Составить отчет со скринами

Задание: произвести ретушь своего портрета аналогичным способом.

составить отчет со скринами.

 

1. Анализ исходного изображения. Открываем фотографию в конвертере Camera RAW. Вот так выглядит оригинальный файл: плоское цветное изображение, с визуально гладкой поверхностью кожи, требующей правильной экспозиции для передачи тональных переходов и фактуры – я исправлю это чуть позже настройками «кривых» (Curves).


2. Перевод в чб и коррекция контраста. Как я описывала в прошлой статье, в RAW-конвертере я сразу перевожу изображение в чб, если оно задумывалось как черно-белое, и здесь же настраиваю контраст.

2.1. Во вкладке HSL/Grayscale ставлю галочку напротив функции Convert to Grayscale. По умолчанию программа предлагает Auto режим (надпись стала бледно-серой, то есть не активной, потому что выбрана) и ползунки разных цветов сместились по установленному программой алгоритму, я же выбираю другую функцию – Default (теперь она не активна), чтобы устанавливать собственные настройки по цветам, если нужно. Сравнивая настройки Auto и Defau (два фото ниже), замечаем, что в Default режиме лицо светлее, т. е. все преобразования вернулись к чисто номинальному переводу изображения в чб «как есть» (ползунки цветов в нейтральном положении, посередине шкалы).


 

2.2. Фотография спокойная по колориту и поэтому я не трогаю ползунки цвета - серьезных изменений это не даст, а перехожу в самую первую вкладку, чтобы настроить экспозицию и контраст (вкладка Basic). Здесь я подбираю значения баланса белого (Temperature),останавливаясь на 3250, и оттенка (Tint), выбирая -39. Эти цифры индивидуальны для данной фотографии, но опытным путем я заметила, что более низкая цветовая температура положительно влияет на распределение тонов в чб и особенно на светлые участки изображения, изменение оттенка (Tint) также влияет на динамический диапазон. Покрутите эти настройки для своих чб фото и выберите, какие сочетания вам больше нравятся по выразительности.



2.4 Далее – для более детальной проработки светов, я немного «гашу» их на шкале Highlights (значение -20) и усиливаю текстуру с помощью настройки Clarity (значение +10).


2.5. Теперь перехожу во вторую вкладку – Tone Curve. Здесь я и настраиваю для изображения его финальный вид по тонам. Это можно сделать в Photoshop позже, но с некоторым ухудшением качества (на гистограмме оно проявится в рваной линии и «зазубринах», обозначающих потерю информации в разных тональных группах), а работая с контрастом в конвертере мы имеем весь объем данных. Из двух опций Parametric и Point я выбираю вторую, т. е. точечную, чтобы «вручную», более гибко, настроить контраст по нескольким точкам – у меня их четыре. Когда изменения сделаны, на лице стала заметна текстура кожи. Скажу еще раз, что все эти настройки являются индивидуальными для каждой отдельной фотографии – нет одного волшебного рецепта. И чтобы подобрать вариант, который близок вам и вашим работам, нужно немного поэкспериментировать. Когда я только начинала заниматься фотографией, то не понимала, как сделать чб фото выразительными, я не знала от чего оттолкнуться, не знала существовала ли у фотографов какая-то логика, которой можно было бы руководствоваться при настройке контраста черно-белого изображения. Готовыми преднастройками (фильтрами или «пресетами», которые, например, есть в Lightroom) я никогда тоже не пользовалась. Мне помог просмотр работ других фотографов – классиков, если можно так выразиться. Одни из лучших (для понимания чб фотографии и того, как сделать ее звучной, избавившись от цифровой плоскостности) – это работы Ирвина Пенна и Ричарда Аведона. И хотя их снимки созданы аналоговым способом – законы восприятия работают так же. Я возвращалась к ним, чтобы понять, как выглядит глубокий тоновой диапазон. Другим моим ориентиром был визуальный реализм, в том смысле, что мне не нравилась цифровая сепия или иные подобные эффекты, поэтому выбор был проще: глубокие тени, осязаемые полутона и мягкие света с единичными бликами на волосах, в глазах, и в зависимости от макияжа или качества кожи, на веках, скулах, в изгибе верхней губы.


5) Смотрю варианты «до и после» и открываю изображение в Photoshop – Open Image.


3. Общая ретушь. Так я называю этап анализа, изучения изображения на наличие дефектов и оценки размера предстоящей работы: в случае этой фотографии многое не требуется – почистить пыль на одежде, лице и волосах, выровнять тоновые переходы на лице, исправить форму шеи, созданную волосами, заправленными под ворот водолазки – они добавляют большой объем этой области. Иногда такие вещи упускаются на съемке, особенно, когда работаешь с человеком только вдвоем. Я стараюсь много не волноваться об этом, потому что лучше пропустить такую незначительную деталь, чем, например, настроение модели, когда все внимание занято гардеробом. Конечно, если на съемке есть стилист, это хорошо - он будет следить за аккуратным видом одежды.

3.1. Дублирую слой Background (Ctrl+J) и даю ему имя «Общая ретушь». Чтобы не повторять эти два действия для каждой новой фотографии, я записала простой action и соответствующим сочетанием клавиш привожу его в действие. После создания слоя сохраняю PSD файл в соответствующую папку на компьютере и продолжаю работу.


3.2. Увеличиваю фото до 100% и «зигзагом» просматриваю его с левого верхнего угла вниз, потом снова вверх и так далее (или правого угла - это не столь важно), пока не пройду по всему изображению, исследуя его на предмет пыли и «грязи». Изучая фото таким образом, я замечаю, каким участкам кожи будет необходима ретушь, но, не преступая к ней сразу, обдумаю ход действий. Единственное, что на этом этапе я могу почистить на коже, это кусочки пыли, которые невидимы невооруженным глазом, но всегда заметны на фото и имеют тенденцию застревать в микроворсинках кожи и ничем не отличаются от пыли на других частях изображения. Я использую только 3-и инструментами для удаления мелких дефектов, которые легко исчезают после одного двух касаний – чаще всего это Spot Healing Brush Tool («пластырь»), иногда Patch Tool («заплатка») и гораздо реже Clone Stamp Tool («штамп»).


Ниже - некоторые исправления этого этапа: мелкая пыль на лице и одежде; блики ниток, поскольку в составе ткани водолазки, видимо, были синтетические волокна, которые бликовали в ярком свете, а если попадали в зону расфокуса, то из точек превращались в маленькие кружочки, потому что эффект боке действует для светового пятна любого размера; маленький блик на зубах (он "сверкал" из тени губ и был удален из композиционных соображений, так как нарушал однородность тени), отдельные волосы, пересекающие границы лица или ворота водолазки (все относительно: многие возможно попытались бы убрать волосы в области губ и правого глаза, но меня они не смущают, а создают ощущение ветра, доказывают его присутствие в кадре); отдельные волоски (пушок) лица, которые бликовали на солнце.


3.3. На этом же слое я сделаю пластику волос, скрытых под водолазкой, чтобы уменьшить форму и вернуть шее привычные очертания – это важно, как по смыслу (у Кати изящная шея), так и композиционно. Я не буду специально создавать новый слой для этой задачи, но обычно это рекомендуется сделать, для случаев более серьезной ретуши, и чтобы не потерять в случае ошибки уже выполненную работу. Инструментом Lasso Tool выделяю нужную часть фотографии и сочетанием клавиш Shift+Ctrl+X вызываю окно команды Liquify. Выбираю инструмент Forward Warp Tool («палец») и слева, в панели свойств «Properties», задаю размер, силу нажатия инструмента (эти настройки индивидуальны). Работая с цифровой пластикой всегда стоит обращать внимание на фон позади редактируемой области, так как он может содержать прямые линии (перспектива зданий, окон, дверей и т.д.), которые легко «изогнуть», применяя этот инструмент, и «выдать себя». Самые тяжелые случаи – это повторяющиеся рисунки позади зоны коррекции, которые могут быть искажены – часто это единственное ограничение для применения Liquify. Будьте внимательны к окружению на снимке и пробуйте эффект, начиная с маленьких изменений. В моем примере позади шеи модели в расфокусе находится здание и, несмотря на боке, прямые линии этажей угадываются, поэтому я буду выполнять движения, параллельные линиям этажей, чтобы не нарушить структуру фона.



4. Зерно. Я люблю текстуру пленочной черно-белой фотографии, и, хотя полностью этот эффект воссоздать в Photoshop непросто, я добавляю немного смягченного, размытого по краям, цифрового шума, который условно и называю зерном. Подобно настоящему пленочному зерну, мягкий цифровой шум, усиливая фактуру, «съедает» некоторые неровности кожи, так, как это происходит, например, на узкой пленке с чувствительностью 200-400 – это то, в чем пленка превосходит цифру – в своем «щадящем» отношении к человеческой коже. Способ, который я использую, описывается на сайте https://www.photoshopessentials.com/. Для вызова слоя с зерном я также пользуюсь action-ом, и повторю здесь его последовательность:


4.1. Нажимаю на иконку нового слоя, удерживая клавишу alt, и в открывшемся окне даю имя новому слою, выбираю режим смешивания Overlay и ставлю галочку напротивфункции Fill with Overlay-neutral color (50% gray).

 


4.2. В меню Filter выбираю Noise->Add Noise, в появившемся окне устанавливаю нужное мне значение Amount (его стоит подобрать индивидуально, но у меня по умолчанию 15.19% и этого достаточно почти для любого фото), в секции Distribution выбираю Gaussian (для цветных изображений я бы еще отметила галочкой режим Monochromati, но для чб фото это не требуется). Нажимаю OK. Пока вид изображения очень шершавый.


4.3. Чтобы смягчить края цифрового шума, в меню Filter выбираю Blur->Gaussian Blur и ставлю значение 0.7. Нажимаю OK.


4.4 Увеличивая изображение до 100%, оцениваю размер зерна и принимаю решение о том, нравится ли мне такой вид, или же я могу уменьшить прозрачность слоя с зерном (Opacity) и тем самым сделать эффект еще мягче. Я останавливаюсь на значении 70%. Для ростовых, поясных, погрудных портретов и крупных планов значения слоя будут отличаться, чтобы сохранить естественность.

 

Сравнение 4-х эффектов: без шума (1), с резким шумом (2), с применением Gaussian Blur (3), финальный вариант "зерна" с прозрачностью слоя 70% (4)

5. Ретушь кожи. У меня нет пока возможности сделать полноценное видео, чтобы показать работу кисти, но мой способ ретуши строится на «закрашивании» светлых участков и «протирании» темных – на иллюзии светотени, которая и создает эффект неровностей кожи. Очень важное замечание, что помимо самих дефектов кожи, которые встречаются у людей, существует еще вполне естественная и здоровая неоднородность поверхности кожи, которая не проявляет себя никак, и заметна только, когда выявлена светом на фотографии. Происходит, я думаю, это от того, что слой жировых клеток распределяется не совсем равномерно поверх мышц лица и от этого возможны «перепады рельефа». Именно с такой особенностью я имею дело, работая над Катиным портретом. Ее кожа для меня идеальна, но можно все-таки смягчить некоторые естественные неровности. По понятным причинам, я не смогу показать фото «до и после» людей с кожными проблемами, но методы, которые я здесь использую, подходят для исправления практически любых дефектов кожи. Они подробно описываются в книге Кэтрин Айсман и на сайте Олега Титяева http://www.photoindustria.ru/ в одной из его статей. Я не буду передавать их так же тщательно – лучше изучить первоисточники, но кратко опишу суть.

Немного о слоях: слои - это чудо программы Photoshop - они дают возможность для практически любых манипуляций с изображением, сохраняя при этом возможность полного "отката назад" к отправной точке без страха безвозвратно испортить фотографию. Кто впервые сталкивается со слоями, могут думать о них, как о прозрачных пленочках (кальке, вуали, прозрачном материале), которые, накладываясь в определенном режиме друг на друга и на фотографию, могут менять ее вид так, как угодно фотографу. И с этого момента, работая с кожей, я больше не затрагиваю непосредственно пиксельный слой, а произвожу изменения только на слоях Curve (кривые), которые часто используют по их прямому назначению: коррекция экспозиции, контраста и цвета. То есть, касаясь кривой, изгибая ее, мы сразу видим изменения внешнего вида фотографии (на примерах ниже АА). Но если инвертировать измененный слой (Ctrl+I), изображение возвращается к своему прежнему виду, но отображение окошка слоя становится из белого – черным, что и говорит об инвертировании слоя (на примерах ниже ВВ).















Что это даёт нам?

Если взять кисть (в данном случае Dodge Tool), уменьшить силу ее касания и начать «рисовать» по инвертированному слою (чёрной маске), то те изменения экспозиции, которые мы сделали с помощью кривой ранее, то есть до инвертации (два фото AA на предыдущем коллаже), будут видны только на участке работы кистью (экстремальный пример приведен для наглядности: зона волос была сначала высветлена, а потом затемнена). Обратите внимание на черную маску слоя кривой - в обоих случаях на ней появился серый след, соответствующий месту применения кисти, т. е. на волосах. Это означает, что для всех светлых пятен изображения мы можем создать более темный слой, и протирая его, затемним светлые пятна, а работая с темными пятнами, нам соответственно понадобится «более светлый» слой – и тогда кистью мы сможем осветлить темноты. Прелесть этого способа в том, что он не нарушает механически текстуру кожи или волос, а работает только с иллюзией светотени.

 

5.1. Итак, добавим 1-ый слой кривых. Я условно назову его «Темноты», обозначая этим, что на нем я буду «протирать» темные пятна на коже. Я изгибаю кривую, чтобы высветлить изображение, потому что мне нужно в итоге высветлить темные пятна, и инвертирую слой Ctrl+I. Изображение не изменилось, а маска слоя кривой стала черной, обозначая инвертацию слоя.


Важный момент: для личного удобства я изменила ориентацию координатной сетки кривых, то есть в моей программе тени расположены вверху, а света внизу – у вас может быть наоборот, что совершенно не важно для хода работы, так что, надеюсь, это не будет сильно отвлекать.

 


5.2. Теперь создаю 2-ой слой кривых и называю его «Светлые пятна», тяну кривую, чтобы затемнить изображение, потому что на этом слое я буду затемнять светлые пятна. Инвертирую Ctrl+I. Теперь у меня есть два слоя для коррекции светотени. Во время ретуши я буду переключаться между ними.

5.3. Для большего порядка я помещаю 2-а слоя кривых в папку с названием «Ретушь кожи» и всегда могу «закрыть» ее (свернуть) – это очень удобно во время более сложной многоэтапной ретуши, чтобы не запутаться в слоях. Для "протирания", "рисования" на масках слоев можно использовать обычную кисть (Brush) белого цвета, уменьшив значение ее прозрачности Opacity/Exposure до 11%-20%, но я предпочитаю другой инструмент – Dodge Tool ("черная лупа") с теми же значениями и цветом. Значение Exposure стоит менять для большего контроля над силой «штриха» и его "проявляющей" способностью. Перед началом ретуши кожи я еще раз оцениваю поверхность лица и решаю, какие зоны я буду выравнивать. Я рекомендую также работать при масштабе изображения 50% или 100%, потому что промежуточные значения масштаба могут давать некорректное отображение пикселей и сбивать с толку.

 


Ретушь кожи выполнена (склейка GIF):


Завершив работать с кожей, я могу вызвать цветную маску слоя, чтобы показать штрихи, которые я сделала. Для этого выбираю слой «Темноты» или «Светлые пятна», активирую прямоугольник черной маски и нажимаю на клавиатуре клавишу с символом \ (backslash). Изображение побледнело и на нем стали заметны следы штрихов разных оттенков серого цвета. По умолчанию в Photoshop цвет маски красный, я сменила его на бледно-желтый в меню Layer Mask Display Options, которое доступно в пункте меню Mask Options при наведении курсора на слой маски и нажатии правой кнопки мыши или соответствующей клавиши на карандаше планшета. Проделываю то же самое для слоя «Светлые пятна» и тогда можно видеть все изменения. Интенсивность отображения серых штрихов в этом режиме соответствует силе нажатия инструмента, поэтому некоторые следы еле заметны, так как касание кончика карандаша было очень-очень легким:


Когда ретушь кожи выполнена расмотрим ближе некоторые исправления: 1) на внутренний уголок брови наложилось пересечение волос в расфокусе. Сами волосы меня не смущали, но они создали ощущение «пробела» – это легко исправить затемнением, а также смягчить высветлением угловатую тень, расположенную сразу под основанием роста волос;


2) ближе к уголкам губ есть небольшая сухость, поэтому кажется, что губы раскрыты не полностью – исправлять строение такой деликатной зоны инструментом Stamp Tool сложнее, поэтому я не стала трогать ее на слое общей ретуши, а только на инвертированных кривых. Я пригасила тенями участки соединенной кожи, то есть тот световой эффект, который выдавал проблему – сработало правило, что фотография – это иллюзия света и тени и некоторые части изображения могут быть исправлены без непосредственного вмешательства в пиксельный слой. Эффект кажется не столь существенным на увеличенном фрагменте, но он ощущается на полном изображении (GIF-файл выше).


6. Сохранение и резкость. Фотография готова и теперь я "склеиваю" все слои, чтобы сохранить две версии разного размера и для каждой из них минимально повысить резкость. У изображение есть своя резкость, и усиление ее нужно для более приятного (законченного) отображения при просмотра в интернете или печати.

6.1. Для полноразмерного файла JPEG я дублирую слой Background сочетанием клавиш Ctrl+J.

6.2. К новому слою Layer 1 применяю фильтр High Pass, который вызываю из меню Filters->Others->High Pass. Устанавливаю небольшое значение радиус, равное 1.6 пикселей и нажимаю OK. Изображение стало серым, но на нем отчетливо заметны контуры лица, волос и т.д.


6.3. В выпадающем меню режимов смешивания палитры слоев выбираю Soft Light (для усиления эффекта есть другая функция Hard Light). Разница заметна на склейке сравнения фрагментов "до и после" применения настроек резкости (внимательно всмотритесь в линию ресниц на фрагменте с глазом - файл GIF ниже).



6.4. Склеиваю слои и сохраняю финальную версию JPEG. Этот способ повышения резкости описан Дмитрием Рудаковым в его «Оранжевой книге цифровой фотографии».

6.5. Для маленького изображения JPEG в меню Filters выбираю Sharpen->Unsharp Mask и устанавливаю необходимые мне значения. Не вспомню уже когда и где узнала об этом способе повышения резкости, но он более радикальный и, по личному опыту скажу, что лучше подходит для изображений, публикуемых в интернете (GIF ниже).


 

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: