Наука «Муниципальное право» - совокупность взглядов, мнений, учений, знаний, идей, теорий и практических навыков ученых и исследователей в области местного самоуправления в истории становления местного самоуправления на территории РФ и за рубежом.
Предмет научной дисциплины «муниципальное право» - организация и функционирование местного самоуправления, проблемы правового регулирования в этой области. Муниципальное право как наука является составной частью юридической науки в целом, поэтому ему присущи научные методы, применяемые в большинстве правовых наук:
1. общенаучные методы изучения:
а) диалектический - рассмотрение основ местного самоуправления в их непрерывном развитии и видоизменении;
б) системный - изучение круга вопросов местного самоуправления в их взаимосвязи, взаимообусловленности, взаимозависимости;
в) социологический - ориентирование на мнение населения, учет прав и законных интересов гражданского общества;
г) анализ и синтез;
2. специальные методы изучения:
а) сравнительное правоведение;
б) нормативно-логический;
в) структурно-функциональный;
г) историко-юридический;
д) переход от общего к частному, от абстрактного к конкретному и иные специальные методы.
Метод муниципального права как науки.
Метод муниципального права как науки - это совокупность приемов, способов и правил изучения муниципального права как отрасли.
Метод муниципального права составляют следующие элементы:
- Общенаучные методы, такие как диалектико-материалистический, системный, метод анализа, синтеза, индукции, дедукции и другие методы.
- Специальные методы, в частности, метод сравнительного правоведения, структурный, историко-юридический метод и другие.
Теории местного самоуправления.
Основные теории местного самоуправления:
1)теория свободной общины 2) хозяйственная и общественная теория 3) государственная теория;
4)политические теории;5) юридическая теория;6) теория дуализма.
Теория свободной общины
· ограничение вмешательства государства в дела общины;
· право населения на заведование местными делами;
· общность людей, живущих на определенной территории, чтобы каждый человек воспринимал себя как часть местного сообщества, основой которого является не только сам факт совместного проживания, но и духовная близость людей;
· признание общин как субъектов принадлежащих им прав, а должностных лиц общинного управления, по сути, органами не государства, а общины;
· четыре ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная и муниципальная.
Общественная (хозяйственная) теория представляет хозяйственный характер деятельности местного самоуправления. Возникает проблема разделения вопросов ведения для местного сообщества и для государства.
Государственная теория
· органы местного самоуправления являются органами государственного управления;
· возложение обязанностей и полномочий на местные выборные органы для осуществления задач государственное управления;
· местное сообщество не обособлено от государства, а служит государственным интересам.
Политические теории
· местное самоуправление осуществляется почетными представителями местного населения безвозмездно;
· самоуправление есть, прежде всего, самодеятельность граждан.
Юридическая теория рассматривает местное самоуправление как территориальный коллектив, обладающий статусом юридического лица, вступающего в правовые отношения с государством.
Местное самоуправление приобретает двойственную природу, в которой определяющим фактором в вопросах взаимоотношения с государством является партнерство центра и мест.
Теория дуализма говорит об общественно-государственной природе местного самоуправления.
Дуализм местного самоуправления
· органы местного самоуправления, признаются и гарантируются государством, рассматривается им как естественное и неотчуждаемое право населения (ст.12 Конституции РФ);
· создание муниципальных образований, определение вопросов местного значения, полномочий местных органов власти, регулируется государством (Европейская Хартия о местном самоуправлении).
Общая характеристика англосаксонской системы местного самоуправления.
Англосаксонская муниципальная система существует в Великобритании, США, Канаде, Австралии и ряде других стран. В научной литературе именно ее традиционно называют первой муниципальной системой. Основные признаки англосаксонской муниципальной системы: · органы местного самоуправления имеют право предпринимать только те действия, которые прямо разрешены им законом. · органы местного самоуправления напрямую не подчинены органам государственной власти; · основная единица местного самоуправления – приход. В компетенцию органов местного самоуправления входят: управление полицией, социальными службами, пожарная охрана, местные дороги, строительство и эксплуатация жилья, спортивные сооружения, общественный транспорт и др. Англосаксонская система характеризуется децентрализацией местного самоуправления. Представительная власть осуществляется муниципальной палатой, а исполнительная — префектами. Органы местного самоуправления издают нормативно- правовые акты, устанавливают и взимают местные налоги, оказывают местные услуги, включая транспорт, торговлю и т.д., организуют строительство, охраняют памятники культуры, истории и т.д. Она построена на общественной теории, объединившей теорию свободной общины, хозяйственную теорию, а также частично юридическую теорию местного самоуправления.