Отец просил Вам передать

Проект     

“О Царских детях в стихах”

Введение

Эмалевый крестик в петлице
И серой тужурки сукно…
 Какие печальные лица
 И как это было давно.


Какие прекрасные лица
 И как безнадежно бледны —
 Наследник, императрица,
 Четыре великих княжны…

  Георгий Иванов








Г.

Известно, что каждому из правителей царственного рода Романовых известнейшие деятели искусства посвящали свои произведения. И особое место в этом огромном спектре разных направлений бессмертной классики отведено поэзии.

Каждому правителю были посвящены стихи, разные по стилю, по жанру, по своему характеру. Поэзия осуждала, восхваляла, иронизировала. Все зависело от того какой след в истории отставлял за собой правитель. Когда мы обращаемся к стихам, которые посвящены детям последнего русского царя-мученика Николая II. Перед нами открывается совсем особенная картина.

Каждый классик пишет в своем стиле, не отходя от своих привычных художественных приемов и соблюдая все требования жанра (посвящения и воспоминания). В каждом стихе, в прямой или косвенной форме, присутствует обращение к Богу. Авторы обращаются к царевнам и царевичу, с большим почтением. Как правило, взгляд писателя на окружающие события критичен. Но в их отношении к царским детям нет негативных сторон. Они рисуют их как “образы”.

 Это классические образы, но большой акцент делается именно на действиях и характерах героев. Авторы отмечают их душевные качества: нежность, кротость, светлость, доброта, милосердие, самопожертвование. В тональности стиха есть скорбь о них, как о очень дорогом, невозвратно потерянном духовном достоянии. Царевны описываются не просто как отдельные индивидуальные личности, но и как часть целого и большого государства, богатой культуры. У писателя не возникает сомнения в их добродетели. Реальность, которая окружает Царских детей сурова и жестока к ним, но при этом герои остаются такими какие они есть. Каждый ребенок, изучая их биографию может найти в их воспоминаниях, дневниковых записях, что-нибудь важное и близкое для себя. Ведь для настоящих духовных ценностей не существует понятий времени и пространства. Они всегда остаются актуальными.

Исходя из данной позиции, мы ставим цель - узнать нравственные качества царских детей через классическое и современное поэтическое творчество.

Методы:

1) в процессе исследования узнать, какие нравственные качества, особенности характера и поведения, отмечают авторы стихов;

2) изучить специальную литературу;

3) сделать анализ и обобщение.

Практические результаты:

1) познакомить детей с творчеством русских классиков и современных поэтов, посвященным Царским детям;

2) стихи могут быть представлены учащимися на уроках в воскресных школах;

3) сделать аудиозапись стихов и провести их трансляцию на православном радио;

4) оформить альбом со стихами;

 

Общая характеристика

Поэтические произведения современных авторов и классиков о Царской семье во многом походят друг на друга.

Необходимо подчеркнуть, что для любого писателя важно передать свое отношение к герою, которому посвящено его произведение. Для автора важно вывести на первый план то, что для него важно в его герое. Примечательно, что большинство стихов, из собранного нами материала, рассказывают о всей Царской семье и посвящены самому Царю Николаю. Главные акценты, на которые авторы стихов обращают внимание — это семья, особенности воспитания. Общие идеи, которые присутствуют во всех стихах — это идея единства семьи, тема самопожертвования, идея духовной силы, непоколебимости, света и чистоты, и тема трагичной мученической участи.

Стихотворения о царских детях носят поучительный характер. Их характеры представлены как образцы поведения. Когда мы читаем стихи, в которых на ярком контрасте изображаются положительные герои. Мы понимаем, что подобные стихи — это посыл к детям, к взрослым. Царские дети - это наглядный пример для подражания.

При описании внешнего вида каждого из членов царской семьи, писатель наблюдает гармонию внешнего и внутреннего облика своих персонажей. Для более точного изображения, писатель использует сравнения. Автор сравнивает детей с известными литературными образами, которые имеют положительные ассоциации.

Великие княжны как прекрасные внешностью и душой девушки, послушные, жизнерадостные и верные родителям и вере, дочери. Их сравнивают с цветами (с розами, с лилиями), с лучами солнца, с росой, струями ручья. Царевича Алексея мы видим, как сильного и мужественного мальчика, как надежного правителя и отрока-мученика. Казнь Царских детей рассматривается как безжалостное и нечеловеческое преступление. Писатели ужасаются и искренне жалеют о случившемся. Но подчеркивают, что даже когда к царским детям пришла смерть, они встретили ее с достоинством.

Итак, мы предлагаем рассмотреть собранные нами стихи русских классиков и современных авторов.

Великие Княжны

Царица не любила "праздных рук" -
Ей чужды были сплетни и безделье,
И девочек учила рукоделью,
Уборка в комнатах Своих - за слуг!

 

Отечеству Высокое служенье
Мать мудрая Им с детства привила.
Воспитывала Веру и смиренье, -
Смерть, дни мучительного заточенья -
Безропотно душа Их приняла!

 

Вовек тот день я не забуду,
Как мужичок смотрел Им вслед
И со слезами молвил люду:
"Как ласковы, нежнейший цвет!

О, точно солнышко скатилось,-
Все кланялись с любовью мне

Увидел - сердце осветилось.
Как хороши, сердечные!
Теперь бы умереть мне надо -
Такая сердцу вдруг отрада.

 3

Как лепестки чистейших лилий,
Как золотых лучей струна!
Вам платья из рассвета шили
Святые Ангелы, весна.

 Она порхала на полянах,
Ласкала хрупкую красу,
От ветров укрывалась рьяных,

 

В благоговении росу -
Слезу Пречистой собирала
Для убиения души,
И чтобы сердце восторгалось
Господнем пламенем в тиши.

 

В глазах Невест заря сияла,
Вам кланялись вослед цветы...
И вся земля возликовала,
Дивясь на Образ Чистоты!

 

Е. Васильева

Из поэмы “Любви небесной образ”

Четыре Царственные розы
 
От рук проклятых и ужасных
 Погибнуть были вы должны,

Четыре девушки прекрасных,
 Четыре русские княжны.
 
Ваш взор молитвенно лучистый,
Последний в жизни взгляд очей
 Сказал, что вы душою чистой
 Простить сумели палачей.
 
Одна беда была за вами –
 Любовью к Родине горя,
 Её вы были дочерями
 Как дщери русского царя.
 
Последний вздох, утихли слёзы,
 Исчезла жизни суета.
Четыре царственные розы
 Прошли сквозь райские врата.

Владимир Петрушевский

Ноябрь, 1923 г.

 

В багровом зареве закат шипуч и пенен,

Березки белые горят в своих венцах.

Приветствует мой стих младых царевен

И кротость юную в их ласковых сердцах.

Где тени бледные и горестные муки,

Они тому, кто шел страдать за нас.

Протягивают царственные руки,

Благословляя их к грядущей жизни час.

На ложе белом, в ярком блеске света,

Рыдает тот, чью жизнь хотят вернуть.

И вздрагивают стены лазарета

От жалости, что им сжимает грудь.

Все ближе тянет их рукой неодолимой

Туда, где скорбь кладет печать на лбу.

О, помолись, святая Магдалина,

За их судьбу, за их судьбу!

 

Сергей Есенин, 1916 г.

 

  1.1 Княжна Ольга

Эпиграф

 «Я русская и хочу жить в России»

«Очень начитанна», «замечательно умна», «хрустальная душа», «имела абсолютный слух», «любила уединение и книги». Так говорили о великой княжне Ольге, старшей дочери царя. Она родилась в ноябре 1895-го, через год после венчания родителей. Впервые причастилась после крещения, когда ей было 11 дней, в церкви Царскосельского дворца.

По характеру тонко чувствующая, не склонная к лидерству. Роль ведущей она охотно уступала сестре Татьяне, хотя та была младше на полтора года. Они одинаково одевались, спали в одной комнате, делились сердечными тайнами.

Ольгу называли «папина дочка». Если не могла ответить на вопрос, говорила: «Спросите у папы». Носила на шее медальон с портретом Николая II. Это изображение найдут потом в Екатеринбурге, в Ганиной Яме.

