Односоставные предложения

Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).

Вечер; Вечереет.

Запомните!

Односоставные по структуре предложения - это полные предложения. У них не пропущен второй член: второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

Определенно-личные предложения -это односоставные предложения с одним главным членом - сказуемым, которые имеют два основных признака:

1) обозначают действие определенного лица;

2) сказуемое выражается глаголом в форме 1-го или 2-го лица единственного или множественного числа настоящего или будущего времени изъявительного наклонения или глаголом в форме повелительного наклонения. В данных предложениях нередко используется обращение, которое не следует путать с подлежащим.

Люблю тебя, Петра творенье.

В определенно-личных предложениях легко восстанавливается подлежащее – это личные местоимения 1-го, 2-го лица.

Будем терпеливо сносить испытания. – Мы будем терпеливо сносить испытания.

Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 3-го лица настоящего или будущего времени или глаголом множественного числа прошедшего времени. Неопределенно-личные предложения обозначают действие неопределенного лица и позволяют сосредоточить всё внимание на действии. Такие предложения можно заменить в двусоставные с подлежащим, выраженным местоимением 3 лица:

Дни поздней осени бранят обыкновенно. – Они бранят дни поздней осени.

В зале еще не разжигали огонь. - В зале они не разжигали огонь.

 

Чтобы правильно определить вид односоставного предложения, используйте следующий способ:

1) найдите грамматическую основу и убедитесь, что предложение односоставное с главным членом сказуемым;

2) определите, чем выражено сказуемое:

если это глагол в форме 3-го лица мн.ч., наст. или буд. времени или глагол в форме мн. ч. прош.вр., то это неопределенно-личное предложение;

3) перестройте данное односоставное предложение в двусоставное с подлежащим - местоимением в форме 3 –го лица мн.числа.

На Руси липу почитали особо. - На Руси липу они почитали особо.

 

Безличные предложения - это односоставные предложения с глаголом-сказуемым, в которых обозначается действие, процесс или состояние без участия действующего лица. В таких предложениях нет и не может быть подлежащего, преобразовать безличные предложения в двусоставные невозможно, так ка действие возникает само по себе: Нездоровится.

Действующее лицо в безличных предложениях может быть выражено дополнением: Стало стыдно (кому?) ему.

Способ выражения глагола – сказуемого в безличных предложениях:

1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода). а) Светает; Светало; Мне везет; б) Тает; в) Мне (дат. падеж) не спится; г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу.
2) Составное именное сказуемое с именной частью – наречием. а) На улице холодно; б) Мне холодно; в) Мне грустно;
3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого – составное именное сказуемое с именной частью – наречием. а) Мне жаль расставаться с тобой; б) Мне надо идти.
4) Составное именное сказуемое с именной частью – кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода. Закрыто. Складно сказано, отец Варлаам. В комнате накурено.
5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения). Нет денег. Не было денег. Не осталось денег. Не хватило денег.
6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения). На небе нет ни облачка. На небе не было ни облачка. У меня нет ни копейки. У меня не было ни копейки.

 

 

Назывные предложения – это односоставные предложения с главным членом – подлежащим, в которых называются предметы или явления и утверждается их существование. Подлежащее в назывных предложениях может быть выражено существительным в форме именительного падежа или неделимым словосочетанием в именительном падеже.

Метель. Три войны, три голодных поры.

В назывных предложениях могут использоваться указательные и восклицательные частицы.

Вот ива. Что за уха!

В назывных предложениях подлежащее может распространяться только определениями – согласованными и несогласованными.

Несогласованные определения могут иметь добавочные значения дополнений и обстоятельств:

Край (какой? без чего?) без истории. Звезды (какие? где?)  над полями.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое подлежащее и каковы способы его выражения?

2. Что такое сказуемое и каковы его типы?

3. Каковы виды односоставных предложений?

4. Чем отличаются определенно - личные предложения от неопределенно - личных?

5. Каковы основные группы безличных предложений по выражению в них главного члена?

 

Упражнения

Упражнение 1. Найдите подлежащие в следующих предложениях.

1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой). 2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков). 3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов). 4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов). 5. На площади куча народа стояла (Лесков). 6. На ступеньках сидело двое незнакомых людей (Паустовский). 7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун – большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев). 8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский). 9. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (Тургенев). 10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев). 11. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров). 12. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты (Гончаров). 13. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов).

 

Упражнение 2. Выделите грамматическую основу в каждом предложении.

1. Всё утро я ловлю рыбу (Паустовский). 2. На дне озера лежали истлевшие листья (Паустовский). 3. Во всех звуках есть что-то вечернее (М. Горький). 4. Старуха бросилась было за сыном (Григорович). 5. Так она же день-деньской ревмя ревёт (Чехов). 6. Вот я возьму и продам тройку! (Чехов). 7. Его слова снова задели Валицкого за живое (Чаковский). 8. Я пойду позову маму (Чехов). 9. А ты и плакать сейчас же (А.Н. Толстой). 10. Сквозь обнажённые бурые сучья дерев мирно белеет неподвижное небо (Тургенев). 11. Брат вступился было за меня (Маршак). 12. Ещё я долго буду петь (Есенин). 13. День как будто дремал (Паустовский).

 

Упражнение 3. Выделите грамматические основы предложений.

1. Он боялся идти к врачам (Паустовский). 2. Приходил лакей звать меня к княгине (Лермонтов). 3. Старуха ушла хлопотать об отъезде (Григорович). 4. Он попросил меня похлопотать об отъезде (Чаковский). 5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их языком (Белинский). 6. Я уважению к родной земле учить их стараюсь (Паустовский). 7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня (Паустовский). 8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить (Паустовский). 9. Редкие капли дождя начали тяжело стучать по земле (Паустовский). 10. Долго будет моросить осенний дождь (Паустовский).

 

 

Упражнение 4. Выделите грамматические основы предложений. Разберите сказуемые по плану.

1. Последняя дверь была закрыта (Бондарев). 2. Алёшка с Алексашкой пришли однажды к ужину весёлые (А.Н. Толстой). 3. Кабинет является для Шуры Заколдованным царством (Мамин-Сибиряк). 4. С час она лежала неподвижная (Лермонтов). 5. Муж и жена люди самые почтенные (Пушкин). 6. Вся рыба – ваша (Солоухин). 7. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка (Лермонтов). 8. Уступить – позорно (Тендряков). 9. В младших классах гимназии я был очень маленького роста (Вересаев). 10. Слово – одежда всех фактов, всех мыслей (М. Горький). 11. Как некстати было это воспоминание (Чехов). 12. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова (М. Горький).

 

Упражнение 5. Выделите грамматические основы предложений. Определите типы односоставных предложений.

1. При первом рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник за белками (Пришвин). 2. Собирают клюкву поздней осенью (Пришвин). 3. По такой лыжне без лыж полверсты не пройдёшь (Пришвин). 4. В Обломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам (Гончаров). 5. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле (Тургенев). 6. Нигде не найдёшь в лесу жизни более обильной и страстной, как возле старого пня (Пришвин). 7. Другого сторожа на место Антипича не назначили (Пришвин). 8. Темнело быстро, по-осеннему (Паустовский). 9. В лесах было холодно (Паустовский). 10. Документов при нём не найдено (Лавренев). 11. В комнате свечи нет (Гоголь). 12. Снег и чайки (Симонов).

 

6. Прочитайте текст.

 (1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало –  десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) натуралистов поражала (предложение 1)

 2) может быть (предложение 2)

 3) считают (предложение 3)

 4) возможно (предложение 4)

 5) установлено (предложение 5)

 

7. Прочитайте текст.

 (1)Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен. (2)Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях. (3)Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара. (4)Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25 – 30 местах. (5)Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 простое нераспространённое.

2) В предложении 2 составное именное сказуемое.

3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

4) Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.

 

8. Прочитайте текст.

 (1)В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная. (2)Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а  в каком-то –  устным. (3)По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. (4)К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики. (5)Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 простое двусоставное.

2) В первой части предложения 2 грамматическая основа – можно утверждать.

3) Предложение 3 односоставное назывное.

4) В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы.

 

9. Прочитайте текст.

(1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог –  живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог –  искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Первая часть предложения 1 - односоставное неопределённо-личное предложение.

 2) Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы.

3) В предложении 3 первая грамматическая основа – правда.

10. Прочитайте текст.

 (1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах,  – результат эволюционного процесса.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) эмоции сформировались (предложение 1)

2) исследования были систематизированы (предложение 2)

3) учёным был приведён (предложение 3)

4) реакции рассматривал (предложение 4)

5) исследования – результат (предложение 5)

 

11. Прочитайте текст.

(1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли –  это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан –  Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 1) это Мировой океан (предложение 1)

2) разделяют (предложение 2)

3) части есть (предложение 3)

4) выделяют (предложение 4)

5) учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предложение 5)

 

12. Прочитайте текст.

(1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. (2)Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. (3)Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (4)Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений. (5)Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 2 составное глагольное сказуемое.

2) Предложение 3 односоставное.

 4) В предложении 4 есть однородные подлежащие: бумага, ткани, хлорофилл.

13. Прочитайте текст.

(1)Цвет пламени зависит от того, какие элементы в нём «сгорают». (2)Высокая температура пламени даёт возможность атомам перескакивать на некоторое время в более высокие энергетические состояния, а потом, возвращаясь в исходное состояние, излучать свет определённой частоты, которая соответствует структуре электронных оболочек данного элемента. (3)Газовая горелка горит голубым пламенем из-за наличия угарного газа. (4)Жёлто-оранжевое пламя спички объясняют наличием солей натрия в древесине. (5)А если вы захотите сделать пламя газовой горелки жёлтым, посыпьте его обычной солью.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) В одной из частей предложения 2 грамматическая основа – которая соответствует.

2) Предложение 4 односоставное.

3) Обе части сложного предложения 5 – односоставные определённо-личные предложения.

 

14. Прочитайте текст.

(1)Одним из признаков лженаучных обобщений является отрицание опыта и теории всей предыдущей науки. (2)На самом деле с этим нельзя согласиться: новое в науке никогда не бывает простым отрицанием старого. (3)Новое –  это лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования. (4)Если бы новая теория начисто отрицала сложившиеся знания, наука вообще не смогла бы развиваться. (5)Без опоры на достижения предшественников любая фантастическая концепция стала бы претендовать на истину, поэтому стал бы возможен полный разгул воображения и чувств учёного.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) является отрицание (предложение 1)

2) нельзя согласиться (предложение 2)

3) обобщение (предложение 3)

4) наука не смогла бы развиваться (предложение 4)

5) возможен разгул (предложение 5)

 

15. Прочитайте текст.

(1)Более 80% информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью зрения, воспринимая глазами свет, который излучают или отражают окружающие нас предметы. (2)Неудивительно, что человечество уже в глубокой древности проявило интерес к изучению всевозможных световых явлений. (3)Для того чтобы выяснить природу света и создать теорию световых явлений, надо было собрать соответствующий экспериментальный материал и установить ряд эмпирических, то есть полученных опытным путём, законов. (4)На этой основе были выдвинуты гипотезы о природе света, а проверка следствий из них позволила опровергнуть одни предположения и подтвердить другие. (5) Так в конце XIX – начале XX века была создана современная теория световых явлений.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) воспринимая свет (предложение 1)

2) неудивительно (предложение 2)

3) чтобы выяснить (предложение 3)

4) были гипотезы (предложение 4)

5) была создана теория (предложение 5)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: