Вопросы 1,2,3, входящие в I содержательный блок диагностической методики, отражают такой показатель мотивации как личностный смысл учения.
Вопросы 4,5,6, входящие во II содержательный блок методики, характеризуют другой показатель мотивации - способность к целеполаганию.
III содержательный блок анкеты (7,8,9 вопросы) указывает на различные виды мотивов.
Каждый вариант ответа в вопросах названных блоков наделен определенным балльным весом в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе. А именно:
внешний мотив (В) | - 0 баллов |
игровой мотив (И) | - 1 балл |
получение отметки (О) | - 2 балла |
позиционный мотив (П) | - 3 балла |
социальный мотив (С) | - 4 балла |
учебный мотив (У) | - 5 баллов |
Таблица 7
Ключ для I, П, III показателей мотивации
Варианты ответов | Номера предложений, виды мотивов и баллы, им соответствующие | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||||
мотив | оценка | мотив | Оценка | мотив | оценка | мотив | Оценка | мотив | оценка | мотив | оценка | Мотив | оценка | мотив | оценка | мотив | Оценка | |
а) | С | 4 | В | 0 | У | 5 | У | 5 | П | 3 | У | 5 | П | 3 | П | 3 | В | 0 |
б) | У | 5 | С | 4 | О | 2 | С | 4 | У | 5 | И | 1 | П | 3 | П | 3 | П | 3 |
в) | У | 5 | С | 4 | П | 3 | П | 3 | У | 5 | В | 0 | У | 5 | О | 2 | П | 3 |
г) | С | 4 | У | 5 | П | 3 | У | 5 | П | 3 | П | 3 | В | 0 | У | 5 | У | 5 |
д) | П | 3 | С | 4 | У | 5 | П | 3 | В | 0 | П | 3 | У | 5 | В | 0 | П | 3 |
е) | П | 3 | - | - | О | 2 | С | 4 | О | 2 | - | - | О | 2 | И | 1 | И | 1 |
ж) | П | 3 | - | - | - | - | С | 4 | И | 1 | - | - | И | 1 | - | - | П | 3 |
з) | - | - | - | - | - | - | В | 0 | - | - | - | - | - | - | - | - | У | 5 |
I | II | III | ||||||||||||||||
Показатели мотивации |
Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбирать 2 варианта ответов.
Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. I, II, III показатели мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной таблице можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации старшеклассников.
Таблица 8
Оценочная таблица
Уровень мотивации | Показатели мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации | ||
I | II | III | ||
I | 26-29 | 24-28 | 24-28 | 72-85 |
II | 21-25 | 18-23 | 18-23 | 55 – 71 |
III | 18-20 | 12-17 | 14-17 | 42- 54 |
IY | 15-17 | 8-11 | 9-13 | 30-41 |
Y | до 14 | до 7 | до 8 | до 29 |
Выделяются следующие итоговые уровни мотивации школьников на момент окончания 11-го класса:
I - очень высокий уровень мотивации учения;
II - высокий уровень мотивации учения;
III- нормальный (средний) уровень мотивации учения;
IY - сниженный уровень мотивации учения;
Y - низкий уровень мотивации учения.
Кроме того, уровни мотивации по I блоку показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл учения. Уровни мотивации по II блоку свидетельствуют о степени сформированности у учащихся способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей мотивации позволит сделать вывод об эффективности педагогической работы по формированию личностного смысла учения и способности к целеполаганию, а также сформулировать соответствующие коррекционно-развивающие задачи.
III блок анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферы, что позволит сделать выводы о преобладании тех или иных мотивов учения.
Приложение 1
Методика «Неоконченные предложения»
Цель: определение направленности интересов школьников
Оборудование: индивидуальные бланки для испытуемых с напечатанными незаконченными предложениями:
Ход работы:
Учащегося просят закончить начатые предложения так, как он считает нужным. При фронтальном проведении методики у каждого испытуемого должен быть свой бланк, который пронумерован тем числом, под которым фамилия ребёнка стоит в журнале (№ написан на обратной стороне листа). Бланки раздаются заранее.
1. Весёлый урок – это …
2. Возможность пообщаться на уроке с одноклассниками…
3. Я думаю, что отметка…
4. Урок должен быть…
5. Для меня выбор будущей профессии….
6. Я не хочу, чтобы в школе…
7. Меня волнует, что…
8. Часто мечтаю о том, чтобы…
9. Мои интересы связаны…
10. Я бы хотел(а)…
Обработка:
Первые 5 предложений имеют заданную направленность выражаемых интересов:
1 – э моциональный (бессодержательный),
2 – с оциальный,
3 – направленность на личные д остижения,
4 – у чебный (познавательный),
5 – пр офессиональный.
Последующие 5 предложений не имеют однозначной направленности, её должен определить сам испытуемый, заканчивая предложения.
Приложение 2
Методы исследования познавательных особенностей
Методы исследования памяти