С мамой иногда случались размолвки. Александра Фёдоровна нашла ей жениха — румынского принца Карла. Ольга насмешливо звала его Карлушей. Когда зашла речь о замужестве, заявила: «Я русская и хочу жить в России». Ей оказывал внимание великий князь Дмитрий Павлович. Красавец, спорт­смен, храбрый офицер, он не скрывал своей неприязни к Распутину. Царица была категорически против такого зятя, и дочь смирилась с её волей.

В дневниках Ольга редко пишет «я», в основном «мы». Четыре сестры придумали себе общее «название» ОТМА — по первым буквам имён. Вместе играли в теннис, устраивали конные прогулки… Но боль, страдания, смерть были рядом. Тяжело болел маленький Алексей. Случались нервные приступы у матери. Осенью 1914 года великая княжна пошла работать медсестрой в лазарет.

«Ольга подавала нитки в иголки при первой ампутации, — писала царица мужу. — Один солдат умер прямо во время операции — такой ужас! Девочки выказали мужество, хотя никогда не видели смерти так близко… Как близка смерть!»

Отправляясь в Сибирь, княжна взяла с собой несколько икон, книги на русском и французском. Между страницами положила сухие цветы из Царского Села — напоминание о прежнем счастье.

Она не знала, что их ожидает, но, судя по некоторым поступкам, многое предчувствовала. В Тобольске сожгла почти все свои дневники, а незадолго до расстрела переписала в тетрадь «Молитву» — стихи, тайно переданные семье поэтом Сергеем Бехтеевым: «…И у преддверия могилы / Вдохни в уста Твоих рабов / Нечеловеческие силы / Молиться кротко за врагов!»

 














































Ольга

Ольга светозарная - красота Христова!
За народ свой падший умирать готова.
Жертвенный светильник, грех Руси вместив,
Вознеслась Ты к Богу, подданных простив.

 "Кротость", "Милосердье" - имена Твои...
Вслед моей молитве вторят соловьи.

На подоле неба - белое перо,
С крыльев уронила... Все от слез серо
На планете скорби... Нет Святых Невест!
Вот и разгулялось горе, зло окрест...








Е. Васильева

Из поэмы “Любви небесной образ”

 

Отец просил Вам передать

 

пересказ подлинных слов
 Великой Княжны Ольги

 

Отец просил Вам передать,
 Чтоб не мстили за него.
 Отец просил еще сказать:
 Он всех простил до одного.
 

Всех оправдал в своей душе,
 За всех он молится, скорбит.
 Но знает, что теперь уже
 Путь беззаконию открыт.
 

Зло будет множиться вокруг,
 Но победит не зло - любовь,
 И Солнца Правды чистый круг
 Над Русью воссияет вновь!













Владимир Невярович

«Отец просил передать всем тем, кто Ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь».
 
Великая Княжна Ольга Николаевна
 (отрывок письма из Тобольска)




Княжна Татьяна

Эпиграф

 «Пусть Божье благословение тебя защищает!»

Вторую дочь назвали Таней, как у Лариных в «Евгении Онегине». Но получилось не по Пушкину: мечтательной была Ольга, а Татьяна оказалась энергичной, отлично ездила верхом, шефствовала над уланским полком и гордилась этим.

Внешне она походила на Александру Фёдоровну и из всех сестёр была, пожалуй, ближе всех к матери. Придворные отмечали утончённую красоту Татьяны, аристократизм, решительность и практический ум. Когда царица болела, вторая дочь ведала распорядком в доме, иногда её в шутку звали гувернёром. Она часто сопровождала царя на прогулках. Сёстры знали: если папá нужно о чём-то попросить, лучше всех это сделает Таня.

В сентябре 1911-го у неё на глазах убили Петра Столыпина. Вместе с отцом она сидела в театральной ложе, когда прозвучали выстрелы. Девочка видела кровь на его кителе, слышала его последние слова… «На Татьяну это произвело сильное впечатление, она долго плакала», — писал Николай II своей матери.

В сентябре 1914-го по инициативе великой княжны соз­дали комитет помощи пострадавшим от войны. Генерал Мосолов вспоминал, что семнадцатилетняя дочь царя «активно, разумно и толково» участвовала во всех делах. Тогда же у неё проявился талант сестры милосердия. Она ассистировала при сложных операциях, уверенно и умело перевязывала тяжёлые раны. Доктора отмечали, что им редко приходилось встречать такую спокойную и ловкую хирургическую сестру.

Благодаря сильному характеру она стала опорой для матери. После ареста, в Сибири, ухаживала за ней: помогала одеваться, укладывала волосы, старалась отвлечь от тяжёлых мыслей. 31 декабря 1917 года подарила красивую тетрадь для дневника. Надписала: «Моей любимой дорогой мам с лучшими пожеланиями счастливого Нового года. Пусть будет Божье благословение с тобой и всегда тебя защищает!»

Вечером 16 июля 1918 года Татьяна допоздна читала Александре Фёдоровне Библию. Через несколько часов их разбудили, велели одеться и спуститься в подвал — якобы для переезда в другое здание, но сначала — для фотографирования. Всю семью выстроили в ряд. Позже участники казни говорили, что Татьяна встала рядом с царицей, поближе, — последнее, что она смогла сделать для мамы...

Татьяна

  Ангел белокрылый - нежная Татьяна.
Словно ландыш трепетна... Богом осияна.
Восхищает царственность. Ты - сосуд Любви...
Вдовы вслед шептали: "Нас благослови!"

Всех сирот согрела Горней теплотой,
Исцеляла чуткой, любящей рукой.
В белые одежды Солнца облеклась,
В небеса лебёдушкой чистой вознеслась.

Предстаёшь прекрасной, в золотом венце...
Русь осиротела... слезы на лице...

Е. Васильева

Из поэмы “Любви небесной образ”

 








Княжна Мария

Эпиграф

« Ужасно грустно, что не удалось приложиться к мощам святого»

Третью дочь считали похожей на деда — богатыря Александра III. В 18 лет она забавы ради поднимала своего учителя английского языка сухопарого Чарльза Гиббса. Статная русская красавица с роскошными волосами и большими глазами (в семье их ласково называли «Машкины блюдца»), она отличалась добродушием, простотой, умела найти общий язык с разными людьми — с офицерами, солдатами и даже с красногвардейцами.

В детстве ей рассказывали о небесной покровительнице — святой Марии Магдалине, которая осталась одна в пещере, где был похоронен Иисус, и первой увидела воскресшего Спасителя. Великая княжна тоже была не робкого десятка. В феврале 1917-го, когда в Петрограде началось вооружённое восстание, а царь ещё не вернулся с фронта, она не побоялась вместе с Александрой Фёдоровной выйти к воинам, которые их охраняли. Вдали слышались звуки выстрелов, бунтовщики могли напасть на дворец. «Царица и её дочь переходили от одной шеренги к другой, ободряя солдат, забыв о смертельной опасности, которой подвергались», — вспоминала фрейлина Анна Вырубова.

Позже, в Екатеринбурге, арестованная княжна общалась с конвоирами, набранными из местных рабочих. Их сальные шутки шокировали Ольгу и Татьяну, но Мария не терялась: спокойно и строго отвечала грубиянам. Одного охранника, Ивана Скороходова, она пыталась учить музыке.

14 июня, за месяц до расстрела, ей исполнилось 19 лет. Так хотелось сделать общее фото на память! Но конвоиры запретили. Скороходов в тот день приготовил ей подарок — хотел тайно пронести в дом Ипатьева именинный пирог. Его задержал чекистский патруль на входе. Пирог конфисковали, а парня чуть не посадили. Больше он не приходил.

Смелость и сила сочетались в Марии с мягкостью характера. «Машка, неси меня!» — звал больной цесаревич, когда хотел перебраться в другую комнату. А как горячо она молилась за брата! «Когда я вышла из комнаты Алексея после молитвы, у меня было такое чувство, будто я пришла с исповеди… Такое приятное, небесное ощущение», — писала она матери.

«Мы всегда радуемся, когда нас пускают в церковь, — сообщала подруге весной 1918 года. — Но ужасно грустно, что нам ни разу не удалось приложиться к мощам св. Иоанна Тобольского».

Кто её убил, точно не известно. По словам чекиста Медведева, после первого залпа уцелевшая Мария бросилась к запертой двери — дёргала, пыталась открыть. Тогда комиссар Ермаков разрядил в неё свой пистолет...

Мария

Очи бездонные - "блюдца Марии", -
В них - Небо плещется, вечность светится.
Ты, озаренная - жемчуг России!
В скорби слетаешь святой голубицей.

И расторгаются смерти оковы.
В помощь сестер призовешь для покрова:
Рядом - четыре райские Птицы, -
Как мне любовью Вашей напиться,

Что въявь живительный сладкий родник -
Путник усталый всей болью приник...
"Милость - Мария!" - Взывают уста, -
Имя Твоё - "Доброта", "Доброта!"

 

Е.Васильева

Из поэмы “ Любви небесной образ”

 










Княжна Анастасия

Эпиграф

  «Как забавно вооружены красногвардейцы!»

Даже на парадных фото в её глазах — смешинка, а губы, кажется, вот-вот улыбнутся. Невысокая, широкая в кости, малышка Анастасия ничуть не переживала из-за своего сложения, наоборот, подшучивала, называла себя «швыбзик».

Быть младшей — особое преимущество: всеми любимая «кубышка», «солнышко», «пострелёнок» имела максимальную свободу. В четыре года залезала под стол и щипала за ноги великих князей (за это влетало от папы). В парке легко карабкалась на высокое дерево и отказывалась спускаться. Пряталась в буфете от докторов. Раскрашивала лицо цесаревича на манер индейца клубничным соком. Надевала накладные зубы и всех пугала. А ещё любила есть шоколад, рисовать и качаться на качелях.

Она быстро поняла свою роль в доме — быть источником веселья, разряжать обстановку. Скорбная мама, строгая Татьяна, задумчивая Ольга не выдерживали и начинали смеяться, глядя на её комические импровизации. Но главным её поклонником стал маленький Алексей. «Тебе нужно играть в театре», — говорил он. Настя сразу принимала официальный вид: «Нет. У меня другие обязанности».

Когда цесаревич болел, она часами сидела у его кровати, читала вслух, рассказывала истории, которые тут же, на ходу придумывала, и в каждой после всех перипетий побеждало добро.

Когда семью арестовали, ей было 15 лет. В Тобольске пилила с отцом брёвна, каталась с ледяной горы, играла для родных комедийные пьески. Каждый день находила повод для радости и делилась ею в письмах: «Теперь чудная погода, солнце так хорошо светит!», «Я больше всех загорела, прямо акробатка!», «Упала с качелей — такое замечательное было падение!»

«Как забавно вооружены красногвардейцы — прямо увешаны оружием, всюду что-нибудь висит или торчит», — писала она родителям весной 1918-го. «Мы ужасно хорошо устроили иконостас к Пасхе!» А в конце письма: «Милые, дорогие, как вас жалеем. Верим, что Господь поможет своим!!!»

После расстрела царской семьи в Екатеринбург вошли белые. В доме Ипатьева, в комнате, где жили великие княжны, следователи нашли рисунок Анастасии: две берёзы и между ними — пустые детские качели.

 

Анастасия

Сказочно и несказанно просто
Искрами у детского лица
Отражались розовые звёзды
В окнах Ливадийского дворца.

 

Чередой фигур, поклонов, пауз
Длился бал в слепящей красоте,
И дарил свой вальс маэстро Штраус
Русской императорской чете.

 

Но другую, странную Россию,
Спящую средь пашен и морей,
Помнила княжна Анастасия,
Младшая из царских дочерей.

 

Помнила за стенами вагона
Величавый шум людской волны,
Помнила, как поезд брал с разгона
Вёрсты нескончаемой страны.

 

...По железу скреп имперской мощи
Прогремела дикая война.
За окном кровавый флаг полощет,
Тихо плачет младшая княжна:

 

Не о прошлом... прошлое не судят
Дети царской крови голубой,
А о том... о том, что дальше будет,
Родина несчастная, с тобой.

Димитрий Кузнецов

2017 г.

 




















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: