Выделяются различные явления, соответствующие этому понятию: психология классов, социальных слоев, массовых настроений, стереотипов и установок; общественное мнение и психологический климат, массовые действия и групповые эмоциональные состояния.
Изучается социально-психологический аспект традиций, морали, нравов и т. д. Исследуются психологические основы уникальных семиотических систем, создаваемых человечеством на протяжении веков.
Большинство современных социальных психологов считают, что социальная психология изучает и личность, и группы, и социальную психику, но в определенном контексте. |
Личность в социальной психологии
Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ.
На психологию личности влияют и отношения людей в социальной группе, в которую она входит.
В процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам.
В группе личность завоевывает определенный авторитет, занимает определенное положение, играет определенные роли.
Личность – не только объект общественных отношений, но и их субъект, т. е. активное звено.
Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенного государства, общества и группы (социальной, этнической, религиозной, политической, половозрастной и т. д.), осознающий свое отношение к окружающим его людям и социальной действительности, включенный во все отношения последней, занимающийся своеобразным видом деятельности и наделенный специфическими индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
Развитие личности обусловлено разными факторами: своеобразием физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологическими особенностями, окружающей средой и обществом, сферой деятельности.
Своеобразие физиологии высшей нервной деятельности личности – это специфика функционирования ее нервной системы, выражающаяся в разнообразных характеристиках: соотношении процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, проявлении темперамента, эмоций и чувств в поведении и т. д.
Анатомофизиологические особенности личности – характеристики, которые зависят от анатомической и физиологической структуры тела человека, оказывающей серьезное влияние как на его психику и поведение, так и на подверженность последних действиям обстоятельств и других людей.
Важнейшими факторами формирования личности выступают природно-географическая среда и общество.
Макросреда – общество в совокупности всех его проявлений. Микросреда – группа, микрогруппа, семья и так далее – также является важной детерминантой формирования личности.
В микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые необходимо учитывать, а также совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.
Общественно полезная деятельность – это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.
Понятие социализации: этапы и механизмы ее воздействия на личность.
Социализация – процесс и результат социального развития человека.
Социализация может быть рассмотрена с точки зрения усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе жизни (Г. М. Андреева).
Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. |
Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми.
Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера.
Целенаправленные, социально контролируемые процессы воздействия на личность реализуются прежде всего в воспитании и обучении.
Спонтанное влияние осуществляется через средства массовой коммуникации, ситуации реальной жизни и др.
Двусторонность процесса социализации проявляется в единстве ее внутреннего и внешнего содержания.
Внешний процесс – совокупность всех социальных воздействий на человека, регулирующих проявление присущих субъекту импульсов и влечений.
Внутренний процесс – процесс формирования целостной личности.
Каждый исторический период определяет особенности социализации в зависимости от ее факторов на данном этапе реализации.
Современная социализация имеет свою специфику, обусловленную быстрыми темпами развития науки и новых технологий, влияющих на все сферы жизни человека.
К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится ее длительность по сравнению с предшествующими периодами. Детство как первичный период социализации по сравнению с предшествующими эпохами значительно увеличилось. Для того, чтобы стать полноправным членом общества, человеку требуется все больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всю жизнь. |
Особенности современной социализации человека определяются и теми новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые должны быть сформированы для оптимального функционирования в качестве полноправного члена общества.
Социализация человека происходит посредством механизмов социализации – способов сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта.
Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах.
Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников – все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации. Наиболее влиятельные институты социализации – семья, школа, производственная группа. |
Отклонения социального поведения
Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития. Синоним – отклоняющееся поведение. |
Девиацию можно разделить на две группы: социально-одобряемую и социально-осуждаемую.
К первой группе будут относиться всем известные вундеркинды и гении, учащиеся среднеобразовательных учреждений, окончившие учебу с золотой медалью. Социально-одобряемые девиации чаще всего связаны с творчеством, с огромными успехами в какой-либо сфере общественной жизни, приносящими пользу обществу.
Ко второй же группе можно отнести поведение, которое как раз и направлено на ликвидацию устоявшихся социальных норм (вызывающее поведение, курение в общественном месте). Также сюда можно отнести такие виды отклоняющегося поведения, как алкоголизм, наркоманию и т.п.
Особой формой девиантного поведения считается совершение преступления. Социологи называют его поведением делинквентным – деянием, которое всегда носит отрицательный характер, при любых условиях его совершения. Преступление направлено либо на подавление прав и свобод человека (захват в заложники, шантаж, угрозы), либо на захват собственности и имущества (ограбление). Преступление всегда наносит вред личности, обществу и государству. К делинкветному поведению относятся правонарушения, наказанием за которые является привлечение к административной ответственности. А также хулиганство и драки, брань и ругань в местах общественного пользования: то есть, противоправные поступки, не являющиеся преступлением. |
Понятие социальной роли и характеристика влияния ее на развитие личности
Социальная роль – фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Социальная роль – общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности, несущей на себе печать общественной оценки. |
Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р. Линтономи, Дж. Мидом.
Каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей.
Социальные роли отличаются по уровню эмоциональности. Каждая роль несет в себе определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие – только неформальные; третьи могут сочетать в себе формальные и неформальные отношения.
Виды социальных ролей определяются вариативностью социальных групп, типов деятельности и отношений, в которые включена личность.
В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности. Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет.
Социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын и т. д.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный и т. д.), многие из них определяются индивидуальными особенностями человека.
Среди индивидуально-типических проявлений личности можно выделить социально-типические роли.
В межличностных отношениях каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе.
По степени проявления выделяют активные и латентные роли. Активные роли обусловливаются конкретной социальной ситуацией и исполняются в данный момент времени; латентные не проявляются в актуальной ситуации, хотя субъект потенциально является носителем данной роли.
По способу усвоения роли делятся на предписанные (определяются возрастом, полом, национальностью) и приобретенные, которые субъект усваивает в процессе социализации.
Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. |
Ситуация ролевого конфликта вызывается тем, что индивид оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.
Ролевые конфликты являются частым явлением.
Это объясняется сложностью общественных отношений, возрастающей дифференциацией социальной структуры и дальнейшим разделением общественного труда.
Ролевые конфликты, по мнению исследователей, отрицательно влияют на осуществление взаимодействия, поэтому социальные психологи пытаются выработать какие-то общие концепции, обосновывающие пути устранения ролевых конфликтов.