КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ
ОТЧЕТ
по производственной практике (преддипломной)
Обучающийся Сагидуллина З.И. 17.1-527 __________
(ФИО, группа) (подпись)
Руководитель практики
на кафедре канд.психол.н., доц. Ахметзянова А.И.
(должность, ФИО)
Оценка за практику______________________ ________________________
(подпись руководителя практики)
Дата сдачи отчета 21.04.2020
Казань – 2020г.
Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Производственная практика (преддипломная) проходила с 23.03.2020 по 18.04.2020 на базе Института психологии и образования КФУ, кафедра психологии и педагогики специального образования.
Цель производственной практики: Преддипломной - подготовка к защите выпускной квалификационной работы; формирование профессиональных компетенций бакалавров, ориентированных на углубление студентом первоначального профессионального опыта, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности.
Основная часть
· описание организации работы в процессе практики,
· описание выполненной работы в соответствии с индивидуальными заданиями и программой практики,
· описание практических задач, решаемых обучающимся за время прохождения практики
Практика включала в себя три этапа: На ориентировочном этапе практики руководителем по практике от Университета была организована установочная конференция, где проводился инструктаж по технике безопасности и правилам охраны труда, была заполнена соответствующая документация. На конференции студенты знакомились с задачами и организацией практики, сроками выполнения индивидуальных заданий на каждом из этапов. Здесь же руководитель практики сообщил конкретные требования к выполнению программы практики, были назначены старшие групп из числа студентов, в обязанности которых входит общая организация работы группы, выполнение поручений руководителя практики.
На основном этапе был проверен текст ВКР в системе Антиплагиат. Подготовлены текст доклада и презентация для предзащиты ВКР. Представлены на кафедру текст ВКР, рецензия с места проведения эмпирического исследования, пройдена предзащита ВКР, исправлены замечания, полученные на предзащите, оформлен итоговый текст ВКР, подготовлен PDF формат итогового варианта ВКР для размещения в системе «Студент», подготовлен список публикаций, включенных в апробацию ВКР.
На заключительном этапе оформлена отчетная документация по результатам прохождения практики. Руководителем по практике от Университета провел итоговую отчетную студенческую конференцию, где студенты выступили с отчетами о результатах прохождения практики. На конференции была дана общая оценка деятельности студентов, внесены предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов, проанализирован уровень сформированности профессиональных компетенций.
Заключение
В результате прохождения производственной практики (преддипломной) были приобретены следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
ПК–1 Способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
ПК–2 Готовность к организации коррекционно-развивающей образовательной среды, выбору и использованию методического и технического обеспечения, осуществлению коррекционно-педагогической деятельности в организациях образования, здравоохранения и социальной защиты;
ПК–3 Готовность к планированию образовательно-коррекционной работы с учетом структуры нарушения, актуального состояния и потенциальных возможностей лиц с ограниченными возможностями здоровья;
ПК–4 Способность к организации, совершенствованию и анализу собственной образовательно-коррекционной деятельности;
диагностико-консультативная деятельность:
ПК–5 Способность к проведению психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья, анализу результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования лиц с ограниченными возможностями здоровья на основе использования клинико-психолого-педагогических классификаций нарушений развития 8;
ПК–6 Способность осуществлять мониторинг достижения планируемых результатов образовательно-коррекционной работы 8;
ПК–7 готовностью к психолого-педагогическому сопровождению семей лиц с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействию с ближайшим заинтересованным окружением;
исследовательская деятельность:
ПК–8 Способность к реализации дефектологических, педагогических, психологических, лингвистических, медико-биологических знаний для постановки и решения исследовательских задач в профессиональной деятельности;
ПК–9 Способность использовать методы психолого-педагогического исследования, основы математической обработки информации, формулировать выводы, представлять результаты исследования;
культурно-просветительская деятельность:
ПК–10 Способностью проводить работу по духовно-нравственному, эстетическому развитию лиц с ограниченные возможности здоровья, приобщению их к историческим ценностям и достижениям отечественной и мировой культуры;
ПК–11 Способность к взаимодействию с общественными и социальными организациями, учреждениями образования, здравоохранения, культуры, с целью формирования и укрепления толерантного сознания и поведения по отношению к лицам с ограниченные возможности здоровья.
Преддипломная практика способствовала закреплению и углублению теоретических знаний, позволила окунуться в научно-исследовательскую работу в процессе профессиональной деятельности. В период практике были проанализированы приоритетные направления научно-исследовательской работы, выявлена степень современного состояния изученности проблемы исследования. Проведен количественно-качественный анализ результатов исследовательской деятельности. Практика занимает очень важное место в подготовке компетентного специалиста, и были освоены все выше описанные компетенции. От преддипломной практики остались только положительные впечатления.
Список использованных источников
1. Аветисов, Э. С. Руководство по детской офтальмологии [Текст] / Э. С. Аветисов, Ковалевский Е. И., Хватова А. В. – М: Медицина, 2011.- 496 с.
2. Амирова, С.К. Формирование межличностных отношений слабовидящих детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры [Текст] / С.К. Амирова: автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб, 2001. 22с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология: переизд. и доп. [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: МГУ, 2002. – 456 с.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности: Учебник [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 367 с.
5. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А.И. Ахметзянова. – Казань: Изд-во Казан.ун-та. – 2017. –46с.
6. Базылевич, Т.Ф. Антиципация в структуре действий разного смысла [Текст] / Т.Ф. Базылевич//Психологический журнал.- 1988.-Т. 9, №3. С.121-131.
7. Болдинова, Г. Проблемы социализации дошкольников с нарушениями зрения в контексте интегрированного обучения [Текст] / Г. Болдинова // Специальное образование. – 2014. - II (X). – С. 67-70.
8. Венгер, А.Л. Психологическое обследование школьников [Текст] / А.Л. Венгер. - М.: Владос-Пресс, 2005. - 159 с.
9. Витковская, А.М. Особенности овладения предметными действиями слепыми детьми преддошкольного возраста // X сессия по дефектологии [Текст] / А.М. Витковская. - М.: Просвещение, 1990. – 356с.
10. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семь [Текст] / / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. - М.: Логос, 2001. - 78 с.
11. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия [Текст] / / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Академия, 2005. - 368 с.
12. Горянина, В.А. Психология общения: Учеб. Пособие для студ.высш. учеб. заведений» [Текст] / В.А. Горянина. – М.: Академия, 2005. – 416 с.
13. Григорьева, Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения [Текст] / Г.В. Григорьева // Дефектология. - 1998. - №5. – С.17.
14. Григорьева, Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников [Текст] / Л.П. Григорьева. - М.: Педагогика, 1983. – 254с.
15. Дети с глубокими нарушениями зрения [Текст] / / Под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер.- М.: Педагогика, 1976. 276с.
16. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена. 28-30 октября 1996 г., С.-Петербург. [Текст] / / Ред. Е.М. Папина. - М.: Логос, 004. - 115 с.
17. Дружинина, Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации [Текст] / Л.А. Дружинина. - Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. - 206 с.
18. Евмененко, Е. В. Психология лиц с нарушениями зрения [Текст] / Е. В. Евмененко, А. В. Трущелева. – Ставрополь: 2008. – 220 с
19. Ермаков, В.П., Якунин, Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст] / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
20. Ермаков, В.П., Якунин, Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения [Текст] / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. - М.: Владос, 2000. - 119 с.
21. Земцова, М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / М.И. Земцова. - М.: Академия, 2006. - 160 с.
22. Земцова, М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения [Текст] / М.И. Земцова. - М.: Просвещение, 2001. - 159 с.
23. Зислина, Н.Н. Нейрофизиологические механизмы нарушения зрительного восприятия у детей и подростков [Текст] / Н.Н. Зислина. - М.: Педагогика, 1987. - 168 с.
24. Зрительная и интеллектуальная работоспособность слепых и слабовидящих школьников младших классов. Методические рекомендации [Текст] / Под ред. А.Г. Литвака. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986. - 16 с.
25. Козловская, Н.В. Влияние детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Козловская // Психолог в детском саду. - 2005. - № 4. - С. 85-97
26. Корнилова, И.Г. Игра и творчество в психокоррекции. Развитие общения старших дошкольников с нарушениями зрения в креативной игре-драматизации [Текст] / И.Г. Корнилова. М.: Экзамен, 2004. 160с.
27. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А.Д. Кошелева. - М.: «Академия», 2003. - 176 с.
28. Лебеденко, О.А. Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О.А. Лебеденко // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - №29. - С.27-32.
29. Литвак, А.Г. Тифлопсихология [Текст] / А.Г. Литвак. - М.: Академия, 2010. - 207 с.
30. Литвак, А.Г. Эмоциональные состояния ослепших [Текст] / А.Г. Литвак // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушениями зрения: Материалы Междун. научно-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвященной 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена /Ред. Е.М. Папина. - М.: Логос, 1997. - С.87-89.
31. Ломов, Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности [Текст] / Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков. М.: Наука, 1980. - 279 с.
32. Лютова, С.Н. Социальная психология личности: (теория и практика): курс лекций: учебное пособие [Текст] / С.Н. Лютова. - М.: МГИМО (У) МИД России, 2002. – 176 c.
33. Мареева, Р.А. Воспитание и обучение слепоглухонемых детей в семье[Текст] / Р.А. Мареева. - М.: АСТ, 2006. – 437с.
34. Матвеев, В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха [Текст] / В.Ф, Матвеев. - М.: Медицина, 1987. – 217с.
35. Матвеев, В.Ф., Козловская Г.В. Психические изменения у слепых и слабовидящих детей [Текст] / В.Ф. Матвеев // Вопросы клиники и современной терапии психических заболеваний. - М.: Медицина, 1970. - С.270-272.
36. Мжельская, Н.В. - Развитие общения младших школьников с нарушениями зрения. [Текст] / Мжельская, Н. В. - Специальное образование.- № 2.- 2013.- С. 72-80
37. Нагаева, Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки [Текст] / Т. И. Нагаева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 93 с.
38. Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения: Сб. статей [Текст] / Под ред. В.З. Кантора. - М.: ИПТК Логос ВОС, 2001. - 112 с.
39. Ничипоренко, Н.П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования [Текст] / Н.П. Ничипоренко // Психологический журнал. – 2006. - том 27. - № 05. – С.50-59
40. Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников [Текст] / Под ред. А.И. Зотова, А.Г. Литвака. - СПб.: Логос, 2004. - 210 с.
41. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения: Методич. рекомендации [Текст] / Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 2001. - 96 с.
42. Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения [Текст] / Под ред. А.Г. Литвака. – М.: Академия, 2005. - 112 с.
43. Певзнер, М.С. Психические особенности слепых детей при осложненных формах слепоты [Текст] / М.С. Певзнер // Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. - М.: Медицина, 1966. - С.236-239.
44. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушениями зрения [Текст] / Л.И. Плаксина. - М.: Город, 2001. - 262 с.
45. Подколзина, Е.Н. Некоторые особенности коррекционного обучения дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е.Н. Подколзина // Дефектология. - 2001.- № 2.- С.84-88.
46. Покутнева, С.А. Развитие связной речи дошкольников с нарушением зрения: Автореферат кандидатской диссертации [Текст] / С.А. Покутнева. - Л., 1988. – 312с.
47. Регуш, Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего [Текст] / Л.А. Регуш. - СПб.: Речь, 2003. – 351с
48. Ремезова, Л.А. К проблеме социализации детей дошкольного возраса с нарушениями зрения в продуктивных видах деятельности [Текст] / Л.А. Ремезова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2016. - №5 3 (16). – С. 161-165.
49. Соколикова, М.А. Специфика когнитивной составляющей прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / М.А. Соколикова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 17-22.
50. Солнцева, Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях [Текст] / Л.И. Солнцева // Дефектология. - 2000. - № 4. - С.3-8.
51. Солнцева, Л.И. Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология) [Текст] / Л.И. Солнцева. - М.: Классике Стиль, 2006. – 326с.
52. Солнцева, Л.И. Советы по воспитанию слепых детей раннего возраста [Текст] / Л.И. Солнцева. - М.: ВОС, 2003. - 66 с.
53. Солнцева Л.И., Хорош С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей [Текст] / Л.И. Солнцева. - М.: ВОС, 2003. - 68 с.
54. Солнцева, Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста [Текст] / Л.И. Солнцева – М.: Полиграф сервис, 1997. – 121 с.
55. Сорокин В.М. Особенности воображения слепых и слабовидящих // Воспитание и обучение слепых и слабовидящих [Текст] / В.М. Сорокин. – ЛМ.: Академия, 2006. - 218с.
56. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. [Текст] / Под ред. А. Л. Журавлева. - М.: Изд. «ПЕР СЭ», 2002. – 563с.
57. Ткачева, В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диа-гностика и консультирование [Текст] / В.В. Ткачева. - М.: Издательство «Книголюб», 2007. - 144 с.
58. Шимгаева, А. Н. Психологическая помощь тревожным подросткам с нарушением зрения [Текст] / А.Н. Шимгаева // Социально-гуманитарные знания. – 2006. – № 10. – С. 54-62.
59. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах [Текст] / Под ред. Л.И.Плаксиной. - Калуга: Адель, 1998. - 240 с.
60. Хрестоматия по общей психологии. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 832 с.;
61. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений [Текст] / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования