Двадцать девятое апреля
Классная работа
Задание 1 (письменно): Формулируем тему и цели урока!
Распредели глаголы на две группы. Обращай внимание на окончания, выдели их.
Любим, читаем, знаем, видим, понимаем, вникаем, развиваемся, проникаем, славим, строим, наслаждаемся.
Ответь на вопросы:
- Чем объясняется различие гласных в окончаниях глаголов?
- Как называются представленные глагольные формы? Почему?
- В каких временах глагола они существуют?
- Как называется изменение глаголов по лицам и числам?
Сформулируй и запиши в тетрадь тему урока, устно сформулируй его цели.
Задание 2 (устно): Вспоминаем известное!
Ответь на вопросы:
- Сколько спряжений у глагола?
- Как вы определяли спряжение относится глагола в начальной школе?
- Зачем нужно знать спряжение глагола и уметь его определять?
Самопроверка: выдели голубой прямоугольник, нажми Delete
ТЕМА: Спряжение глагола.
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением, а эти формы – личными, потому что изменение ПО ЛИЦАМ. Спрягаются глаголы только в НАСТОЯЩЕМ и БУДУЩЕМ времени. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам.
|
|
У глагола два спряжения: I и II.
В начальной школе вы определяли спряжение глагола по форме 3 лица множественного числа: у глаголов I спряжения в этой форме окончания - ут или - ют (зов ут, по ют), а у глаголов II спряжения – - ат или - ят (помч ат ся, гляд ят).
Знать спряжение глагола и уметь его определять необходимо, потому что именно от него зависит выбор гласных в личных окончаниях глаголов.
Задание 2 (устно и письменно): Вспоминаем известное!
Проработай таблицу. Вспомни, какие окончания имеют глаголы I и II спряжения в других личных формах.
Обрати внимание: в окончаниях глаголов I спряжения повторяется гласная Е, а в глаголах II спряжения – И.
I спряжение (наст. и буд.вр.) | II спряжение (наст. и буд.вр.) | |||
Окончания ед.ч. | Окончания мн.ч. | Окончания ед.ч. | Окончания мн.ч. | |
1 лицо | -у, -ю | -ем | -у, -ю | -им |
2 лицо | -ешь | -ете | -ишь | -ите |
3 лицо | -ет | -ут, -ют | -ит | -ат, -ят |
Перечерти таблицу в «Шпаргалку» (можно распечатать и вклеить). Не забудь написать тему.
Задание 3 (устно и письменно): Решаем проблему!
Всегда ли можно определить спряжение глагола «малышовым» способом? | |
Запиши предложения. Вставь пропущенные буквы в окончания глаголов. Определи спряжение глаголов. Устно ответь на вопросы: | |
Дети кле_т модели самолётов. Герои бор_тся с препятствиями. Капризные малыши хныч_т. Соседи кол_т дрова. | |
- Испытывал ли ты затруднения, вставляя пропущенные буквы и определяя спряжение? - Возникли бы такие затруднения если бы в упражнении были глаголы нести, литься, молчать, палить? - Почему? В чём разница между глаголами для «малышовки» и глаголами для взрослых учеников? | |
Скорректируй цели урока. |
|
|
Самопроверка: выдели голубой прямоугольник, нажми Delete
Дети кле ят модели самолётов. Герои бор ют ся с препятствиями. Капризные малыши хныч ут. Соседи кол ют дрова.
Правило начальной школы очень хорошее. Но его проблема в том, что оно подходит только для глаголов с УДАРНЫМ личным окончанием: нести – нес ýт, лить – ль ю́т ся, молчать – молч áт, палить – пал я́т. А таких глаголов, к сожалению, немного. В случае БЕЗУДАРНОГО личного окончания «малышовое» правило совершенно бесполезно, потому что сами гласные в личных окончаниях вызывают сомнения: клеЮт или клеЯт, гонЮт или гонЯт, стелЮт или стелЯт, мелЮт или мелЯт...
Скорректированные цели: выяснить способ определения спряжения глаголов с БЕЗУДАРНЫМ личным окончанием, научиться определять спряжение таких глаголов.
Задание 3 (устно и письменно): Изучаем новое!
Посмотри видеоурок:
https://videouroki.net/video/89-pravopisanie-bezudarnyh-lichnyh-okonchanij-glagola.html
Проработай таблицу «Спряжение глаголов с БЕЗУДАРНЫМ личным окончанием»:
I спряжение | II спряжение |
Все глаголы на -оть; -уть; -ыть; -ять; -ти; -чь: Например: колоть, прыгнуть, забыть, гулять, нести, жечь | ________________________ |
Все глаголы на -ать Например: Написать, моргать, взрываться, помогать, сознаться | Исключения: дышать, слышать, держать, гнать |
Все глаголы на -еть Например: Одолеть, обогреться, созреть, иметь, разодеться | Исключения: смотреть, видеть, терпеть, вертеть, зависеть, обидеть, ненавидеть |
Исключения: брить, стелить, зиждиться, зыбиться | Все глаголы на -ить Например: Тащить, жениться, катиться, рушить |
Обрати внимание: наличие или отсутствие приставки или постфикса не влияет на спряжение глагола.
Перечерти таблицу в «Шпаргалку» (можно распечатать и вклеить)
Выучи наизусть исключения ПО ОТДЕЛЬНОСТИ:
- 4 глагола на -ать;
- 7 глаголов на -еть (они образуют систему: два глагола зрения + считалочка из пяти глаголов);
- 4 глагола на -ить.
Задание 4 (устно): Применяем!
Проработай алгоритм рассуждения:
Задание 5 (письменно): Применяем!
Выполни упражнение 669.
Задание 8 (устно): Подводим итоги!
- Распредели информацию урока на три радела: «Это я знал», «Это было совершенно новым», «Об этом я узнал больше, чем раньше». - Задай себе свой ВТОРОЙ ЛЮБИМЫЙ ВОПРОС. | |
- С каким чувством ты выполнял задания дистанционного обучения? - Было интереснее или скучнее, чем в классе? - Сложнее или легче? - В чем были затруднения? - Что понравилось больше всего? - Что не понравилось? |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Для всех (устно): Выучить теоретический материал (таблицы, §118-119, видеоурок).
2. Для всех (письменно): Выполнить упр.670.
Напоминаю, что 30.04.2020 нам предстоит написать тестовую контрольную работу по ЛИТЕРАТУРЕ, в которую войдут изученные темы, начиная с пьесы-сказки С. Маршака «12 месяцев».
Вы ВСЕ должны быть онлайн в момент начала урока литературы согласно расписанию звонков. В это же время я выложу в группе дистанционного обучения задания контрольной работы. Вы будете выполнять их в течение урока и сразу после его окончания сфотографируете и пришлёте мне.
Работы, присланные с опозданием, проверяться не будут!
Чтобы не тратить время, отпущенное на выполнение заданий, заранее подготовьте листочек в линию. Наверху подпишите его:
Тридцатое апреля
Контрольная работа №2
по теме «Из русской литературы XX века (ч. II)»
учащегося(-ейся) ______ класса
ФИ в Р.п.
Подготовьтесь к контрольной работе – повторите изученный материал:
Сведения об авторах и содержание произведений:
|
|
- С.Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»;
- А.П. Платонов. «Никита»;
- В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»;
- К.М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»;
- А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»;
- писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе;
- Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь – Робинзон».
Сведения по теории литературы:
- драма как род литературы. Пьеса – сказка. Диалог. Монолог. Ремарка;
- фантастика в литературном произведении;
- автобиографичность литературного произведения;
- пафос в произведении;
- лирическое стихотворение;
- изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы);
- юмор.
Напоминаю, что НЕ ВСЕ прислали мне
- аудиофайл с выразительным чтением стихотворения о войне (НЕ «Рассказ танкиста» и НЕ «Майор привёз мальчишку на лафете»);
- видеофайл с чтением НАИЗУСТЬ («Рассказ танкиста» или «Майор привёз мальчишку на лафете»);
- видеофайл с чтением НАИЗУСТЬ (поэты ХХ века о Родине, родной природе)
Если будут проблемы с прикреплением видео ВК (а они будут, скорее всего), присылайте на почту: shannani_n_v@mail.ru
Не забудьте в теме сообщения указать фамилию и класс.
Помните, что на видео заметно, когда вы рассказываете наизусть, а когда читаете с книжки, которую держит за кадром мама