Задание 1
В каких предложениях нет грамматических ошибок?
1.Работы были выполнены согласно плана.
2.Занятия шли согласно расписания.
3.Своевременно оплачивайте за проезд.
4. Нужно заплатить за проезд.
5.Сотрудника уволили согласно приказу.
6.Сразу по приезду в село все отправились в магазин.
7.Мы знаем писателей, благодаря которым оживают страницы истории.
2. ЗАПОМНИ!
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Подлежащее и сказуемое в главной части должны быть в форме либо единственного, либо множественного числа. Сказуемое не может употребляться в единственном числе, если подлежащее стоит во множественном, и наоборот. Например:
Те, кто напишет ЕГЭ на 85 баллов и выше, смогут поступить в самые престижные вузы.
Относительное местоимение кто в функции союзного словаупотребляется только сглаголами в единственном числе.
Задание 2.
В каких предложениях есть грамматические ошибки?
1.Каждый из тех, кому посчастливилось познакомиться с ним, неизменно оказывались под его властью.
|
|
2.Каждый, кто читал повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствует главным героям.
3. Все, кто изучали творчество М. Ю. Лермонтова, знают его стихотворения.
3. ЗАПОМНИ!
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
(СХЕМА) Члены предложения: главные и второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение (обозначает качества, свойства и признаки предметов): согласованные и несогласованные (имя существительное в косвенных падежах, словосочетание (существительное и относящееся к нему прилагательное, существительное и количественное числительное).
- Приложение – это определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже. К приложениям относятся имена, фамилии, клички, географические названия, названия газет, журналов, художественных произведений.
После главных слов при приложении, например, сказка, роман, кинофильм и других подобных, имя собственное ставится в именительном падеже.
Если главное слово в предложении отсутствует, тоназвания используются в тех падежах, каких необходимо для контекста предложения.
Например: В сказке «Репка» либо: В «Репке».
Задание 3
В каких примерах нарушено построение предложения с несогласованным приложением?
1.В книге «Слове о словах» Лев Успенский высказал интересные мысли о необычном словаре.
2.В романе-эпопее Л. Н. Толстого «Войне и мире» представлена широкая картина народной жизни.
3.Среди научных трудов Ф. И. Буслаева прежде всего следует упомянуть его книгу «Историческую грамматику русского языка».
|
|
4. ЗАПОМНИ!
Ошибка в построении предложения с однородными членами.
СХЕМА: Однородные члены предложения: относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос, выполняют одинаковую синтаксическую функцию.
- использование таких однородных сказуемых, которые требуют разного падежа дополнений
Например: Он не переставал любить и вспоминать о Родине.
- употребление в качестве однородных причастного оборота и придаточного предложения с который:
Ошибочно: Дождь, ливший с утра и который помешал нашей прогулке, закончился после обеда. (Дождь, ливший с утра и помешавший нашей прогулке, закончился после обеда. Дождь, который лил с утра и помешал нашей прогулке, закончился после обеда.)
- полные и краткие формы не употребляются в качестве однородных членов предложения:
Например: Сестра была красива и грустна. Ошибочно: Сестра была красива и грустная.
- неправильное расположение союзов в предложении или ошибочная замена одной части двойного союза на инородное слово
Как…, так и…
Не только…, но и…
Если не…, то…
Не столько…, сколько…
Ошибочно: Экзамены сдали не только девятые, а также одиннадцатые классы. Экзамены не только сдали девятые, но и одиннадцатые классы. (Нарушение логики, союз употреблен неправильно)
Правильно: Экзамены сдали не только девятые, но и одиннадцатые классы.
- Ошибочное использование разных частей речи в качестве однородных членов предложения
Например: Ошибочно: Он любит футбол и стрелять.
Правильно: Он любит играть в футбол и стрелять. Или: Он любит футбол и стрельбу.
Задание 4
Исправьте ошибки в построении предложений с однородными членами.
1.Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю. (Образованный человек хорошо знает как литературу, так и историю.)
2.Каждый из нас понимает не только чувства поэта, но и отзывается на них сердцем.(Каждый из нас не только понимает чувства поэта, но и отзывается на них сердцем.)
3.Читателю интересны не только переживания героев романа, а также их поступки.(Читателю интересны не только переживания героев романа, но и их поступки.)
5. ЗАПОМНИ!
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.
- Что такое деепричастие, деепричастный оборот? (добавочное действие при основном, выраженным глаголом-сказуемым)
- Какое правило помогает правильно построить предложение с деепричастным оборотом? (добавочное и основное действие поясняют одно и то же лицо)
Задание 5 Укажите грамматически правильное продолжение предложения
Изображая любой предмет,
1)на картине запечатлевается мироощущение художника.
2)художником создаётся точная его копия.
3)художник передаёт своё представление о мире.
4)для художника важно его собственное мироощущение.
6) ЗАПОМНИ!
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
- Что такое причастие? (проявляющийся во времени признак предмета по действию)
!!! Найдите определяемое слово и задайте от него правильный вопрос причастию.
- ошибочное согласование причастия с определяемым словом:
Он задал зрителям ряд вопросов, волнующие всех. (каких?) волнующих
- смешение страдательных и действительных причастий:
Ошибочно: Задание, выполняющееся нами. (Задание, выполняемое нами, не вызывает затруднений.)
Задание 6.
Найдите верное продолжение предложения.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля содержится более 80 тысяч слов, …
- ранее не записанные.
- ранее не записанных.
- ранее не записываемые.
7) ЗАПОМНИ!
Неправильное построение предложения с косвенной речью.
- Местоимения 1-го и 2-го лица в косвенной речи не используются.
Ошибочно: Петька сказал, что я еще не готов к экзамену. (Петька сказал: «Я еще не готов к экзамену».)
Правильно: Петька сказал, что он еще не готов к экзамену.
|
|
Задание 7.