Лексическая тема «Моя Россия»

Лексическая тема «Моя Россия»

1. Словарь существительных: город, герб, гимн, памятник, улица, переулок, проспект, площадь, бульвар, сквер, тротуар, переход, светофор, транспорт, храм (церковь), университет, банк, завод, фабрика, (торговый) центр, рынок, Дом быта, кафе, вокзал, река, озеро, почта, администрация, милиция, магазин, двор, адрес, ларёк, киоск, школа, (детский) сад, стадион, больница, поликлиника, аптека, музей, дом, театр, библиотека, цирк, село, деревня, поселок, милиционер, продавец, аптекарь, врач, библиотекарь, почтальон, дворник, земляки.

2. Дидактические игры и упражнения:

ü «Тут – там – много» образование множественного числа существительных

Тут дом – там дома – много домов (Тут площадь – Тут улица – Тут парк – Тут завод – Тут школа – Тут театр – Тут поликлиника – …)

 

ü  «Назови любя» Образование уменьшительной формы существительных

Город-городок (река, мост, дом, пруд, улица, переулок, дорога, переход, газон, сквер, площадь, стадион, магазин, рынок)

 

ü «Назови, где можно…»

Закрепление категории предложного падежа существительных

Купить нужные товары?

Сделать прививку?

Подстричься?

Посмотреть представление?

Увидеть спортивные соревнования?

Увидеть, как взлетают самолёты?

Купить лекарства?

Увидеть, как отходят поезда?

Заниматься плаванием?

Отправить посылку?

Учиться?

Перекусить?

 

Задание по самокоррекции

ü «Пекарь» — лепка фигурок кондитерских изделий из соленого те­ста.

ü «Маленький архитектор» — выложить улицу из палочек, геометрических фигур.

ü «Мастерская» — изготовление любых предметов по тематике из природного ма­териала.

 

Вторник

Лексическая тема «Моя Россия»

1. Словарь прилагательных: Большой, маленький, областной, родной, чистый, многолюдный, тихий, шумный, нарядный, красивый, ухоженный, узкая, маленькая, кирпичный, панельный, деревянный, величавый, огромная, широкий, просторный, длинная, светлая, высокий, древний, чистая, красивая, большая, узкая, маленькая, кирпичный, панельный, узорчатый, величавый, огромный, широкий, триумфальная, просторный, каменная, длинная, светлая, высокий, древний;

2. Дидактические игры и упражнения:

ü «Что есть в твоем городе» Совершенствование словаря антонимов

 

Этот дом старый – а этот ….новый;          Этот дом высокий, а этот…низкий;

Эта школа далекая, а эта... близкая;          Это окно маленькое, а это…большое;

Эта тропинка прямая, а эта... кривая;       Эта улица широкая, а эта... узкая;

Этот город грязный, а этот … чистый;          Этот фонарь длинный, а этот короткий.

ü «Какой, какая, какие???» Образование относительных прилагательных

Площадь в городе- городская…. (в центре города….перед музеем, перед почтой, перед рынком)

Парк в котором много сирени… (кленов…лип, цветов, зелени…)

Магазин в котором продают цветы- …. цветочный… (молоко, продукты, хлеб, обувь, спорттовары, рыбу, овощи, книги, товары для детей…)

 

ü «Чего много в городе» Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже

Жилой дом -жилые дома… (высотное здание-, узкий переулок, широкая улица, чистый двор, зеленый бульвар, крытый мост, маленькая аптека, детский сад, книжный магазин….)

ü «Какой дом, какая квартира?» Образование прилагательных путем сложения основ

Дом, в котором один этаж -одноэтажный… (два этажа…три этажа и т д.)

Квартира, в которой одна комната -однокомнатная… (две комнаты… и т.д.)

 

3. Задание по самокоррекции:

ü «Ткачи» — работа на «ткацких станках»

ü «Учитель» —вылепить буквы из пластилина или выложить из полосок бумаги, полученных путем обрывания.

ü «Ателье» — сборка платьев по словесной инст­рукции для каждого ребенка (все детали — в общей короб­ке): у тебя — зеленое с одним карманом, белым воротни­ком; у тебя — красное с планкой, 4-мя пуговицами и т.д.

 

Среда

Лексическая тема «Моя Россия»

1. Словарь глаголов: Строить, расти, хорошеть, регулировать, учить, убирать, лечить, подметать, продавать, покупать, ходить, ездить, встречать, провожать, уважать, гордиться, ухаживать, любить, работать, изучать, охранять, жить, учиться смотреть, любоваться, сажать, покупать, продавать, уби­рать, ходить, ездить, встречать, провожать, любить, показывать, рабо­тать, собираться, изучать, основал.

2. Дидактические игры и упражнения:

ü «Что мы делаем?»

В магазине мы покупаем продукты питания, одежду, обувь,...

В детском саду.......

В аптеке............

В больнице.........

В цирке...............

В театре...........

 

ü «Кто куда идет и зачем?» Составление предложений изъяснительным союзом «чтобы». Пример: «Девочка идёт в парикмахерскую, чтобы постричься…и т д.»

(дети идут в школу, ….чтобы учиться; семья идет на вокзал, ….чтобы поехать на поезде; девочка идет в больницу,…. чтобы лечиться; мама идет с девочкой в парк,…. чтобы погулять; мальчик идет в магазин,….. чтобы купить продукты; дедушка идет в баню,….. чтобы помыться; мальчик идет на стадион, …..чтобы поиграть в футбол)

ü Закрепление навыков употребления приставочных глаголов к слову «Шёл»

Ваня к дому ….. подошёл; в подъезд …. зашёл; из подъезда …..вышел; дорогу …. перешёл; по мосту …. прошёл;  Ваня до парка….. дошёл;   вокруг дерева … .обошёл и от дерева…. отошёл.

ü «В какой магазин нужно пойти, чтобы купить….?» Образование относительных прилагательных с предлогом «В»     Пример: «Чтобы купить цветы, нужно пойти в цветочный магазин…» (рыбу- рыбный, обувь- обувной, продукты- продуктовый, хозяйственные товары- хозяйственный, книги- книжный, овощи- овощной, спорттовары- спортивный, игрушки- игрушечный, хлеб- хлебный)

 

Задание по самокоррекции

ü «Продавец —покупатель» —чудеса из бумаги. Делаем ко­шельки для игры в магазин методом оригами.

ü «Слесарь-сборщик»—делаем из проволоки «детали маши­ны»: два прямоугольника, два круга и собираем «машину»из деталей. «Цветы» —смятые в шарик мелкие цветные кусочки цвет­ной бумаги наклеить на «траву»

 

 

Четверг

Лексическая тема «Моя Россия»

1. Словарь наречий: Чисто, шумно, нарядно, празднично.

2. Дидактические игры и упражнения:

Беседа о городе:

1. Как называется наша планета? (Земля).

2.  Как называется наша страна? (Россия).

3. Как называется столица нашей страны? (Москва).

4.  Как называется город (поселок), в котором мы живем (……)

5. Как называется наш край (область)?  

6. Сколько лет нашему городу?  

7.  Как можно назвать жителей нашего города?  

8. Вспомнить с детьми названия улиц нашего города (посёлка), в честь кого (чего) были названы улицы.

9. Как называется твоя улица?

10.  Какая она, эта улица? (Тихая, шумная, широкая, зеленая и т.д.)

11. Что расположено на этой ули­це? (Магазины, больница, банк, шко­ла, парикмахерская и..т.д..)

12. Где находится эта улица?

13. Твое отношение к этой улице.

 

Развитие связной речи. Выучи стихотворение «Любимый город» по мнемотаблице

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: