Этнокультурные проблемы идентификации личности в современном мире

Этнокультура предполагает выработку у представителей определенного этноса психологических черт и форм жизнеобеспечения, когнитивной ориентации, этнического «самосознания», «стереотипа» и «менталитета», являющихся функцией единой этнической картины мира.

Важным обстоятельством является и то, что этническая идентичность может расти или ослабевать под влиянием обстоятельств, в ответ на внешние условия. Как правило, источником роста этнической идентичности являются последствия межэтнических отношений. Так, ответом на обострение межэтнических отношений, на притеснения, критику этнокультурных ценностей является рост сепаратизма, явления этнорелигиозного экстремизма, вплоть до терроризма, которые, к сожалению, существуют и в нашей стране.

Работа П.И. Ковалевского, посвященная национальному самосознанию, является одной из первых работ. В ней дается трактовка этнического сознания и как психического процесса, и как феномена массового самосознания. Носителями значений этнического сознания могут выступать такие социально-нормированные формы поведения как язык, танец, ритуал, устойчивые визуальные символы и жесты, т.е. любые этнокультурные элементы действительности. Осознавать смысл этих элементов, включив их в сферу собственной жизнедеятельности - означает принадлежность индивида к этносу и понимание его этнического сознания.

Уже в 1923 г. русский этнограф С.М. Широкогоров отметил, что этнос является единицей, в которой протекают процессы культурного и соматического изменения человечества как вида и осознает себя как группу людей, объединенных единством происхождения, обычаев, языка и уклада жизни. С именем Широкогорова связаны первые шаги в создании теории этноса.

П.И. Кушнера уделял особое внимание тому факту, что национальное самосознание развивается из более примитивных форм сознания этнической общности и проходит в своем развитии ряд этапов, соответствующих стадиям развития общества, т.е. он утвердил историчность национального сознания и самосознания.

На причины возникновения этнического сознания указывает А. Г. Агаев "Территория, язык, хозяйство, в сложном переплете исторических, социально-экономических, мировоззренческих, религиозных, этнических, этнографических условий в процессе консолидации и дифференциации смешения и растворения, взаимопроникновения, разъединения порождают сознание этнического единства народа".

Аналогичной точки зрения придерживается В.И. Козлов, отмечая, что "этническое самосознание возникает в процессе длительной совместной жизни людей под воздействием ряда факторов. Сильное воздействие на его формирование оказывает социальная среда, представление об общем происхождении и общих исторических судьбах и т.д." Разрабатывая проблему этнического сознания и самосознания, классифицируя их признаки, выстраивая их структуру и соотношение с другими этническими, психологическими и философскими категориями в отечественной гуманитаристике появилась теория ментальности. С культурологических позиций рассматривали ментальность И.О. Шульман и П.С. Гуревич. Для них ментальность - это относительно целостная совокупность мыслей, верований, навыков духа, которая создает картину мира и скрепляет единство культурной традиции или какого-нибудь сообщества.

Принципиальная, с точки зрения педагогики, проблема заключается в том, что, с одной стороны, этнокультурная идентичность обеспечивает жизнь человека смыслами на разных стадиях его жизненного цикла, задает человеку одобряемые модели поведения и делает его жизнь гармоничной и устойчивой. С другой стороны, идентификация только со своей культурой в условиях полиэтнической среды будет предполагать сепаратизм. Следовательно, одной из главных задач современного образования является формирование позитивной этнокультурной идентичности в условиях поликультурного общества.

Вывод: Важно указать на то, что уже сформировавшаяся идентичность не обязательно, что будет оставаться низменной, а именно она может расти или ослабевать под влиянием обстоятельств, в ответ на внешние условия. (примером может быть миграция). Источником роста этнической идентичности являются последствия межэтнических отношений. В итоге проблема заключается в том, что этнокультурная идентичность обеспечивает жизнь человека смыслами на разных стадиях его жизненного цикла, задает человеку одобряемые модели поведения и делает его жизнь гармоничной и устойчивой. С другой стороны, идентификация только со своей культурой в условиях полиэтнической среды будет предполагать сепаратизм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: