Основные темы и мотивы лирики

• Поэт и поэзия; духовный кризис современного поколения; свобода и счастье.

• Россия; природа; любовь.

• Христианские мотивы.

Аналитическая работа с текстом стихотворения Ф. И. Тютчева «Silentium»

— Слово silentium переводится с латыни на русский язык как молчание.

В этом слове и заключена основная мысль стихотворения — одиночество поэта,

его внутренний мир, скрытый от посторонних глаз. Произведение состоит всего

из трёх строф, но они наполнены очень глубоким смыслом, и каждую строфу

можно считать отдельной частью стихотворения. Очевидно, что внутренний мир

человека для Тютчева аналогичен Космосу, включая весь мир, но в странном,

трансформированном виде, непривычном и непонятном человеку. Именно поэтому автор предписывает сохранять молчание.

 Аналитическая работа с текстом стихотворения Ф. И. Тютчева

«Не то, что мните вы, природа…»

Ни для кого из русских поэтов, кроме А. А. Фета, природа не являлась та-

ким постоянным источником впечатлений и раздумий, как для Ф. И. Тютчева.

Поэт был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Стихотворение «Не то,

что мните вы, природа…» написано в форме обращения. У него нет заглавия, что

придаёт ему более глубокий смысл. Главная идея — взаимоотношения человека

и природы. Через всё произведение автор проводит мысль о том, что «глухие»

люди не умеют чувствовать, а, следовательно, не умеют жить. И если для них

природа безлика, то для Тютчева она — «голос матери самой». Её образами он

выражает свои сокровенные мысли, чувства, сомнения.

 

 Аналитическая работа с текстом стихотворения Ф. Тютчева

«Природа — Сфинкс…»

— Лишь в особенно горькие минуты природа представляется Тютчеву царством пустоты и «вечного бессмыслия». Для Тютчева характерны поиски смысла

во всём: во Вселенной, в бытии. Такого рода размышления и приводят, в конце концов, к странному высказыванию: «Природа — сфинкс». Умиротворение, покой,

исцеление — только в «природе — сфинксе». Видимо, такое наименование при-

роде было дано в минуты тяжелейшего, безысходного отчаяния. Ведь что ни говори, окружающий мир постоянно был для Тютчева живым, а отнюдь не каменным.

 

 

Домашнее задание

Конспект

Выучить стихотворение

 

               Можете посмотреть учебные фильмы по этим ссылкам.

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2756274873623382349&text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D1%82%D1%8E%D1%82%D1%87%D0%B5%D0%B2&path=wizard&parent-reqid=1585326736601318-1799065824986028106400195-vla1-0671&redircnt=1585327796.1

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=7377018860214965747&text=%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA+%D1%82%D1%8E%D1%82%D1%87%D0%B5%D0%B2&path=wizard&parent-reqid=1585326736601318-1799065824986028106400195-vla1-0671&redircnt=1585327796.1

https://infourok.ru/videouroki/2167

                   

                         

 

          Тема: Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики.

Глоссарий

Анафора — это единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф.

Антитеза — стилистический приём, основанный на резком противопоставлении понятий и образов.

Градация — это стилистический приём, расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости.

Звукопись — это приём усиления изобразительности текста путём такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине, выражаемому настроению. В звукописи используются и аллитерации, и ассонансы, и звуковые повторы. Звукопись усиливает изображение определённого явления, действия, состояния.

Инверсия — это нарушение общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы, придающая ей особую выразительность; необычная последовательность слов в предложении.

Лирический фрагмент — ведущий жанр лирики Тютчева.

Метафора — это переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова, обозначающего предмет или явление, вместо другого, когда слова эти близки по сходству или контрасту.

Оксюморон — это фигура, основанная на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления.

Олицетворение — это изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Перифраз — описательный оборот, применяемый для замены фразы.

Синтаксический параллелизм — сходное построение смежных предложений.

Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность.

Эпифора — это фигура, противоположная анафоре, повторение одних и тех же элементов в конце смежных отрезков речи (слов, строк, строф, фраз).

Этот поэт родился в старинной дворянской семье. Согласно семейному преданию основателем их рода был некий итальянец по имени Джуди. Мать, Екатерина Львовна, урожденная графиня Толстая. Он получил домашнее образование под руководством С.Е.Раича – поэта, переводчика. Был женат на Элеоноре Петерсон, Эрнестине Дернберг и жил в гражданском браке с Е.А.Денисьевой. Творчество этого поэта мы начали изучать на прошлом уроке.

Сегодня мы продолжаем изучать творчество Федора Ивановича Тютчева.

               Любовная лирика Ф. И. Тютчева.  

В историю русской поэзии Тютчев вошёл, прежде всего, как автор философской лирики, но его перу принадлежит и ряд замечательных произведений на тему любви. Любовные и философские стихи поэта связаны одним лирическим героем, сквозными мотивами, их роднит напряжённый драматизм звучания. Многие его стихи о любви автобиографичены. Сегодня мы познакомимся с одной из сторон творчества Ф. И. Тютчева, которая никого не может оставить равнодушным — любовной лирике поэта.

Если в своих философских стихотворениях поэт предстаёт как мыслитель, то в любовной лирике он раскрывается как психолог и тонкий лирик. Любовная лирика открывает нам внутренний мир поэта, глубину его чувств, тот особый мир, который вдохновлял поэта на создание стихотворений. Многие свои стихи

поэт посвятил конкретным женщинам, восхищаясь ими и преклоняясь перед их красотой. Посмотрите на портреты тех, кто удостоился внимания поэта, кому посвящены лучшие его строки. (На доске портреты А. М. Крюденер, Э. Ф. Петерсон, Э. Дёрнберг, Е. А. Денисьевой.)

Любовь — одна из вечных тем. Она вне времени и пространства. Что же такое любовь? Об этом размышляют философы, писатели, поэты, художники, композиторы, пытаясь выразить это чувство художественно.

  ВЫУЧИТЬ НАИЗУСТЬ «О, как убийственно мы любим»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: