Социальная работа и психология
Выполнила студентка 1 курса
Савина Алевтина
Социальная работа и психология
Необходимость достаточно высокой психологической компетенции обусловливается тем, что социальный работник:
во-первых, должен постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание;
во-вторых, различать те случаи, когда под «маской» социальной проблемы скрывается проблема психологическая или даже психиатрическая и направлять клиента к соответствующему специалисту;
в-третьих, уметь оказать первичную социальную поддержку нуждающимся в ней людям;
в-четвертых, постоянно общаясь с людьми, обремененными психологическими проблемами, он должен владеть принципами психологически правильного общения с ними.
Для практики социальной работы особенно важное значение приобретают следующие направления:
психодиагностика,
психологическое консультирование,
использование техник, методов и приемов психологического взаимодействия с клиентом.
Психодиагностика — отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза.
Психологическое консультирование населения — новый вид практической деятельности отечественных психологов
Принято различать психологическое консультирование и психотерапию.
Консультирование — оказание помощи психически здоровым людям для достижения ими каких-либо целей, более эффективной организации поведения.
Психотерапия — долговременный процесс трансформации личности, характеризующейся глубокими изменениями в ее структуре.
Психологическое консультирование осуществляется, если:
1) природа неблагополучия кроется не в болезненных процессах в организме человека, а в особенностях его личности, специфике жизненной ситуации и характере взаимоотношений с окружающими;
2) обращающийся за помощью и объективно не является, и субъективно не признает себя больным.
В этой связи изменяется и содержание термина «реабилитация» — из чисто медицинского понятия оно превращается в психологическое, наполняется психологическим содержанием — реабилитация рассматривается как комплекс различных воздействий, опосредованных через личность клиента.
Психодинамический подход
З.Фрейд. Психоанализ.
Важной особенностью психоаналитической концепции является конституирование ведущей роли бессознательного. Отсюда основной путь помощи человеку — добиться осознания проблем, истоки которых всегда кроются в детстве. Осознание становится контролируемым, управляемым и позволяет человеку избавиться от тревожащих его проблем.
Типичными для психодинамического подхода являются такие теории, как Я-психология (X. Кохут), трансактный анализ (Э. Берн), кризисная интервенция (Г. Голан).
Я-психология (self-psychology). Основная сущность Я-психологии, созданной X. Кохутом, состоит в рассмотрении Я как рефлексивной структуры, выполняющей функцию самоотражения и самоотношения.
Отмеченная тенденция к гуманизации относится и к теоретическим построениям Э. Берна — трансактному анализу. Трансактный (или структурный) анализ — совершенно новый оригинальный взгляд на поведение человека, в основе которого лежат неосознаваемые, запрограммированные игры, в которые он играет в течение всей жизни. Берн в этой связи отмечал тот факт, что каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным, набором психических свойств (системой чувств, поведенческими схемами своего Я). Репертуар этих состояний он назвал так: «Родитель» (сходное с образом родителей), «Взрослый» (субъективный реальный опыт) и «Ребенок» (начало, действующее с раннего детства).
Все три составные важны для человека: Ребенок — источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений, радости; Взрослый — рациональности; Родитель — мудрости.
Психологическая сущность кризисно-интервентной модели состоит в признании необходимости применения кризисного краткосрочного вмешательства (они могут соединяться в серии) в психический мир клиента. В этих случаях предполагается, что важно установить причину кризиса, его характер и методы восстановительной работы.
Кризисное вмешательство (четко регламентированное, базирующееся на методах психологического воздействия) является действием, которое прерывает серию событий, ведущих к нарушению нормальной жизни людей. Поэтому кризисное краткосрочное вмешательство рассматривается как общая теория решения проблем клиентов.
Видный представитель этого направления в социальной работе Г. Голан разработала и описала основные теоретические положения кризисного краткосрочного вмешательства.
Основанная на психодинамических идеях кризис-интервентная модель социальной работы наиболее эффективно применима для помощи людям, пережившим несчастье, с тем, чтобы они могли снова приспособиться к жизни, совершенствовать прежние уровни функционирования, по-новому справляться с трудностями.
Фокус помощи — эмоциональные реакции клиента на кризис и долгосрочные изменения в его способностях справляться с ежедневными проблемами преимущественно прагматическим путем.
Кризисная интервенция предполагает экстренное вмешательство, отсутствие времени на выяснение причин кризиса и взаимодействие с клиентом в ситуации «здесь и сейчас» с помощью ресурсов, имеющихся как у самой личности, так и в ее социальном окружении.
Сущность гуманистической психологии К. Роджерса — акцентированный на личности подход, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений.
В основе такого подхода человек, его предназначение жить и действовать. Гуманистический подход основан на использовании одного из ключевых понятий интенциональности — необходимости для нормального существования человека свободы, гуманности, выбора.
Экзистенциональная психология дает возможность в социальной работе с клиентами научить их планировать и развивать отношения с другими людьми, которые бы обеспечивали ему определенное существование. Важнейшим стремлением личности В.Франкл считает обретение смысла своего существования.
В концепции личности Франкла доминирует следующее положение: для человека важно не то, что с ним случилось, гораздо значимее его отношение к случившемуся.
Психологическую работу с людьми автор назвал логотерапией,
Основная задача логотерапии — помочь найти смысл и цель жизни индивида, понять, как человек конструирует свой мир
Составляющими логотерапии являются: свобода воли, воля к смыслу, осмысленность жизни.
Коммуникативная модель
Технология, принимаемая социальным работником, использующим коммуникативную модель, включает следующие шаги:
получение информации от клиента с помощью задаваемых вопросов, использование поведения, поощряющего ведение беседы,
пересказывание комментариев клиента, которому дают понять, что он поощряется социальным работником;
осуществление обратной связи, которая показывает, как социальный работник оценивает то, что сообщает ему клиент
передача информации клиенту в виде определенных «порций
корректировка информации по данной проблеме
Психосинтез
Для психосинтеза важно использовать как различные психологические модели личности, так и хорошо изученные факты из других областей
Психосинтез постулирует целостную концепцию психологической жизни как постоянного взаимодействия и конфликта между множеством различных и противоположных сил и объединенным центром (высшее Я), который всегда стремится координировать, гармонизировать и объединять их.
Психосинтез используется в различных сферах деятельности: психологическом консультировании, психотерапии, самосовершенствовании личности, интегральном обучении. Использование психосинтеза в социальной работе является перспективным при оказании личности помощи и поддержки в решении внутриличностных, межличностных и межгрупповых конфликтов.
Спасибо за внимание!
e-mail: sladkooo69@gmail.com
тел.89510715306