Понятие, сущность, функции и основные принципы международного права

Основы международного права

Международное право – это отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующая взаимоотношения между государствами и иными субъектами международного общения.

Предметом правового регулирования международного права являются межгосударственные и немежгосударственные отношения (международные отношения).

К межгосударственным относятся отношения:

- между государствами;

- между государствами и нациями, борющимися за независимость.

Международными немежгосударственными являются отношения:

- между государствами и международными организациями, а также государствоподобными образованиями;

- между международными организациями;

- между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой; - между физическими и юридическими лицами.

Функции международного права.

стабилизирующая. С помощью норм международного права устанавливается определенный международный правопорядок, устанавливаются общеприемлемые стандарты поведения в различных сферах взаимоотношений;

регулятивная. Проявляется в принятии государствами твердо установленных правил межгосударственного общения и сосуществования. Регулируя общественные отношения, международные правовые нормы наделяют участников международных отношений определенными правами и обязанностями;

охранительная. Проявляется в сложившемся механизме международной правовой защиты законных прав и интересов государств. Международное право содержит нормы, побуждающие государства следовать определенным правилам поведения, установившимся в результате их многовекового общения. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом.

Общие принципы международного права:  суверенное равенство государств и уважение прав, присущих суверенитету;

- неприменение силы или угрозы силой;

- территориальная целостность государства;

- нерушимость границ;

- разоружение;

- международно-правовая ответственность в международном праве.

- невмешательство во внутренние дела государства;

- сотрудничество государств;

- добровольность выполнения международных обязательств;

- уважение прав человека;

- право народов и наций на самоопределение.

Суверенное равенство государств и уважение прав, присущих суверенитету означает, что все государства на международной арене равны. Это соответствует статье 18 Конституции Республики Беларусь, в которой говорится, что в своей внешней политике Республика Беларусь исходит из принципов равенства.

Неприменения силы или угрозы силой также соответствует статье 18 Конституции Республики Беларусь и означает, что все государства международные споры должны разрешать только мирным путем.

Территориальная целостность государства означает, что никто не имеет права без соответствующего на то решения государства распоряжаться его территорией.

Нерушимость границ соответствует статье 18 Конституции Республики Беларусь и означает, что никто (ни физические, ни юридические лица) не имеет права без соответствующего на то разрешения государства пересекать их границу.

Разоружение означает, что все государства должны стремиться к такому международному сожительству, чтобы вооруженные силы никогда не понадобились для защиты их суверенитета.

Это соответствует статье 18 Конституции Республики Беларусь, в которой говорится, что Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным.

Международно-правовая ответственность означает, что нарушение международно-правовых норм влечет за это наказание, применение санкций.

Виды ответственности государства: - нематериальная; - материальная.

К нематериальным относятся:

1) сатисфакция;

2) ресторация.

Сатисфакция – действие государства-нарушителя, направленное на восстановление чести и достоинства потерпевшего государства. Она осуществляется в следующих формах:

– извинение от имени главы государства и главы правительства государства-нарушителя;

– отзыв должностного лица, оскорбившего другое государство, привлечение его к ответственности по национальному законодательству.

Ресторация – восстановление нарушенных прав (вывод войск с территории оккупированного государства). Государство также может применить контрмеры (ответные меры) в ответ на нарушение международного обязательства в форме реторсии или репрессалий.

Реторсия – ответная мера, аналогичная по объему и содержанию той, которую применило государство-нарушитель. (Например, повышение таможенных пошлин в ответ на их повышение другим государством).

Репрессалии – индивидуальные принудительные меры потерпевшего государства в ответ на нарушение международного обязательства (приостановление экономических соглашений с государством нарушителем, разрыв дипломатических отношений с отзывом дипломатического представительства и т.д.). Применение вооруженных репрессалий – военных действий против государстванарушителя запрещается.

К материальной ответственности относятся:

1) репарация (денежное возмещение ущерба);

2) реституция (возвращение вывезенных культурных и иных ценностей).

Если культурные ценности уничтожены или испорчены применяется субституция – замена предметами, аналогичными по стоимости, либо денежное возмещение.

Решение о введении санкций против государства-нарушителя принимает Совет Безопасности ООН. Резолюция считается принятой, если за нее проголосовало 5 постоянных членов и 4 непостоянных.

В санкциях против нарушителя участвуют все государства.

Если такие санкции не помогают, Совет Безопасности ООН принимает резолюцию о введении военных санкций (применение вооруженных сил ООН). Впервые военные санкции были применены в 1991 г. к Ираку за агрессию против Кувейта.

После прекращения международного преступления государство-нарушитель привлекается в нематериальной и материальной ответственности, а физические лица- исполнители к уголовной ответственности.

Суд осуществляет Международный трибунал.

Впервые такой суд был создан на основе Лондонского соглашения от 8 августа 1945 г., заключенного СССР, Англией, и Францией для суда над главными военными преступниками ІІ мировой войны.

В 1993 г. на основе резолюции 827 Совета Безопасности ООН утвержден Международный трибунал для суда над лицами, виновными в грубых нарушениях международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии.

К 2001 г. Международный трибунал приговорил 7 человек к различным срокам лишения свободы за этнические чистки, убийства гражданского населения в период вооруженных конфликтов в Боснии, Хорватии, Герцеговине в 1992–1994 гг.

В 1998 г. принята Конвенция о Международном уголовном суде, вступившая в силу в 2002 г., юрисдикция которого будет распространяться на такие преступления, как агрессия, военные преступления, геноцид, преступления против человечества.

Невмешательство во внутренние дела государства соответствует статье 18 Конституции Республики Беларусь и означает, что поскольку Республика Беларусь не вмешивается в дела других государств, то и другие государства не должны вмешиваться во внутренние дела Республики Беларусь.

Сотрудничество государств означает, что все государства на международной арене должны взаимовыгодно сотрудничать друг с другом в экономических и политических целях.

Добровольность выполнения международных обязательств означает, что каждое государство подписывает тот или иной международный договор или соглашение только добровольно и поэтому эти взятые обязательства государство добровольно выполняет.

Уважения прав человека означает, что обеспечение прав и свобод граждан любого государства является высшей целью этого государства.

Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий.

Государство гарантирует права и свободы граждан, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Право народов и наций на самоопределение означает, что все народы и нации могут самостоятельно определять исторический ход своего развития, могут объединяться с другими государствами и народами, могут образовывать самостоятельные государства, вплоть до отделения от уже существующих государств.

Международное гуманитарное право является одним из институтов международного права.

Под международным гуманитарным правом понимается система юридических норм, регулирующих как международные, так и немеждународные отношения при вооруженных конфликтах, устанавливающих принципы, взаимные права и обязанности субъектов международного права по запрещению или ограничению применения определенных средств и методов ведения вооруженной борьбы и ответственность за нарушение этих принципов и норм.

Международное гуманитарное право основано на интересах, которые государства согласовывают на международном уровне для усиления защиты от последствий войны, в условиях когда национальные законодательные системы являются недостаточно эффективными.

Международное гуманитарное право выполняет следующие функции:

– организационную; – превентивную; – защитную.

Организационная функция обеспечивает упорядочение отношений между сторонами вооруженных конфликтов.

Превентивная функция обеспечивает ограничение суверенитета государств-участников в части применения определенных средств, способов и методов ведения войны.

Защитная функция обеспечивает предоставление покровительства (защиту) различным категориям граждан.

Принципы международного гуманитарного права как таковые в едином международном нормативном правовом акте не закреплены. Они выводятся из ряда конкретных правовых норм, закрепленных в различных международных документах.

Принципы международного гуманитарного права:

– гуманность;

– недопустимость дискриминации;

– ответственность за нарушение норм и принципов международного гуманитарного права;

– ограничения воюющих в выборе средств вооруженной борьбы; – защита окружающей среды.

Принцип гуманности в международном гуманитарном праве означает запрещение применения такого военного насилия, которое не является необходимым для целей войны. Это один из самых старейших принципов. В Санкт-Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль от 11 декабря 1868 г. говорилось о необходимости установления «технических границ, в которых потребности войны должны оставаться перед требованиями человеколюбия», а «успехи цивилизации должны иметь последствием уменьшение по возможности бедствий войны».

Принцип гуманности является обобщенным принципом международного гуманитарного права. Другие принципы только конкретизируют данный принцип, продолжают его.

Принцип гуманности распространяется на все стороны поведения воюющих. В ст. 13 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г. излагается требование для воюющих – «всегда обращаться гуманно» с военнопленными. Женевская конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях 1949 г. устанавливает обязанность обеспечить раненым и больным необходимый уход, оградить их от ограбления и дурного обращения и т.д. Ст. 1 Дополнительного протокола 1 содержит положение о необходимости исходить воюющим сторонам «из принципов гумманости».

Принцип недопустимости дискриминации означает, что воюющие стороны при любых обстоятельствах не должны в своих действиях допускать дискриминацию, т.е. изменять свое отношение к воюющим по причинам расы, цвета кожи, религии, пола, имущественного положения и т.д.

В ст. 9 Дополнительного протокола 1 устанавливается, что этот протокол направлен на защиту всех лиц «без какого-либо неблагоприятного различия по причинам расы, цвета кожи, пола, языка, религии или веры, политических или других убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или другого статуса, либо любых аналогичных критериев».

В ст. 3 каждой их четырех Женевских конвенций 1949 г. в числе минимума прав, который должен быть гарантирован жертвам войны, названо гуманное обращение без всякой дискриминации.

Под принципом ответственности за нарушение норм и принципов международного гуманитарного права понимается установленная международно-правовая ответственность государств и физических лиц за нарушение этих норм и принципов.

В соответствии с этим принципом и в соответствии с п. 1 статей 49, 50, 129, 146 всех четырех Женевских конвенций 1949 г., государства-участники должны «ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения» Женевских конвенций.

В соответствии с п. 3 статей 49, 50, 129, 146 всех четырех Женевских конвенций 1949 г. государства-участники должны предпринимать все необходимые меры для пресечения серьезных нарушений и всех иных действий, противоречащих их положениям. Конкретные наказания за несоблюдения этих положений Женевскими конвенциями для физических лиц не определены. Эти наказания могут быть установлены государствами-участниками в своем национальном законодательстве и предусматривать дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

В ст. 12 третьей Женевской конвенции закреплено, что «независимо от ответственности, которая может пасть на отдельных лиц, держащая в плену Держава несет ответственность за обращение с военнопленными».

Под принципом ограничения воюющих в выборе средств вооруженной борьбы понимается, что «в случае вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным» (п. 1 ст. 35 Дополнительного протокола 1).

Данный принцип впервые был сформулирован в Санкт-Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль от 11 декабря 1868 г. В этой декларации говорилось, что «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении военных сил неприятеля» и что для достижения этой цели «достаточно выводить из строя наибольшее, по возможности, число людей».

Под принципом защиты окружающей среды понимается такое ведение военных действий, при которых проявляется забота о защите природной среды от обширного, долговечного и серьезного ущерба. Эта защита включает запрещение использования методов или средств ведения войны, которые имеют целью причинить такой вред и тем самым нанести ущерб здоровью или выживанию населения.

Принципы, обеспечивающие защиту прав участников вооруженных конфликтов:

- защиты прав;

- неприкосновенности лиц, прекративших принимать непосредственное участие в боевых действиях;

- неприкосновенности некомбатантов;

- ненападения;

- ограничения по объектам.

Принцип защиты прав означает, что государства должны как на национальном, так и международном уровне обеспечить защиту всех лиц (комбатантов и некомбатантов), оказавшихся в их власти.

При выполнении этого принципа необходимо учитывать, что:

– пленный находится не во власти войск, захвативших его, а во власти государства, к которому относятся эти войска;

– государство несет ответственность за лиц, захваченных ими в плен;

– военнопленные, так как они лишены естественной защиты, должны быть обеспечены международной защитой.

Под естественной защитой понимается защита государства гражданином которого является данное лицо. Под международной защитой – защита державы покровительницы или Международного комитета красного креста (МККК).

Принцип неприкосновенности лиц, прекративших принимать непосредственное участие в боевых действиях, означает, что:

– убивать можно только солдата, который сам готов убивать. Павший на поле боя неприкосновенен, так же как и противник, сдающийся в плен, имеет право на сохранение жизни.

– каждый, в том числе и противник, имеет право на жизнь, физическую и психическую неприкосновенность, на уважение всего, что является неотъемлемой частью его личности.

К лицам, прекратившим принимать непосредственное участие в боевых действиях, относятся: раненые, больные, военнопленные, парламентеры и т.д.

Принцип неприкосновенность некомбатантов означает, что к лицам, личному составу (медицинский персонал, духовенство и т.д.), оказывающих помощь своим вооруженным силам, непосредственно не участвующих в боевых действиях, не может применяться оружие, и эти лица должны пользоваться уважением и покровительством со стороны противника при всех обстоятельствах, за исключением их непосредственного участия в боевых действиях.

Принцип ненападения означает, что гражданское население, а также отдельные граждане не должны являться объектами для нападения.

Принцип ограничения по объектам означает, что боевые действия должны вестись только с войсками и в отношении тех объектов, где эти войска расположены.

Еще в Санкт-Петербургской декларации об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль от 11 декабря 1868 г. говорилось, что «единственная законная цель, которую должны иметь государства во время войны, состоит в ослаблении сил неприятеля».

Первоначально этот принцип развивался только как принцип, ограничивающий воюющих в выборе средств и методов ведения войны, а затем уже как принцип, направленный на усиление защиты гражданского населения.

Этот принцип означает следующее:

– нападения должны быть строго ограничены военными объектами;

– нападения на необороняемые местности и объекты гражданского назначения запрещаются;

– враждебные акты, направленные против зданий, где проводятся научные исследования или расположены благотворительные учреждения, против исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культов, которые составляют культурное или духовное наследие, запрещаются;

– нападения на установки и сооружения, если это может вызвать освобождение опасных для гражданского населения сил запрещаются;

– гражданское население не должно использоваться для защиты военных объектов от нападения.

Международное право подразделяется на отрасли. Отрасли международного права регулируют крупные сферы международных отношений определенного вида и представляют собой совокупность международно-правовых институтов и норм, регулирующих относительно обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием.

В международном праве сформировались следующие отрасли права:

- право международной правосубъектности (регламентирует правовое положение государств, наций и народов, борющихся за независимость, международных организаций и государствоподобных формирований как субъектов международного права и включает в себя также институты признания и правоприемства);

- право международных договоров;

- право международных организаций;

- право международных конференций и совещаний;

- право внешних сношений;

- право международной безопасности;

- международное гуманитарное право;

- международное право в период международных конфликтов; - право международного сотрудничества в борьбе с преступностью;

- международное морское право;

- международное воздушное право;

- международное космическое право;

- международное атомное право; - право охраны окружающей среды; - международное экономическое право.

Ученые подразделяют международное право на: международное публичное право и международное частное право.

Международное публичное право регулирует отношения между государствами и другими субъектами международного общения.

Международное частное право регулирует гражданскоправовые, брачно-семейные, трудовые и иные отношения с участием иностранных предприятий и граждан.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: