Исходные материалы для проектирования

ЛЕСОВОДСТВО

Учебно-методическое пособие

по выполнению курсового проекта на тему:

«Проект лесоводственных мероприятий в участковом лесничестве

(меж)районного лесничества Нижегородской области»

для студентов направления 35.03.01 - Лесное дело

 

 

Нижний Новгород

2019


Составитель Мариничев Е.А., Мариничева Т.В., Абрамова Н.И

 

УДК 630.2 (07)

 

Лесоводство: Учебно-методическое пособие по выполнению курсового проекта на тему: «Проект лесоводственных мероприятий в участковом лесничестве (меж)районного лесничества Нижегородской области» для студентов направления   35.03.01  -  Лесное дело  /   Е.А. Мариничев, Т.В. Мариничева, Н.И. Абрамова,  - Н.Новгород: НГСХА, 2019 – 68 с.

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии

 

 

Рецензент:

Заведующий кафедрой лесной таксации и лесоустройства ФГБОУ ВО Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, кандидат биологических наук Д.В.Логунов

 

 

© Нижегородская государственная

сельскохозяйственная академия, 2019 г.

© Е.А. Мариничев, 2019 г.

© Т.В. Мариничева, 2019 г.

© Н.И. Абрамова, 2019 г.


Содержание

 

  Введение 4
1. Исходные материалы для проектирования 5
2. Задание на проектирование 6
3. Общие указания по составу и структуре курсового проекта 7
4. Правила оформления пояснительной записки курсового проекта 41
5. Рекомендуемая литература 42
  Приложение 44

Введение

Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах указанных в Лесном Кодексе РФ, среди которых отмечается: обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала.

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено действующим Лесным Кодексом.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Для удовлетворения потребностей в древесине и другой лесной продукции, а также усиления водоохранных, почвозащитных, санитарно-гигиенических, климаторегулирующих, оздоровительных и других полезных природных свойств леса лесоводам совместно с арендаторами и другими лесопользователями необходимо проводить работу по дальнейшему улучшению использования лесосырьевых ресурсов, сокращению потерь древесины при лесозаготовка, увеличению объемов переработки мягколиственной древесины, утилизации древесных отходов. В решении этих задач большая роль принадлежит внедрению рациональных способов рубок с переходом на постепенные и выборочные там, где сплошные рубки не дают лесоводственного эффекта. Важную роль в повышении продуктивности и качественного состава лесов играют рубки ухода за лесом и санитарные рубки, особенно уход за смешанными молодняками для предотвращения нежелательной смены пород.

В задачу курсового проектирования по лесоводству входит разработка и обоснование комплекса лесохозяйственных мероприятий на условном лесном участке, переданном в аренду: способов рубок ухода за лесом, рубок в спелых и перестойных насаждений, способов очистки лесосек, лесовосстановительных мероприятий.

При этом ставится цель – закрепление и углубление теоретических знаний по лесоводству и приобретение навыков в решении лесохозяйственных вопросов применительно к конкретным природным и экономическим условиям одного из лесничеств Нижегородской области.

Бакалавр по направлению подготовки 35.03.01 – Лесное дело в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО по данному направлению, при изучении дисциплины «Лесоводство» должен обладать следующими компетенциями: УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач, УК-2 способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, УК-4 Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах), ОПК-1 Способностью решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий, ОПК-2 способен использовать нормативные правовые акты и оформлять специальную документацию в профессиональной деятельности, ОПК-3 способен создавать и поддерживать безопасные условия выполнения производственных процессов, ОПК-4 способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности, ПК-1 готовностью принимать участие в изыскательской деятельности при проектировании объектов и мероприятий в области осуществления охраны, защиты и воспроизводства лесов, их использования в природных, техногенных и урбанизированных ландшафтах, ПК-2 готовностью к участию в разработке проектов мероприятий и объектов лесного и лесопаркового хозяйства и охоты с учетом заданных технологических и экономических параметров с использованием новых информационных технологий, ПК-3 готовностью обосновывать принятие технических решений при проектировании объектов лесного, лесопаркового и охотничьего хозяйства, ПК-4 готовностью применять результаты оценки лесного фонда при обосновании целесообразности и планировании мероприятий на объектах профессиональной деятельности в целях достижения оптимальных лесоводственных и экономических результатов, ПК-5 готовностью осуществлять оценку правильности и обоснованности назначения, проведения и качества исполнения технологий на объектах профессиональной деятельности лесного и лесопаркового хозяйства, ПК-7 готовность к подготовке документации и ведению документооборота по вопросам использования лесов и внесение информации в государственные информационные системы на уровне лесничества, контроль использования лесов в границах лесничества, ПК-8 Готовность применять современные методы исследования лесных и урбо-экосистем, ПК-10 Готовность выполнять лесохозяйственные мероприятия, направленные на рациональное, постоянное, неистощительное использование лесов, повышение их продуктивности, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов, ПК-11 готовность к использованию технологических систем и специальных методов для решения задач лесовосстановления, ухода за лесами, охраны, защиты и использования лесов, ПК-12 готовность к разработке технологий и систем их обеспечения, направленных на рациональное, постоянное, неистощительное использова-ние лесов, повышение их продуктивности, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов, включая технологии выращивания посадочного материала.

В процессе выполнения курсового проекта студент должен ознакомиться с действующими на производстве правилами, инструкциями, федеральными приказами, научиться правильно их применять в условиях конкретного предприятия, критически оценивать получаемые в результате расчетов показатели и самостоятельно делать научно-обоснованные выводы и обобщения.

Курсовое проектирование по лесоводству – это продолжение изучения студентами предмета лесоводства. Оно должно способствовать развитию творческой инициативы студента в использовании и применении знаний в решении практических задач лесохозяйственного производства. Выполнение курсовых проектов способствует подготовке студента к успешной последующей работе над дипломным проектом и его защите, а по окончании института - плодотворной практической деятельности в лесном хозяйстве.

Настоящее пособие составлено с использованием изданных ранее: Лесоводство: Проект лесоводственных мероприятий лесхоза. Методические указания к курсовому проектированию по лесоводству для студентов специальности – 26.04.00 – «Лесное и лесопарковое хозяйство». / С.В. Салин, Е.А. Мариничев, Н.И. Абрамова; НГСХА. - Н.Новгород, 2005 – 141 с. и Проект лесоводственных мероприятий лесхоза. Методические указания к курсовому проектированию по лесоводству для студентов специальности 1512 / Составитель: Успенский Е.И. – Йошкар-Ола: МарПИ, 1985. – 38 с.

Предназначено для студентов направления 35.03.01 - Лесное дело дневной и заочной формы обучения.

 

 




Исходные материалы для проектирования

Для разработки курсового проекта по лесоводству каждый студент должен самостоятельно собрать следующие материалы:

1. Общие сведения о районном лесничестве. Данные о характеристике природных и экономических условий, лесном фонде лесничества. Сведения о хозяйственной деятельности арендаторов, включая оснащенность машинами и механизмами для лесохозяйственных работ.

2. Пользуясь планом лесонасаждений (М - 1:25000), планшетами лесничества (М - 1:10000), выбрать группу кварталов общей площадью не менее 1000 га. При квартальной сетке 1х1 км это будет составлять 10 – 15 кварталов. Данную группу кварталов условно принять за арендуемый участок.

Для проектирования рубок спелых и перестойных насаждений нужны участки спелых древостоев, а для рубок ухода – средневозрастных и молодняков. Поэтому следует выбрать такие кварталы, в которых были бы представлены насаждения разных возрастных категорий, причем весьма желательно наличие участков хвойных или твердолиственных древостоев. Если трудно подобрать группы кварталов с таким разнообразием, то можно снять с планшетов выкопировки отдельных кварталов из разных частей лесничества, а затем их объединить в единый лесной массив.

Необходимо сделать выкопировки выбранных кварталов с планшетов: сначала на бумагу через копир или вручную карандашом, можно отсканировать для дальнейшего использования при составлении тематических карт и абрисов. Пользоваться искажающими и не поддерживающими масштаб приборами, в том числе фотоаппаратами при этом нельзя.

На выбранную группу кварталов сделать выписки из таксационных описаний (по выделам), включая сведения о категории защитности. Для удобства работы над курсовым проектом все сведения представленные в таксационных описаниях можно перевести в электронный вид в программу Excel.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: