Кто выбирает | Кого выбирают | |||||||||
С. | А. | М. | Ю. | И. | В. | Д. | К. | А. | О. | |
С. | 2 | 1 | 3 | |||||||
А. | 3 | 1 | 2 | |||||||
М. | 1 | 2 | 3 | |||||||
Ю. | 1 | 3 | 2 | |||||||
И. | 2 | 3 | 1 | |||||||
В. | 3 | 2 | 1 | |||||||
Д. | 1 | 2 | 3 | |||||||
К. | 3 | 2 | 1 | |||||||
А. | 2 | 1 | 3 | |||||||
О. | 3 | 1 | 2 | |||||||
Суммарное количество выборов, полученных членом группы | 0 | 0 | 4 | 2 | 0 | 9 | 5 | 3 | 7 | 0 |
По строкам таблицы отображаются выборы конкретного человека. Например, если Ю. выбрала первой К., далее А., а потом уже В., то они получают соответственно 3, 2 и 1 балл.
Все набранные участниками опроса выборы суммируются в последней строчке таблицы. С помощью этой строчки таблицы определяются лидеры, приближенные к ним, а также аутсайдеры. Посредством этого расчета психолог определяет кому симпатизирует большинство членов коллектива, к кому относятся индифферентно и к кому они питают антипатию.
По представленной выше таблице можно сказать, что В. является «звездой», а С. и А. изолированы от группы. К приближенным к лидерам можно отнести М. и Д.
Аналогичным образом строится таблица для результатов второго задания. С ее помощью определяется референтометрическая структура коллектива, в которой люди ранжируются по уровню референтности (значимости) на лидеров, середняков и аутсайдеров.
Третье задание применяется для определения ценностно-ориентационного единства коллектива. Оно устанавливается на основе меры согласованности мнений участников коллектива по поводу того, какими качествами должен обладать ее лидер (могут быть выбраны и другие варианты для определения меры согласованности). Для расчета ЦОЕ строится таблица следующего вида:
Таблица расчета показателей ценностно-ориентационного единства
Иван | Петр | Руслан | Сева | Наташа | Количество выборов | |
Воля | 0 | |||||
Целеустремленность | 4 | 2 | 5 | 3 | ||
Коммуникабельность | 3 | 3 | 1 | 3 | ||
Компетентность в управлении людьми | 5 | 2 | 3 | 3 | ||
Ответственность | 2 | 3 | 2 | 4 | ||
Стрессоустойчивость | 4 | 1 | ||||
Чувство юмора | 2 | 1 | ||||
Решительность | 5 | 1 | ||||
Опыт | 1 | 1 | 3 | 3 | ||
Умение разрешать конфликты | 0 | |||||
Спокойствие | 1 | 1 | ||||
Пунктуальность | 0 |
Здесь цифрами 1, 2, 3, 4, 5 обозначена очередность выбора качества лидера участником коллектива. ЦОЕ рассчитывается по следующей формуле:
ЦОЕ % = (n–m)/N*100 %,
где n – сумма выборов, которые получили 5 качеств, чаще всего указываемых участниками;
m – сумма выборов 5 качеств, реже всего указываемых участниками,
N – общее количество сделанных выборов.
В таблице ЦОЕ = (16–0)/25*100 % = 64 %.
После того как данные обработаны, можно получить следующую информацию о коллективе:
1. Выяснить статус каждого из участников коллектива:
a. Неформальный лидер коллектива обычно обладает самым высоким показателем социометрических и референтометрических выборов. Также должен быть высоким показатель взаимности выборов. Кроме этого, должна присутствовать высокая степень совпадения между качествами, выбранными лидером, и 5 качествами, чаще всего указываемыми участниками коллектива.
b. Низкостатусный участник коллектива обладает наименьшим числом выборов по социометрии, а число выборов по референтометрии должно быть ниже среднего. Показатель взаимности выборов будет низким.
c. Остальные участники коллектива обладают средним статусом.
2. Выяснить уровень развития коллектива:
В коллективе высокого уровня развития наблюдается следующая картина:
– По социометрии – отсутствие в команде аутсайдеров, явное численное превосходство высокостатусных участников над низкостатусными, высокий показатель взаимности выборов.
– По референтометрии – высокий уровень взаимной референтности.
– Высокая степень совпадения данных социометрии и референтометрии.
– Высокий уровень ЦОЕ.
В коллективе низкого уровня развития наблюдается следующее:
– По социометрии – отсутствие социометрических «звезд», большое количество средне- или низкостатусных членов.
– По референтометрии – отсутствие референтометрических лидеров, низкий показатель взаимной референтности.
– Низкая степень совпадения данных социометрии и референтометрии.
– Низкий уровень ЦОЕ.
3. Выяснить, насколько совпадают формальные и неформальные структуры власти. Для этого можно построить три ряда: проранжировать всех участников коллектива по данным социометрии, референтометрии и формальному уровню управленческих полномочий – и сравнить эти ряды.
4. Выяснить, насколько совпадают данные социометрии, референтометрии и реальная структура распределения отношений в коллективе.
5. Выяснить, насколько быстро адаптируется новичок в коллективе. Понятно, что сразу после появления в команде его статус будет близким к нулю, но если в течение двух-трех месяцев его статус не вырос, тогда налицо проблемы с адаптацией в коллективе.
Тема 5. Математические методы, применяемые
при социально-психологических исследованиях
Дидактические единицы темы. И змерение. Виды измерительных шкал. Понятие выборки. Требования к выборке. Репрезентативность выборки. Проверка статистических гипотез. Понятие уровня статистической значимости. Этапы принятия статистического решения. Классификация психологических задач, решаемых с помощью статистических методов. Статистические критерии различий. Параметрические и непараметрические критерии. Выбор критерия различий. Критерии согласия распределения.