Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления

Содержание.

 

 

Введение……………………………………………………………………...3

 

 

1. Роль Литературно-музыкальной композиции в воспитании подрастающего поколения………………………………………………….4

 

2. Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления……………………………………………………………….6

 

Заключение………………………………………………………………..8

   

Список используемой литературы……………………………………....9

 

Введение.

 

    На рубеже 20 и 21 веков разрушительные тенденции в обществе опасно усилились. Распадаются государства; редкостью становятся благополучные, прочные семьи; люди перестают стремиться к контактам между собой, предпочитая проводить время у телевизора или компьютера. Последствия этих обстоятельств гибельны для человечества: войны, искалеченные судьбы, увлечение наркотиками, бездуховность, утрата культурных ценностей. Необходимо серьезное противостояние такому положению вещей, и многое в этом направлении способны сделать преподаватели дисциплин эстетического цикла.

    Мы должны построить свою работу так, чтобы мировосприятие учащихся развивалось: целостно, чтобы они ощущали единство с окружающим миром. Это поможет будущему поколению существовать в гармонии, создавать вокруг себя гармоничную новую реальность.

Одна из причин возникших проблем связана с обилием информации, получаемой современными школьниками. Уровень интеллекта детей но этой причине растет очень быстро, опережая духовность. Разум, не опирающийся на высокие чувства, легко может стать разрушительной силой, Поэтому совершенно необходимо обратить серьезное внимание преподавателей, работающих с детьми и подростками, на более полное использование резервов эстетического воспитания. Именно в этом мы видим возможность изменения ситуации в лучшую сторону.

 

Роль Литературно-музыкальной композиции в воспитании подрастающего поколения.

    В последние десятилетия эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования осуществлялось в условиях обособленности занятий разными искусствами друг от друга. В рамках пашей работы мы доказываем, что оптимальным является путь преподавания искусен* в синтезе на примере литературы и музыки.

Особенно важно вести планомерную работу по эстетическому воспитанию школьников с использованием интеграции искусств, так как это будет способствовать воссоединению целостности их мировосприятия, нарушенной тенденцией к «клиповости» мышления (причиной которой является как влияние масс-культуры, так и недостаточная скоординированность отдельных дисциплин в школах, в том числе музыкальных).

    Произведения, относящиеся к синтетическим жанрам искусства — опера, песня, романс — традиционно включались в программу по предмету «Музыкальная литература» и, разумеется, по классу вокального ансамбля, хора, сольного пения. И это не случайное совпадение. Причина кроется, прежде всего, в том, что речевой опыт детей обычно богаче музыкального, и они нуждаются в пояснениях, художественных ассоциациях, литературно- музыкальных аналогиях, пока не научатся мыслить музыкальными образами.

    До сих пор возможности синтеза литературы с музыкой в процессе эстетического воспитания использовались весьма ограниченно. Так, ни одной предметной программой из числа используемых преподавателями большинства музыкальных школ не предусмотрено формирование у детей понятия об общих законах искусства. Музыка выступает практически обособленно от текста или сюжета произведения синтетического жанра (из числа входящих в программы по классу хора, вокального ансамбля, сольного пения, музыкальной литературы, аккомпанемента). Детям не предлагают, к примеру, сравнивать сочинения различных композиторов на один и тот же текст, анализируя общее и различное, делая выводы и т.п. Следствием является непродуктивная работа преподавателя, слабые, разрозненные знания учащихся по названным предметам. На занятиях по хору, вокальному ансамблю, вокалу, сольфеджио внимание детей редко специально обращается на речевую природу вокальной интонации, на уроке спец инструмента - присутствие этой интонации в инструментальных мелодиях. Из-за этого страдает невыразительностью исполнение репертуарных произведений, разрушается художественный образ. Результат такой тенденции - возникновение в сознании детей представления о «ненужности» им того или иного предмета, непонимание практического значения приобретаемых знаний, умений и навыков, возможности их применения на других уроках; в разнообразных жизненных ситуациях.

    По моему убеждению, оптимизировать процесс эстетического воспитания школьников может литературно-музыкальная композиция - творческий процесс, результатом которого становится создание произведения, сиитезируещего оба вида искусства. Принципиально важным, на мой взгляд, является использование литературно-музыкальной

композиции преподавателями всех предметов детской музыкальной школы, как на уроках, так и во внеклассной работе: постановке музыкальных спектаклей, проведении лекций-концертов, тематических классных часов и т.п.

 

 

Литературно-музыкальная композиция как вид театрализованного представления.

    Литературно-музыкальная композиция рассчитана не на одного, а на многих и разного плана актеров и исполнителей, а часто в ней принимает участие и несколько художественных коллективов. В современной литературно-музыкальной композиции широко используются все средства выразительности современных искусств, и это не может не определять ее видовую специфику.

    Понять литературно-музыкальную композицию как сложившийся вид театрализованного представления можно лишь при сравнении, сопоставлении с другими видами и разновидностями явлений данного рода.

Есть принципиальная разница между агитационно-художественными представлениями, тематическим театрализованным концертом и литературно-музыкальной композицией. Различия эти весьма существенны - они связаны как с первоисточником, системой выразительных средств, композиционной структурой, так и с принципами подхода к материалу, с методами работы, с процессом творчества, наконец.

    Главнейшие отличительные, именно видовые особенности здесь совершенно точно отражены в самом названии. Литературная - это значит, что в основе сценария лежит художественная, а также публицистическая и научная литература. Еще может использоваться документальный материал, но при этом непременно доминирует материал литературный и музыкальный.

Музыкальной называют композицию потому, что музыка в такого вида представлениях не является лишь художественно-выразительным средством. Она наравне с литературным материалом (иногда в большей, а иногда чуть в меньшей степени) оказывается частью действенной структуры каждого звена, каждого цикла представления, а, следовательно, и драматическим элементом последнего.

    В театрализованных представлениях вообще и в литературно-музыкальной композиции в частности композиционное построение смыкается с творческим монтажом. Монтаж связан здесь с содержательной сущностью произведения, со спецификой творческого процесса.

Еще одной важной для любого театрализованного представления чертой монтажа является: при сближении, соединении разнородного материала на стыках его создаются новые оттенки смысла, углубляется содержание, заостряется смысл куска, эпизода.

Так монтажный прием "стыка", служивший поначалу лишь техническим средством соединения художественных текстов (стихотворных и прозаических), стал художественным приемом, способствующим более углубленному, порой философскому переосмыслению текста.

Но творческий монтаж имеет место и в кино, и в художественной прозе, и в драме, и в стихах, и нет оснований только по этому свойству соединять воедино разные виды и роды искусства.

    Литературно-музыкальная композиция - это один из видов театрализованного представления, где органически сочетаются главным образом литературно-художественные и музыкальные элементы, с тем чтобы целенаправленно и наиболее продуктивно воздействовать на ум и чувства зрителя.

 

Заключение.

    Создание литературно-музыкальной композиции, будучи процессом самостоятельным и творческим, тем не менее, тоже обусловлено уже созданной литературой и потому должно являться результатом углубленного изучения произведений искусства и всего того, что с ними так или иначе связано.

При этом тема не может быть определена здесь заранее, как и при работе над сценарием любого театрализованного представления. Сценарист планирует, как правило, лишь общую тематическую направленность, исходя из события, которое надо отметить, из даты, которой посвящается конкретная литературно-музыкальная композиция.

    Драматический конфликт в литературно-музыкальной композиции отражает, как правило, основные идейно-философские связи между явлениями действительной жизни, формы этих связей и направления развивающихся процессов.

Процессы действительности моделируются в драматическом конфликте, конкретно выражаемом в композиционной структуре, благодаря особому сочетанию разнородных элементов, завершенных внутри себя и в то же время взаимосвязанных и имеющих своеобразный единый ритм. Все представление благодаря этому делается как бы единым живым организмом, ему придается живое биение "оценивающей и усваивающей мысли".

    Литературно-музыкальная композиция, как и любое театрализованное представление, состоит из номеров и эпизодов. Но специфика именно литературно-музыкальной композиции проявляется в том, что номера в ней особенно тесно стыкуются друг с другом и создается впечатление их слитности, а порой даже размытости. Это, в сущности, так и есть. Монтаж здесь преобладает, царит над всем, и он диктует в большинстве случаев именно такую слитность.

Список литературы.

1. Борев Владимир Видио: техника, досуг, культура. Записки эксперта-искусствоведа. - М.-1990.

2. Генкин Д.М., Конович А.А. Массовые театрализованные праздники и представления.- М.-1985.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: