Почему люди, даже хорошие и добрые, могут совершать злодейство?

· Зотов испытывает симпатию к Тверитинову, но просит подтвердить рассказ материальными доказательствами (фотографии).

· Зотов в разговоре с актером раскрывается как человек добрый, отзывчивый, настоящий патриот, человек, не способный к дурному.

· Роковой вопрос Игоря Дементьевича о Сталинграде заставляет «советского человека» охолонуть сердце» и сделать мгновенный вывод – это шпион, враг.

· Но сомнение не оставляет его. Так ли он сделал? Сердце чувствует, что он ошибся. Неслучайно он несколько раз пытается узнать о судьбе Тверитинова.

· «У нас брака не бывает!» Брак списывают. Брак уничтожают по акту. О судьбе актера догадываться не приходится. Но Зотов будет жить с чувством вины всегда. Все было сделано по инструкции, во имя Родины, но не во имя Человека. Получается, что и Зотов не прошел испытание на звание Человека.

Рассказ «Захар–Калита» написан в 1965 году. В нём говорится о событиях отечественной памяти 14 века - Куликовской битве, о том, какое значение эта битва имела для русского народа и как граждане российского государства в лице правительства, министерства культуры отнеслись к памяти тех тысяч русских воинов, которые решили судьбу России.

Это была первая русская победа над монголо-татарами.

Автор ведёт наших путников на то святое место, именуемое Полем Куликовым. Горько и больно смотреть на плиты, отвалившиеся от памятника, на полуразрушенную церковь, воздвигнутую в честь Сергея Радонежского.

Далее мы знакомимся со Смотрителем этого памятника старины – Захаром-Калитой, который пытается своими силами сохранить хоть что-то для потомков, для истории.

Два чувства противоборствуют в душе Захара-Калиты: желание быть полезным Отечеству и полнейшая беспомощность от бесправия истории перед официальной современностью. Захар – и богатырь, хранитель, и большой ребёнок, бессознательно «играющий» рядом с историей. Но это не его вина, а наша общая беда.

Жанр рассказа всегда привлекал Солженицына:

«В малой форме всегда можно очень много поместить…и можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя»

Как вы думаете, зачем понадобилась автору сказовая манера повествования?

Да затем, что речь идёт о старине, об истории; жанровая форма рассказа показывает разрыв между историей и современностью.

Как же готовит нас автор к встрече с героем и, так сказать, с событием рассказа?

Неспешно перебираются глаголы: «давно целились», «подбираться вздумали нескладно, пошли глухими просёлками»;

в рассказе происходит не только движение по старой затравеневшей дороге, но с каждым шагом вперёд – шаг назад,

мысленный шаг в Историю «Нам без помех думалось о тех русоволосых ратниках, о девяти из каждого пришедшего десятка, которые вот тут, на сажень под теперешним наносом, легли и до кости растворились в земле, чтоб только Русь встряхнулась от басурманов»;

А.  обращает наше внимание на начало Куликовской битвы, на Куликовскую ночь, опетую Александром Блоком:

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

 

За тишиною непробудной,

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.

 

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск, и трубы лебедей.

 

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжёл, как перед боем,

Теперь твой час настал – молись!)

 

Итак, перед нами события 1980 года, когда многочисленное войско хана-Мамая, мечтавшее завоевать весь мир, двинулось на Русь, чтобы разорить все русские города.

И вот на поле Куликовом встретились русские и монголо-татарские войска «Тут-то, в самой заверти злой сечи – поставлен и памятник героям Куликовской битвы».

Так о каких героях Куликовской битвы рассказывает Солженицын?  Кому отдаёт предпочтение?

Князю Дмитрию Донскому, возглавившему русское войско. «Быть бы Дмитрию и тогда Донским, да с другого конца. Но верно он всё расчёл и сам держался, как не всякий сумел бы великий князь. Под знаменем своим он оставил боярина в убранстве, а сам бился как ратник, и видели люди: рубился он с четырьмя татарами сразу…»;

перед боем Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского и выделил ему двух своих иноков (монахов) Александра Пересвета и его брата Андрея Ослябя для поддержания духа войска русского. И действительно, именно Александр Пересвет воодушевит русское войско перед боем, вызвавшись сразиться с грозным Челубеем. Не случайно А.Солженицын упомянул о поединке перед боем Челубея с Пересветом, который вошёл в историю Куликовского сражения как настоящий герой, позже возведённый в лик святых.)

Перед нами главный герой рассказа – Смотритель Куликова поля Захар-Калита.

Иван I Данилович Калита (1288 – 1340) – великий московский князь.Был жестоким и хитрым в достижении своих целей правителем. Сыграл большую роль в усилении экономического и политического союза Московского княжества и Золотой орды, для которой он собирал с русских дань. Он накопил большие богатства (отсюда его прозвище «Калита» - «кошель», «денежная сумка»), которые использовал для покупки земель в чужих княжествах и владениях.

Он заботился о культурном наследии своего государства. На накопленные средства строил храмы, крепости. При Иване I появились первые каменные здания в Москве (например, Успенский собор). Московский кремль был обнесён дубовым частоколом.

Герой А. Солженицына Захар-Калита не был великим князем, да и богатства у него не было. В своём мешочке (калите) он носил Книгу отзывов, память о великом историческом событии.

И так же, как Иван I Калита, Захар трепетно относился к культурному наследию своего государства.

Почему автор так подробно описывает быт и образ жизни Захара Дмитрича?

Что же  волнует нашего героя?

Да, безответственное отношение стоящих у власти к памятнику старины, проявление вандализма среди людей.

«Да без меня б тут всё прахом!» - с болью в сердце скажет Захар.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: