Сборник А.А. Ахматовой «Белая стая»

29.04.

Анна Андреевна Ахматова

Тезаурус

Акмеизм — модернистское течение в русской поэзии начала XX в., провозглашавшее, в отличие от символизма, материальность, предметность тематики и образов с позиции «искусства для искусства.

Гипербола — поэтический приём чрезмерного преувеличения с целью усиления впечатления.

Лирика — это один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются. В центре художественного внимания - образ-переживание.

Лирический герой — субъект высказывания в лирическом произведении, художественный двойник автора. Тот, от чьего лица ведётся повествование в произведении.

Метафора — оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения.

Эпитет — это художественное определение, образно и эмоционально характеризующее описываемое явление, человека, предмет, события.

Почти всю свою долгую жизнь Ахматова прожила в Ленинграде. А родилась в Одессе, но в годовалом возрасте была перевезена в Царское Село- теперь это город Пушкин, вблизи Санкт-Петербурга. Петербург стал ее духовной родиной. Анна Ахматова, жизнь и творчество которой мы вам представим, - это литературный псевдоним, которым подписывала свои стихи Анна Горенко.

Большая семья: 6 детей: Андрей, Инна, Анна, Ия, Ирина, Виктор. Ирина рано умерла от туберкулеза.

1890 г. – переезд в Царское Село

В 11 лет начала писать стихи. Отец называл «декадентской поэтессой». Когда Анне было 17 лет, отец узнал о ее поэтических опытах и попросил не срамить его имени. Так появился псевдоним – Ахматова (в честь последнего хана Золотой Орды Ахмата, ее родственника по материнской линии).

О детстве:

И никакого розового детства…

Веснушечек, и мишек, и кудряшек…

Когда Анне было 16 лет – родители расстались

1906-1907 гг. - Киевская гимназия

1907 г. – юридический факультет Высших женских курсов в Киеве

1910 г. – свадьба с Гумилевым, поездка в Париж

1912 г. – первый сборник Ахматовой «Вечер» (тираж 300 экземпляров, переиздавался 13 раз)

Путешествие по Европе: Швейцария, Италия, Генуя, Пиза, Флоренция, Болонья, Венеция, Вена, Краков.

1 октября 1912 г. – рождение сына, назвали Лев

1914 г. – сборник «Четки», поэма «У самого моря»

1917 г. – книга «Белая стая»

После революции – работа в библиотеке агрономического института.

1921 г. – книга «Подорожник»

1921-1922 гг. – книга «Anno Domini»

30-е годы – волна сталинских репрессий

Находилась в блокадном Ленинграде, уехала в Ташкент.

1944 г. – возвращение в Ленинград. Очерки «Три сирени» и «В гостях у смерти».

1946 г.- поэзия Ахматовой объявлена чуждой народу, враждебной ему. Исключение из Союза писателей, уничтожен тираж уже напечатанного сборника стихов, мучительная нищета.

Конец 50-х гг. – снят запрет и имени Ахматовой.

1962 г. – «Поэма без героя» (писала 22 года)

1964 г. – присуждение международной премии «Этна-Таормина» (на Сицилии)

1965 г. – почетная степень доктора Оксфордского университета

5 марта 1966 г. – умерла

Любовь Ахматовой одаривает и радостью, и горем, но всегда это - счастье. В стихах разворачивается жизнь, суть которой и составляет любовь.

Погружая читателя в жизнь, Ахматова позволяет почувствовать течение времени, властно определяющего судьбу человека.

Процесс творчества, рождение стиха приравнивается к процессам, происходящим в природе. Обязанность поэта – не выдумывать, а расслышав, записать.

Пушкинское начало в поэзии Ахматовой:

  • классическая ясность
  • интонационная выразительность
  • отчетливо выражается позиция принятия мира, противостоящего человеку
  • настойчивое стремление быть верным лишь одной поэзии, а не силе власти или требованиям толпы.

Т ема любви в творчестве поэтессы Ахматова пришла в литературу 20 века, первой его четверти, с самой традиционной темой для мировой лирики - темой любви. Однако решение ее в творчестве данной поэтессы является принципиально новым. Далеки стихи Ахматовой от сентиментальной женской лирики, представленной в 19 веке такими именами, как Каролина Павлова, Юлия Жадовская, Мирра Лохвицкая. Далеки они также и от "идеальной", отвлеченной лирики, характерной для любовной поэзии символистов. В этом смысле опиралась в основном не на русскую лирику, а на прозу 19 века Ахматова. Творчество ее было новаторским. О. Э. Мандельштам, например, писал о том, что в лирику принесла сложность русского романа 19 века Ахматова. В "Вечере" представали в разных обличьях любовные чувства, однако героиня неизменно являлась отвергнутой, обманутой, страдающей. К. Чуковский писал о ней, что первой, открывшей то, что быть нелюбимой - это поэтично, является именно Ахматова. В несчастной любви виделся источник творчества, а не проклятье. Три части сборника названы соответственно "Любовь", "Обман" и "Муза". Хрупкая женственность и изящество сочетались в лирике Ахматовой с мужественным принятием своего страдания. Из 46 стихотворений, входящих в этот сборник, почти половина была посвящена расставанию и смерти. Это не случайно. В период с 1910 по 1912 год поэтессой владело чувство краткодневности, она предчувствовала смерть. К 1912 году две ее сестры умерли от туберкулеза, поэтому Анна Горенко) считала, что эта же участь постигнет и ее. Однако она не связывала, в отличие от символистов, разлуку и смерть с чувствами безысходности, тоски. Эти настроения рождали переживание красоты мира. Наметились в сборнике "Вечер" и окончательно оформились сначала в "Четках", затем в "Белой стае" отличительные черты стиля этой поэтессы. Глубоко историчной является интимная лирика Анны Андреевны. Уже в "Четках" и "Вечере" вместе с темой любви возникают два других главных мотива - совести и памяти. "Минуты роковые", которыми была отмечена отечественная история (начавшаяся в 1914 году первая мировая война), совпали с трудным периодом в жизни поэтессы. У нее открылся в 1915 году туберкулез, в семье ее наследственная болезнь. Еще более усиливаются мотивы совести и памяти в "Белой стае", после чего в ее творчестве становятся главенствующими. Поэтический стиль этой поэтессы в 1915-1917 годах эволюционирует. Все чаще в критике упоминается своеобразный "пушкинизм" Ахматовой. Суть его составляет художественная законченность, точность выражения. Отмечается также наличие "цитатного слоя" с многочисленными перекличками и аллюзиями как с современниками, так и с предшественниками: О. Э. Мандельштамом, Б. Л. Пастернаком, А. А. Блоком. Все духовное богатство культуры нашей страны стояло за Ахматовой, и она справедливо ощущала себя его наследницей.

Тема родины в творчестве Ахматовой, отношение к революции Не могли не отразиться в творчестве драматические события времени жизни поэтессы. Ахматова, жизнь и творчество которой проходили в сложный для нашей страны период, восприняла революцию 1917 года как катастрофу. Прежней страны, по ее мнению, больше не стало. Тема родины в творчестве Ахматовой представлена, например, в сборнике "Anno Domini". Раздел, открывающий этот вышедший в 1922 году сборник, называется "После всего". Ко всей книге была взята эпиграфом строка "в те баснословные года..." Ф. И. Тютчева. Родины больше нет для поэтессы... Однако для Ахматовой революция - это также и расплата за греховную жизнь прошлого, возмездие. Пусть лирическая героиня и не творила сама зла, она чувствует, что причастна к общей вине, поэтому Анна Андреевна готова разделить нелегкую долю своего народа. Родина в творчестве Ахматовой обязана искупить свою вину. Даже название книги, в переводе означающее "В лето Господне", говорит о том, что поэтесса воспринимает как божью волю свою эпоху. Использование исторических параллелей и библейских мотивов становится одним из способов осмыслить художественно происходящее в России. К ним все чаще прибегает Ахматова (например, стихотворения "Клеопатра", "Данте", "Библейские стихи"). В лирике этой великой поэтессы "я" в это время превращается в "мы". Анна Андреевна говорит от лица "многих". Каждый час не только этой поэтессы, но и ее современников, оправдан будет именно словом поэта. Таковы основные темы творчества Ахматовой, как вечные, так и характерные именно для эпохи жизни этой поэтессы. Ее часто сравнивают с другой - с Мариной Цветаевой. Обе они являются сегодня канонами женской лирики.

«Есть три эпохи у воспоминаний», — сказала однажды Анна Ахматова. Ее творческая судьба тоже распадается на три этапа, три биографических круга.

Начало первого — 1912 г. — выход в свет сборников «Вечер» и «Четки». Творчество Ахматовой этого периода связано с акмеизмом, да и позже поэт (Ахматова не признавала определения «поэтесса» по отношению к себе) не отреклась от своей связи с акмеизмом. Лирика первых книг — почти исключительно лирика любви. Стихи-миниатюры были лиричны и внутренне драматичны, иногда даже сюжетны («Смятение»). В ее ранних стихах поражало сочетание нежности, хрупкости чувства с твердостью и отчетливостью стиха. Современники говорили о «загадке» Ахматовой. Любовная лирика ее крайне интимна и предельно откровенна, чувственна. «Поединком роковых страстей» она близка Тютчеву.

Сборник «Вечер».

Ахматова – признанный мастер любовной лирики, знаток женской души, ее увлечений, страстей, переживаний. Первые ее стихи о любви имели некий налет мелодраматизма, но скоро в ее произведениях зазвучал психологический подтекст, приоткрывающий душевное состояние лирической героини через описание ее внешнего поведения, через выразительные, четкие детали.

Вершина любовной лирики Ахматовой – в ее стихах, посвященных Борису Анрепу («Широк и желт вечерний свет», «Эта встреча никем не воспета», «Это просто, это ясно», «Сказка о черном кольце»). В них она следует прежде всего пушкинской традиции.

Сборник «Четки».

Героем лирики Ахматовой становится Петербург, «город, горькой любовью любимый». Усиливается мотив непонимания, отчужденности.

Глубина психологизма достигается с помощью высвеченной памятью детали, которая становится знаком обостренного чувства. Соединение обыденной детали петербургского пейзажа с глубиной переживаний придает стихам необычайную психологическую убедительность. Приметы Петербурга – знак разлуки.

Сборник А.А. Ахматовой «Белая стая»

Поворотным моментом в творческой биографии Ахматовой стал вышедший в 1917 году сборник «Белая стая». В этой книге резко усилилась религиозность Ахматовой. Происходит окончательное утверждение женщины не в качестве объекта любовного чувства, а в качестве лирической героини. Однако на деле лирические героини её поэзии - различные ипостаси русской женщины.

Стихотворениям Ахматовой присуща сюжетность, дифференцированность и тонкость лирических переживаний. Любовь главенствует в цикле, но лирическая героиня внутренне изменилась, она независима от диктата «жестокой юности».

 

Главным итогом 1930-х годов явилась поэма «Реквием». Ею Анна Ахматова выполнила свой гражданский долг перед теми, кто в течение долгих месяцев стоял в очереди к тюремному окошку. В поэме передана удушающая атмосфера всеобщего оцепенения. Здесь создан удивительно емкий образ Города, который резко отличается от былого блоковско-ахматовского Петербурга. Теперь это не город красоты и гармонии, а «ненужный» привесок к гигантской тюрьме, в которую превратилась вся страна: «Реквием» — это плач не только по собственному сыну, но по всем, кого «уводили на рассвете».

 

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

 

В 1940-е годы — в годы Великой Отечественной войны — стихи Ахматовой звучали по радио. «Клятва», «Мужество» пронизаны уверенностью, что «нас покориться никто не заставит», что «мы защитим тебя, русская речь, великое русское слово».

Стихи Ахматовой, собранные в итоговый сборник «Бег времени», элегичны, пронизаны философским отношением к жизни, мудры и величественны. Поэтическим «солнцем» Ахматовой был Пушкин. Она наследует традиции пушкинской поэзии, ее лаконичность, точность, простоту и гармонию.

Несомненно, вклад Анны Ахматовой в русскую литературу и, в частности, в поэзию, невозможно переоценить. У многих людей имя этой поэтессы, ни много ни мало, ассоциируется с Серебряным веком русской литературы (наравне с Золотым веком, самые известные, яркие имена которого – это, без сомнения, Пушкин и Лермонтов).

Перу Анны Ахматовой принадлежат известные сборники стихов, среди которых можно выделить самые, наверное, популярные, изданные ещё при жизни великой русской поэтессы. Эти сборники объединены по содержанию, а также по времени написания. Вот некоторые из таких сборников (кратко):

· «Избранное».

· «Реквием».

· «Бег времени».

· «Слава Миру!»

· «Белая стая».

Все стихотворения этого замечательного творческого человека, в том числе не вошедшие в вышеперечисленные сборники, обладают огромной художественной ценностью.

Анна Ахматова также создала исключительные по своему поэтизму и высоте слога поэмы – такова, например, поэма «Алконост». Алконост в древнерусской мифологии — это мифическое существо, удивительная волшебная птица, которая воспевает светлую печаль. Несложно провести параллели между этим чудесным существом и самой поэтессой, все стихи которой с ранней юности были проникнуты прекрасной, светлой и чистой печалью бытия…

Многие из стихотворений этой великой личности в истории русской культуры ещё при её жизни были номинированы на самые разнообразные престижные литературные премии, в том числе на знаменитейшую среди литераторов и учёных всех мастей Нобелевскую премию (в данном случае — по литературе).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: