Прочитайте текст и выполните задания 21-24

Контрольная работа по теме «Человек. Личность. Деятельность. Межличностные отношения»

Часть 1

Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание) или последовательность цифр.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Типы семей

Тип семьи Характеристика
Распространенная (многопоколенная) Состоит из нескольких поколений родственников
………….. Состоит из мужа, жены и их детей, чаще всего несовершеннолетних

       Ответ: _____________________

2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Субъект деятельности, цель деятельности, структура деятельности, средства деятельности, объект деятельности.

Ответ: ____________________

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют межличностные отношения.

1) деловые, 2) личные, 3) формальные, 4) неформальные,

5) мировоззренческие, 6) прогностические

Найдите два определения, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: _____

4. Выберите верные суждения о видах деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В отличие от других видов деятельности, учение способствует познанию мира.

2) И учение, и труд, и игра могут осуществляться как индивидуально, так и сообща.

3) В отличие от учения и игры, труд позволяет удовлетворять материальные потребности.

4) Все виды деятельности предполагают использование специального оборудования.

5) Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности.

Ответ: _______

5. Установите соответствие между примером участников (обозначенного буквами) и социальной группой, в которой они состоят (обозначено цифрами).

Участники Социальная группа
А) женщины Б) медики В) дворянское собрание Г) молодежь Д) адвокаты 1) профессиональные группы 2) статусные группы 3) демографические группы

Ответ:

А Б В Г Д
         

 

6. Выберите верные суждения о человеческой деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

2) Результатом человеческой деятельности является создание предметов только материальной культуры.

3) Человеческая деятельность направлена исключительно во внешнюю среду и не преобразует самого человека.

4) Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что он позволяет ему выйти за пределы своей природной ограниченности.

5) Продуктивный характер деятельности позволил человеку создать знаковые системы, а также орудия воздействия на себя и природу.

Ответ: _________

7. Выберите верные суждения о социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальные группы позволяют удовлетворить важные психологические или социальные проблемы людей.

2) Социальные группы помогают в достижении целей, которые человек не смог бы осуществить в одиночку.

3) Любое сообщество людей социологи рассматривают в качестве социальной группы.

4) Группа является второстепенным элементом социальной структуры общества.

5) Одним из признаков первичной социальной группы является высокий уровень ее эмоциональности.

Ответ: _____________

8. Выберите верные суждения о малой социальной группе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одним из отличительных признаков малой социальной группы, является наличие постоянной цели совместной деятельности.

2) Малые социальные группы в отличие от больших групп, всегда носят неформальный характер.

3) К групповой культуре относятся нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу.

4) Примером малой социальной группы служит население деревни.

5) Эмоциональные контакты не влияют на формирование внутренней структуры межличностных отношений в группе.

Ответ: _________

9. Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Объективные противоречия социальных конфликтов обусловлены явлениями и процессами, зависящими от воли и сознания людей.

2) Если все конфликтующие стороны проявляют склонность к компромиссу, то это не разрешает, а загоняет социальный конфликт внутрь.

3) Одним из условий возникновения социального конфликта могут стать различия в ценностях противоборствующих сторон.

4) Социальный конфликт – это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом.

5) Социальный конфликт предотвращает окостенение социальной системы, открывает дорогу новым формам – инновациям.

Ответ: ____________

10. Выберите верные суждения о социальных группах и их видах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В формальной группе межличностные взаимодействия, как правило, основаны на взаимной симпатии, общем интересе или привычке.

2) Демографические группы выделяют по этносоциальному составу.

3) Принадлежность к различным социальным группам определяет положение человека в обществе.

4) Группы и организации оказывают влияние на поведение человека.

5) Социальные группы – устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).

Ответ: ________

11. Выберите верные суждения о гендере и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Понятие «гендер» не связано с осознанием человеком себя как представителя данного пола, ощущением своего мужского или женского тела, оно существует исключительно в социальном контексте.

2) Значительную роль в обретении человеком гендерного статуса играет процесс обучения, в ходе которого происходит принятие роли, овладение поведенческими действиями.

3) Гендер не исчерпывается понятием роли или совокупности ролей, предписанных обществом по признаку пола, - это проявление множества культурных составляющих пола.

4) Гендер – это социальные роль и статус, которые определяют индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, семейной роли и репродуктивном поведении.

5) Гендер – наш биологический пол, связанный исключительно с тем, что нам дается от рождения, на него не влияют социальная среда, власть, режим, религия.

Ответ: ____________

12. В ходе социологических исследований в странах Z иY респондентам в возрасте 18-30 лет был задан вопрос: «Какие политические ценности разделяет молодёжь?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших; можно было дать несколько ответов) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Почти треть опрошенных граждан в стране Y считают, что молодежь разделяет ценности прав человека.

2) В стране Y доля респондентов, которые ответили, что молодежь считает ценностью политическую активность, не ниже доли тех, кто ответил, что молодежь считает ценностью стабильность.

3) Равные доли респондентов в стране Z и в стране Y ответили, что молодежь считает ценностью стабильность.

4) В стране Yдоля опрошенных, которые полагают, что молодежь считает ценностью порядок, ниже доли опрошенных, которые ответили, что молодежь считает ценностью свободу слова.

5) В стране Z, как и в стране Y, более четверти респондентов назвали порядок ценностью, которую разделяет молодежь.

Ответ: _________

13. Выберите верные суждения о самооценке личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Самооценка выступает исходной точкой самопознания.

2) Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.

3) Завышенная самооценка личности всегда является результатом ее реальных достижений.

4) Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверенными в успехе.

5) Заниженная самооценка способствует развитию лидерских качеств.

Ответ: __________

14. Выберите верные суждения о социализации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Агенты вторичной социализации, как правило, действуют узконаправленно, в пределах своей компетенции, в соответствии с официальными предписаниями.

2) Первичная социализация заканчивается с началом трудовой деятельности.

3) Агентами социализации являются только учреждения, отвечающие за передачу социокультурного опыта.

4) Социализация предполагает только контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность.

5) Социализация – это процесс освоения индивидом новых социальных ролей.

Ответ: _________

15. Издавна творения народных мастеров делают красивой повседневную жизнь, украшают предметы быта – одежду, орудия труда, кухонные принадлежности, орудия рыбной ловли и охоты, мебель. Изделия из бересты, меха, дерева, керамики и других предметов декоративно-прикладного искусства представляют собой результаты деятельности

1) духовно-практической                               4) познавательной

2) социально-преобразовательной                5) прогностической

3) творческой                                                6) духовно-теоретической

Ответ: _____________

16. Выберите верные суждения о социальных группах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальная группа – это любая совокупность людей, выделенная на основе социально значимого признака.

2) Неравенство социальных групп отражает социальная стратификация.

3) Молодежь – это социальная группа, выделенная по гендерному признаку.

4) Неформальные социальные группы формируются стихийно на основе единства интересов и стремления к межличностному взаимодействию.

5) Взаимодействие участников вторичной социальной группы является непосредственным и отличается высоким уровнем эмоциональности.

Ответ: __________

17. Выберите верные суждения о соотношении свободы, необходимости и ответственности в деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Многообразие выбора ограничивает свободу в деятельности человека.

2) Одним из проявлений необходимости в деятельности человека выступают объективные законы развития природы.

3) Ответственность человека повышается в условиях ограниченного выбора стратегий поведения в определенных ситуациях.

4) Неограниченная свобода является безусловным благом для человека и общества.

5) Готовность человека оценивать свои действия с точки зрения их последствий для окружающих служит одним из проявлений чувства ответственности.

Ответ: ______________

18. Установите соответствие между социальной группой (обозначены буквами) и критерием (обозначены цифрами).

Социальная группа Критерии
А) горожане Б) племена В) народности Г) крестьяне Д) земляки 1) территориальный 2) этнический

Ответ:

А Б В Г Д
         

 

19. Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти.

2) Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств.

3) Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики. 

4) Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.

5) Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества.

Ответ: ____________

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В труде, учении, ______________ (А) формируются т проявляются все стороны психики. Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ____________ (Б) – ее способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Врожденные ___________ (В) организма являются лишь _________ (Г) – весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства - _________ (Д) и черты характера в зависимости от хода его жизни и _________________ (Е) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и обрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) особенность          6) задатки

2) способности         7) возможности

3) личность               8) деятельность

4) игра                       9) группа

5) общество

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Ответ:

А Б В Г Д Е
           

 

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (21,22 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте четко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слабо развитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой – в одно и то же время может быть много возможностей, но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической деятельностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

Л. Туроу

21. В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.

22. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

23. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.

24. Какой тип семьи наиболее соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два его признака.

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социализация личности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о институтах социализации, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из этапов социализации личности.

26. Укажите любые три критерия выделения социальных групп и конкретизируйте каждый из них примерами соответствующих групп.

27. Некоторые исследователи рассматривают общество как совокупность, сумму индивидов. Поэтому единственными реальными объектами социального исследования они считают людей. Другие считают, что общество, хотя и состоит из индивидов, ни в коем случае не представляет собой их простой совокупности. Оно есть целостное образование, имеющее свою жизнь, не сводимую к существованию составляющих его людей, и развивается по собственным, только ему присущим законам. Приведите по два аргумента в защиту каждой из этих точек зрения.

28. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Семья в современном обществе». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два и более детализированы в подпунктах.

Отсутствует.

 

Всего: 58 баллов (100 баллов)

Оценка «5» - 58-46 баллов

Оценка «4» - 45-35 баллов

Оценка «3» - 34-23 балла

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: