I. «Человек-природа». Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа «человек-природа».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек природа» являются:
· животные, условия их роста, жизни;
· растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
· изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
· выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
· проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий «человек-природа»:
· развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
· поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т. п.
II. «Человек-техника». Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями «человек-техника».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек техника» являются:
· технические объекты (машины, механизмы);
· материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
· создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
· эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
· ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «человек-техника»:
· хорошая координация движений;
· точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие;
· развитое техническое и творческое мышление и воображение;
· умение переключать и концентрировать внимание;
· наблюдательность.
III. «Человек-знаковая система». Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т. п., то знакомьтесь с профессиями типа «человек -знаковая система». Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» являются:
· тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
· цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
· чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
· звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий «человек-знаковая система»:
· хорошая оперативная и механическая память;
· способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
· хорошее распределение и переключение внимания;
· точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
· усидчивость, терпение;
· логическое мышление.
IV. «Человек-художественный образ».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек знаковая система» является:
· художественный образ, способы его построения.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
· создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
· воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
· размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий «человек-художественный образ»:
· художественные способности; развитое зрительное восприятие;
· наблюдательность, зрительная память; наглядно-образное мышление; творческое воображение;
· знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
V. «Человек-человек».
Предметом труда для представителей большинства профессий типа «человек человек» являются:
· люди.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
· воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
· медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
· бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
· информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
· защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий «человек-человек»:
· стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
· устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
· доброжелательность, отзывчивость;
· выдержка;
· умение сдерживать эмоции;
· способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
· способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
· способность владеть речью, мимикой, жестами;
· развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
· умение убеждать людей;
· аккуратность, пунктуальность, собранность;
· знание психологии людей.
Учитель. Существует еще множество методик познания себя, как будущего профессионала, но, к сожалению, в рамках урока мы не сможем охватить все. Если данная тема вас заинтересовала, то мы обязательно продолжим ее в другой раз. В конце урока я раздам брошюры «Основные ошибки при выборе профессии».
В заключение нашей встречи хочется дать несколько советов тем, кто выбирает профессию сегодня.
1. Необходимо узнать не только о радужной стороне профессии, но и о теневой. Врач – это не только белоснежный халат, выход из операционной навстречу признательным родственникам. Стоптанные башмаки терапевта от десятков ежедневных вызовов - это тоже медицинская помощь.
2. Выбирая профессию, ты выбираешь и образ жизни. Судьба актера, спортсмена, строителя неотделима от поездок. Один человек не выносит монотонности. Другой не терпит суеты, постоянных перемен. Все это надо учитывать.
3. Возьми за правило: мечтать о большом, но радоваться пока малому. «Не сразу Москва строилась». Претендовать сразу на должность директора завода бессмысленно. Все знают, что квалифицированные директора заводов и универмагов получились как раз из тех, кто прошел всю служебную лестницу снизу вверх, от станка и от прилавка.
Выбор профессии – это очень важное событие в жизни каждого человека. Но какую бы профессию вы не выбрали, вам всегда будут нужны знания, полученные в школе. Поэтому постарайтесь уже сейчас определить область ваших интересов, больше читайте, набирайтесь опыта и знаний. Для этого нужно пробовать себя в различных областях, узнавать себя, изучать себя, наблюдать за собой, знать свои сильные и слабые стороны.
Приложение к уроку.