Материалы наблюдений занесите в таблицу

Тема памяти

В рассказе Виктора Петровича Астафьева

«Фотография, на которой меня нет»

Прошлое – родина души человека

Г. Гейне

Работа со стихотворением Н.Рубцова.

Старый семейный альбом. Сколько счастливых и грустных воспоминаний вызывает он. Хранить старые фотографии – добрая традиция на Руси. Раньше фотографий было мало. Их вешали в русской избе в рамке на стену. Поэта Н. Рубцова старые семейные фотографии заставили о многом задуматься:

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнем, враждой

Земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет…

(Н. Рубцов)

Мне кажется, что эти слова могут стать хорошим началом нашего урока.

- Что поэт считает важным?

- Найдите ключевые слова в стихотворении Н. Рубцова.

Старый желтый семейный снимок, который бережно хранится, связан с понятиями: «близкие», «душа», «память».

- Запишите ключевые слова из стихотворения Н. Рубцова.

Я обращаю ваше внимание на слово «НЕ ПОЗАБУДЕТ».

- Значит, о чем мы будем говорить?

Слово «ПАМЯТЬ» очень важно сегодня на уроке.

Главный вопрос урока: Память!!! Что это: наказанье или дар божий? Помогает она нам жить СЕЙЧАС или мешает? Может ли жизнь без нее быть полноценной?

Сколько вопросов. А где же ответы?

2. Обратимся к нашему опыту:

- Возьмите любимую старую фотографию вашей семьи.

· Вспомните, какие эпизоды запечатлены на этих фотографиях?

· Почему они так вам дороги?

- Ещё раз посмотрите на ваши фотографии. На них самые близкие для вас люди.

Писатель В. Астафьев написал целую книгу, состоящую из рассказов-воспоминаний о своих близких, о своем детстве, о своей родной Сибири.

Цитата: «…у меня возникло желание рассказать о «моей» Сибири, …доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не иваны, не помнящие родства, более того, мы тут родством-то связаны, может, покрепче, чем где-либо» (Астафьев)

Эта книга называется «Последний поклон».

Подробнее мы остановимся на одном рассказе «Фотография, на которой меня нет», который вы читали дома.

3. Выявление восприятия:

· О чем этот рассказ? Что показалось необычным?

· Как вы думаете, почему рассказ назван именно так?

· Почему, несмотря на то что на фотографии нет героя рассказа, она очень дорога ему? (обращаем внимание на последние строчки рассказа: «своеобычная летопись народа», «настенная история его»)

Писатель рассказывает о заурядном случае, происшедшим с деревенским мальчишкой, а выводит нас на большой и серьезный разговор о памяти исторической, о памяти человеческой.

v Я обращаю ваше внимание на высказывания известных писателей, философов, мудрецов. Они обращают нас к опыту поколений.

· Какое высказывание писателей и философов точнее других отражает содержание рассказа? Чем становится для него прошлое?

· Прошлое – родина души человека. (Г. Гейне)

· Боюсь не смерти я. О. нет!

Боюсь исчезнуть совершенно. (М. Лермонтов)

· Природой дарована нам недолгая жизнь, но память о прекрасно прожитой жизни вечна.

   (Цицерон)

Пусть эти слова станут главными на нашем уроке.

Запишем: «Прошлое – родина души человека» Г. Гейне

· Как вы понимаете выражение «родина души»?

· Какую задачу мы можем поставить перед собой, обращаясь к этому конкретному рассказу?

4. Определение задач урока: Почему эти воспоминания так важны для

В. Астафьева?

  • Какие наблюдения мы сделали? О ком должны сегодня поговорить?

(о герое, о бабушке, об учителе, о школе и жителях деревни)

Анализ рассказа.

Расскажите о главном герое, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.

  1. Кто главный герой рассказа? Какое событие осталось в его памяти? Почему?
  2. Проведите наблюдение над фрагментами текста, систематизируйте материал, распределите указанные фрагменты по группам и соотнесите со словами: падение, очищение через страдание, восхождение.

Материал для наблюдения:

1. «полезли в драку с ребятами из-за распорядков»

2.«заболели ноги, завыл от боли, не уснул»

3.«бабушка лечила и баловала»

4.«катались со страшного обрыва»

5.«наблюдал за окнами и цветами»

6.«бабушка ругала и давала затрещины»

7.«взрослел, размышлял о людях»

8.«заревел от горького бессилия»

9.«мчались в погибель с руганью»

10.«сидел в тоске»

11.«начерпали в катанки снегу»

12.«учитель принес фотографию»

 

Материалы наблюдений занесите в таблицу.

падение очищение через страдание восхождение
     
     
     
     
     
     
     

Используя данные таблицы, расскажите, какие поступки совершает герой? Как они его характеризуют?

Трудности, испытания, ошибки встречаются на пути каждого человека. Боль, которую ощущает человек, может быть и физической, и душевной.

  • Как влияет это преодоление на человека? (изменяет его, делает его опытнее, мудрее, взрослее).

3. Как изменился герой после болезни? О чем говорят его наблюдения? Найдите эпизоды, подтверждающие ваши предположения.

v Детство – непростая пора в жизни человека. Это путь проб и ошибок. Каждый по-своему его проходит. Важно то, чему мы учимся на своих ошибках.

  • Чему научил этот случай героя? (ценить доброту, заботу, быть совестливым, не допускать падений, а еще ценить красоту)

v Запишем ключевые слова.

Следуя традиции русской литературы, Астафьев показывает, что страдания, входящие в «порядок» жизни, нравственно очищают героя, делают его более чувствительным к людям, восприимчивым к красоте. Это путь духовного становления, взросления героя. И сейчас, помня об этом, он и во взрослой жизни ценит красоту, доброту, сострадание, совестливость, человечность. И хочет, чтобы читатель тоже об этом помнил.

Ø Запишите и продолжите предложение: «Воспоминания о далеком детстве позволяют нам судить о самом рассказчике, как о человеке…».

  • Какие предложения вы записали?

Детство – важная пора для каждого человека. Очень важно окружение ребенка в этот период, семья.

Самым дорогим для него человеком была бабушка.

Вспоминая ее, писатель В. П. Астафьев говорит о чувстве «гнетущей, тихой, вечной» вины перед ней. В силу жизненных обстоятельств писатель не смог выполнить ее последнего наказа: «Приедь похоронить-то меня, закрой мои глазоньки». «Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти. Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее… Нет у меня таких слов, которые могли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет, и никогда не будет. И некому прощать…»

- Найдите такие факты, которые могут доказать, что она стала для него самым дорогим человеком.

v Расскажите о бабушке героя, используя цитаты, свои наблюдения, выводы.

  1. Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила?
  2. Как ее характеризует:

а) речь;

б) любовь к цветам;

в) украшение зимних окон;

г) приход учителя в дом.

3. Почему писатель говорит о чувстве вины?

Эти воспоминания делают человека лучше, заставляют его сейчас быть внимательным к близким, не причинять другим боль, чтобы потом не каяться.

  • Какие ключевые слова мы можем записать? (мудрость, доброта, прощение)

Ø Запишите и продолжите предложение: «Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…»

· Какие предложения вы записали?

Разумеется, душевную привязанность герой испытывает ко многим людям, сопровождающим его детство. Одним из них был учитель.

Цитата из текста: «Прошли годы. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».

Автор говорит о «благодарной человеческой памяти».

v Расскажите об учителе Овсянской начальной школы, используя, цитаты, свои наблюдения, выводы.

1. Какими вспоминаются первые учителя?

2. Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

а) забота о школе;

б) отношение к детям и деревенским жителям;

в) случай со змеей?

3. Какое отношение к учителю в деревне? Почему? Приведите примеры.

Может быть, кому-то непонятно, почему такие добрые слова звучат об учителе, ведь он просто делает свою работу. Как часто мы не замечаем того, что делают для нас близкие (я говорю не только об учителе, но и о бабушке), считаем это само собой разумеющимся.

· А легко ли было учителям в то время?

Важно сохранять память о таких людях. Это подвижники, они приехали в деревню в трудное для страны время, не побоялись трудностей. Они несли культуру, свет в души людей.

· Какие ключевые слова мы запишем? (самоотверженность, уважение)

Ø Запишите и продолжите предложение: «В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель …»

Вся повесть «Последний поклон» проникнута идеей открытия мира маленьким героем, которое начинается с самого главного – с открытия своей малой родины. Он живет в деревне в тяжелое для страны время, учится в школе.

v Расскажите о школе 30-х годов, используя цитаты, свои наблюдения, выводы.

  1. Как школьники готовились к предстоящему событию?
  2. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку.

Почему и его не оказалось на фотографии?

  1. Перечитайте описание школьной фотографии.

Почему старая фотография не вызывает смеха у рассказчика?

Какие чувства она вызывает?

Ø Запишите и продолжите предложение: «Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…»)

6. Чтение заключительной части рассказа: «Та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю в ней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: