарантий – пенсии, пособия, сочетаются с широкими возможностями для роста собственных доходов).

К высшим нравственным ценностям принято относить – свободу, счастье и смысл жизни. Каждое их этих понятий имеет свое смысловое значение, разнообразные философские интерпретации и проблематику. Так представления о смысле жизни - главных целях и ценностях индивидуально–личностного существования («то, ради чего стоит и следует жить»), могут включать в свой состав мотивы внешней заданности – «предназначения», «предопределения» со стороны «высших сил» (в зависимости от мировоззрения – социальных, природных или божественных). Однако вопрос о смысле жизни каждый человек должен решать сам, в этом проявляется его индивидуальность и духовная свобода, своеобразие и целостность его личности. До тех пор, пока вопрос о главных целях и ценностях («принципах») жизни человек решает, исходя только из соображений «так принято» или из веры во внешние авторитеты, его личное достоинство ограничено несамостоятельностью (несвободой) избранной им позиции. Не он сам решает наиболее трудные жизненные вопросы, следовательно, не он сам и отвечает за принятые решения. Здесь мы переходим к понятию свобода. Свободу с одной стороны можно трактовать как отсутствие давления и ограничения, но человек живя в обществе, всегда будет сталкиваться с каким-либо рамками. В связи с этим, свободу можно определить как наличие возможности выбора, способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями в рамках существующих морально-правовых норм. Свобода неразрывно связана с ответственностью и является основанием личного достоинства. Еще одной этической ценностью является счастье. Философские традиции (античность, средневековье, Новое время) предлагали различные интерпретации понятия счастье. Мы предлагаем, рассматривать понятие счастья, как состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению. Можно выделить несколько универсальных дилемм в вопросе о счастье:

· От чего зависит счастье человека: от него самого или от внешних условий?

· Относится ли счастье к сфере целей или оно является императивом - достижимо оно или нет?

· Счастье индивида и счастье общества - может ли быть счастливым человек, если несчастны его окружающие?

Осмысление этических понятий и ценностей, тесно связано и с проблемами прикладной этики. Прикладная этика – это особая область этического знания, сущность которой заключается в конкретизации моральных норм и принципов применительно к определенным ситуациям, для отдельных групп людей, с учетом специфики их жизнедеятельности. Прикладная этика включает в себя:

- экологическую этику, рассматривающую нормы поведения человека как части экосистемы по отношению к окружающей среде;

- биомедицинскую этику, разрабатывающую проблемы защиты жизни и здоровья человека, в том числе проблемы эвтаназии, клонирования, генной инженерии, аборта и т.д.;

- ситуативную этику, в которой разрабатываются практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности и общения – как публичным, так и межличностным;

- профессиональную этику – систему моральных принципов и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации;

- этикет – правила поведения и общения людей, выступающие внешним проявлением внутренней нравственной культуры человека. Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что осознание системы ценностей, является важным этапом для развития личности, выбора жизненных целей и стратегий поведения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: